Практическое занятие

Задача. На производство электродвигателей израсходовано за месяц материалов на 978 тыс.руб. Основная и дополнительная заработная плата рабочим составила 140 тыс.руб. Цеховые расходы 420 тыс.руб. Общепроизводственные расходы 112 тыс.руб. Внепроизводственные расходы – 2% от производственной себестоимости. Определить цеховую, производственную и полную себестоимость двигателей.

Решение.

Цеховая себестоимость = 978 + 140 + 420 = 1538 тыс.руб.

Производственная себестоимость = 1538 + 112 = 1650 тыс.руб.

Полная себестоимость = 1650 + 1650*0,02 = 1683 тыс.руб.

 

Тема 4.2. Ценообразование

Цена, ценовая политика предприятия

Цена – денежное выражение стоимости единицы продукции (изделия), работ, услуг.

Ценовая политика – важнейшая составляющая часть маркетинговой политики, состоящая в установлении цен, обеспечивающая выживание фирмы в рыночных условиях и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий.

Этапы ценовой политики: постановка ценовой политики; определение спроса на продукцию; оценка издержек; анализ цен и товаров конкурентов; выра­ботка ценовой стратегии; выбор метода ценообразо­вания; установление окончательной цены.

Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую прежде всего его собственные интересы Выделяют три основные цели ценовой политики.

1. Обеспечение сбыта (выживаемости) — главная цель предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке представлено много производите­лей аналогичного товара. Предприятие может исходить из предположения, что увеличение объема реализа­ции сократит относительные издержки производ­ства и сбыта, что дает возможность увеличить сбыт продукции. С этой целью предприятие занижает цены, использует т.н. цены проникновения — спе­циально занижаемые цены, способствующие рас­ширению сбыта и захвату большой доли рынка.

2. Максимизация прибыли означает, что предприятие стремится максимизировать текущую при­быль. Оно производит оценку спроса и издержек при­менительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное возмещение затрат.

3. Удержание рынка предполагает сохранение предприятием существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности, что требует принятия различных мер для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.

Цена в условиях рыночной экономики — важнейший экономический параметр, характеризующий деятель­ность предприятия. Именно цены определяют структу­ру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение то­варной массы, уровень доходности предприятия.

В зависимости от сферы регулирования раз­личают:

1. свободные цены, которые устанавливаются произ­водителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-прода­жи не связаны никакими обязательствами;

2. договорно-контрактные цены, которые уста­навливаются по соглашению сторон. При этом про­давец и покупатель, заключая договор (контракт), принимают на себя определенные обязательства;

3. цены в условиях частичной или полной моно­полизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать принудительные условия;

4. регулируемые цены — цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъек­тов Федерации.

В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют: цену «франко-склад поставщика», цену «франко-станция отправления», цену «франко-склад потребителя» и др. Система франкирования показывает, до какого пунк­та по пути продвижения товара от продавца к покупа­телю продавец возмещает транспортные расходы; они, соответственно, включаются в цену товара.

Рыночная цена формируется под влиянием большого числа факторов, одним из которых являются издержки, соотношение спроса и предложения, этап жизненного цикла, конкуренция.

Виды цен.

Оптовая цена – цена, возмещающая текущие затраты производства и получение прибыли.

Ц отп.пр. = Сн (1+Rсс), Rсс = (Rпр * ПФсг)/Спг, где

                Сн – полная плановая себестоимость единицы продукции, руб.

                Rсс – уровень рентабельности по себестоимости, т.е. прибыль.

                Rпр – уровень рентабельности в долях единицы.

ПФсг – среднегодовая стоимость производственных фондов (основной и оборотный капитал).

Отпускная цена – формируется на оптовой цене + цена налога на добавленную стоимость.

Ц отп.п/п = Ц отп.пр + (Цопт – МЗ)*НДС,

                МЗ – материальные затраты на единицу продукции.

                НДС – налог на добавленную стоимость.

Розничная цена – конечная цена реализации через торговую сеть.

Ц розн = Ц отпуск + ТЗ + ПР + НДС,

                ТЗ – текущие затраты (издержки)

ПР – прибыль торговых организаций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: