Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР (далее – учебный план) является нормативным документом, определяющим структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.3286-15.
Учебным планом определён перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности, объём учебного времени, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся по ступеням начального общего образования.
Структура учебного плана образовательной организации представляет собой единство обязательной и вариативной частей и приложения «Внеурочная деятельность».
|
|
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования обучающихся с ТНР:
· формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
· готовность обучающихся к продолжению образования на последующихступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
· формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
· личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
· коррекция/профилактика речеязыковых расстройств;
· формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.
Обязательная часть учебного плана включает предметные области, реализуемые адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования, содержит перечень учебных предметов, предусмотренных действующим ФГОС НОО и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В образовательной области «Филология» предусмотрены часы на предметы «Обучение грамоте», «Русский язык», «Чтение». Предмет «Обучение грамоте» в 1-х классах подразделяются на часы, отводимые на овладение обучающимися навыками чтения – 4 часа, и часы, отводимые на овладение графомоторными навыками – 3 часа. Со II полугодия учебного года в 1-ых классах часы по предмету «Обучение грамоте» (7 часов в неделю) делятся на предметы «Русский язык» - 4 часа и «Чтение» - 3 часа.
Обучение иностранному языку осуществляется на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка обеспечивает подготовку обучающихся для продолжения образования на следующей ступени, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности.
|
|
Вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений и включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционно-развивающую область.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Коррекционно-развивающая область включает часы следующих коррекционных курсов: «Логопедическая ритмика», «Произношение», «Развитие речи».
В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей, обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом, психическом и/или физическом развитии;
учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В связи с тем, что по окончании начальной ступени общего образования обучающиеся продолжат обучение в средних общеобразовательных учреждениях, часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, использована для увеличения количества часов, отводимых на обязательную часть.
Время, отводимое на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), составляет 330 часов в 1-х классах, 340 часов во 2 – 3 классах.
Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, делятся следующим образом:
1 - 2классы (7 часов):
· на коррекционный курс «Произношение» – 2 часа;
· на коррекционный курс «Развитие речи» – 2 часа;
· на коррекционный курс «Логопедическая ритмика» – 1 часа;
· Сказкотерапия (коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом) – 2 часа.
3- 4 классы (7 часов):
· на коррекционный курс «Произношение» – 2 часа;
· на коррекционный курс «Развитие речи» – 2 часа;
· на коррекционный курс «Логопедическая ритмика» – 1 час;
· «Сказкотерапия» (коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом) – 2 часа.
Часы, отводимые на направления внеурочной деятельностью, распределяются следующим образом:
1- 2 классы (3 часа):
· общеинтеллектуальное – 1 час;
· социальное – 1 час;
· общекультурное – 1 час.
3- 4 классы (3 часа):
· общеинтеллектуальное – 2 часа
· спортивно-оздоровительное – 1 час.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы НОО, реализуются во второй половине дня, в послеобеденное время.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся и не допускает перегрузку обучающихся в течение учебного дня, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы.
Вся образовательная и воспитательная деятельность построена так, чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по коррекции/профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР, обеспечивающая тесную связь содержания образования с его развивающей направленностью.
|
|
Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР в процессе освоения АООП НОО реализуется в урочное и внеурочное время и осуществляется следующими специалистами: учителями начальных классов, учителями-предметниками, учителями-логопедами, педагогами-психологами, медицинскими работниками (врач-педиатр, медицинская сестра).
В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися – не менее 2 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2–4 обучающимися составляют 20 – 25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий – не менее 2 раз в неделю.
Согласно части 22 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в учебном плане школы определены формы промежуточной аттестации в соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ «С(К)ОШИ V вида». Учебные предметы и формы, по которым проводится промежуточная аттестация, определяются решением педагогического совета школы и утверждаются приказом директора школы. Промежуточная аттестация проводится во 2 классах, оценивание проводится по пятибалльной системе.
Продолжительность уроков в 1-ых дополнительных и 1-х классах согласно СанПиН 2.4.2.3286-15 составляет:
I полугодие – 35 минут
II полугодие – 40 минут.
Продолжительность уроков во 2 – 4-х классах согласно СанПиН 2.4.2.3286-15 составляет 40 минут [4].