Описание образовательной среды для ребенка с особыми образовательными возможностями

Контрольная работа

 

 

Выполнила студентка 3.080.3.15 группы

Леонтьева Антонина Ивановна «___» ________ 2020г.

Направление подготовки 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия

Форма обучения: заочная

Научный руководитель: канд. пед. наук,

доцент кафедры логопедии и детской речи

Валентина Петровна Быкова_____________

 «___» ________ 2020г.

 

Новосибирск 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3

1.Общие положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………………………….…5

2.Типология коррекционных учреждений во ФГОС для детей с ОВЗ……………7

3.Цель работы……………………………………………………………………...….8

4.Учебный план для специальных (коррекционных) классов V вида……………..9

5.Учебный план для специальных (коррекционных) классов на примере ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида» республика Бурятия, г. Улан-Удэ……………………………………………………12

6.Пояснительная записка к учебному плану конкретного учреждениядля детей с особыми образовательными возможностями……………………………………...14

7.Режим работы конкретного учреждения для детейс особыми образовательными возможностями………………………………………………………………………..19

8.Учебно-методический комплекс по предметам общеобразовательного компонента для ребенка с особыми образовательными возможностями (для одного класса)…………………………………………………………………………………..….19

9.Особенности Адаптированной программы и программы развития конкретного учреждения для ребенка с особыми образовательными возможностями…….…19

10.Примерная индивидуальная программа или маршрут ученика с особыми образовательными возможностями или (ребенка ДО с особыми образовательными возможностями)…………………………………………………………………….….23

11.ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….……………...……28

12. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....…30


ВВЕДЕНИЕ

Ключевые позиции, касающиеся формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью, отражены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закон впервые закрепил право на получение обучающимися с ОВЗ инклюзивного образования, которое определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и создает благоприятные условия для образования детей, имеющих особые образовательные потребности. В этой связи, термин «дети с особыми образовательными потребностями» закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений и отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

Одной из основных функций образовательного Стандарта общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современная государственная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребёнок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-культурную и образовательную среду.

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап системы образования в любой стране мира, процесс в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.


1.Общие положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ – совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация).

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Стандарт включает в себя требования к структуре АООП НОО и их объему; условиям ее реализации и результатам освоения, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

В его основу положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

· признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования в качестве основного средства достижения цели образования;

· признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;

· развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

· разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

· ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;

· реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

· разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Стандарт направлен на решение следующих задач образования, обучающихся с ОВЗ:

·формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

·охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

·формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности;

·создание специальных условий для получения образования*(4) в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

·обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

·формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.

Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту.

Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и мнения родителей (законных представителей) [1].

 


2.Типология коррекционных учреждений во ФГОС для детей с ОВЗ

 

23-я статья закона «Об образовании в Российской Федерации» называется «Новая типология образовательных организаций» и перечисляет их основные типы:

· дошкольные образовательные организации

· общеобразовательные организации

· профессиональные образовательные организации

· образовательные организации высшего образования.

В части 5 и 6 статьи 23 сказано, что в наименовании образовательной организации нужно указывать ее организационно-правовую форму и тип из четырех вышеперечисленных. В части 23 статьи сказано, что в наименовании образовательной организации можно использовать слова, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности, в зависимости от: уровня и направленности образовательных программ; интеграции различных видов образовательных программ; содержания образовательной программы; специальных условий реализации образовательных программ и/или особых образовательных потребностей обучающихся; дополнительно осуществляемых функций, связанных с предоставлением образования, их содержания – лечение, коррекция, реабилитация, психолого-педагогическая поддержка, интернат.

Опираясь на 5 и 6 части 23 статьи можно вести речь о коррекционных учреждениях для детей с ОВЗ как об одном из видов общеобразовательных организаций. В статье 79 сказано, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может организовываться вместе с другими обучающимися или в отдельных классах, группах, организациях. Как видно, статьи 5, 6 и 79 подтверждают, что могут создаваться отдельных коррекционные учреждения для детей с ОВЗ [2].

 

3. Цель: Систематизация теоретических знаний для описания образовательной среды ребенка с особыми образовательными возможностями

 

1. Ведение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем.

2. Оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;

· развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».

 

4.Учебный план для специальных (коррекционных) классов V вида

Недельный учебный план для 1 и 2 классов

 

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю в 1 классе Количество часов в неделю во 2 классе Итого

Филология

Русский язык - 4 4
Обучение грамоте 5 - 5
Литературное чтение - 4 4
Произношение 2 1 3
Развитие речи 2 2 4
Математика и информатика Математика 4 4 8
Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир (человек, природа, общество) 1 1 2

Искусство

Музыка 1 1 2
Изобразительная деятельность 1 1 2
Технология Технология (труд) 2 2 4
Физическая культура Физическая культура 3 3 6
  Итого: 21 23 44




Недельный учебный план для 3 и 4 классов

Учебные предметы

Классы

Всего

3 4
Русский язык 4 5 9
Литературное чтение 5 3 8
Развитие речи 2 2 4
Окружающий мир (человек, природа, общество) 1 1 2
Математика 4 4 8
Музыкальное искусство 1 1 2
Изобразительное искусство 1 1 2
Физическая культура 3 3 6
Технология, трудовое обучение 2 2 4
Основы религиозных культур и светской этики - 1 1
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения - - -
ИТОГО обязательная учебная нагрузка: 23 23 46

Ополнение к учебному плану (Коррекционно-развивающая область)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: