Материал к размышлению

Анализ указанных статей ТК не позволяет дать однозначный ответ о том, возможно ли изменение работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, условия о трудовой функции, т.е. о том виде работы, которая поручается работнику. Представляется, что данное условие является определяющим в содержании трудового договора, поэтому изменение указанного условия должно осуществляться только тогда, когда сторонами достигнуто соответствующее соглашение.

Работодатель - физическое лицо, имеющий статус индивидуального предпринимателя, вправе изменить определенные сторонами условия трудового договора только с учетом общих правил, предусмотренных в ч. 1 ст. 74 ТК, т.е. только в том случае, когда прежние условия не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.

Трудовые отношения с работником, работающим у работодателя - физического лица, могут быть прекращены не только по тем основаниям, которые установлены ТК либо иными федеральными законами, но и по основаниям, предусмотренным трудовым договором. Предоставление возможности установить дополнительные основания увольнения работника позволяют упростить процедуру прекращения трудового договора, поскольку могут возникнуть обстоятельства, препятствующие продолжению трудовых отношений, например конфликт между работником и работодателем - физическим лицом, нестабильность финансового положения работодателя, трудности в осуществлении предпринимательской деятельности.

В трудовой договор с лицом, работающим у индивидуального предпринимателя, могут быть включены такие дополнительные основания увольнения, как отказ от исполнения либо ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, значительное сокращение объемов выполняемых работ или предоставляемых услуг и т.п.

Дополнительными основаниями прекращения трудового договора с работником, осуществляющим трудовую деятельность у работодателя - физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, могут служить, например: ненадлежащее поведение (проявление грубости, жестокости и т.п.); неисполнение обязанностей и распоряжений работодателя, вытекающих из условий трудового договора; небрежность при выполнении трудовых обязанностей; разглашение конфиденциальной информации о работодателе и членах его семьи.

Работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан зарегистрировать в уведомительном порядке факт прекращения трудового договора с работником. Регистрация прекращения трудового договора осуществляется в органе местного самоуправления, в котором указанный договор был зарегистрирован. В случае смерти работодателя - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или отсутствия сведений о месте его пребывания в течение двух месяцев, в иных случаях, не позволяющих продолжать трудовые отношения и исключающих возможность регистрации факта прекращения трудового договора, работник имеет право в течение одного месяца обратиться в орган местного самоуправления, в котором был зарегистрирован трудовой договор, для регистрации факта прекращения этого трудового договора.

Согласно ст. 305 ТК режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем - физическим лицом. Вместе с тем работодатель обязан обеспечить соблюдение всего комплекса гарантий, предусмотренных для работников трудовым законодательством, поэтому нельзя установить большую продолжительность рабочего времени или меньшую продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, чем это предусмотрено в ТК.

В случае возникновения индивидуального трудового спора между работником и работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, стороны должны попытаться самостоятельно урегулировать свои разногласия путем переговоров. Если взаимоприемлемое решение не было найдено, дальнейшее рассмотрение спора осуществляется в суде.

Период работы у индивидуального предпринимателя подтверждается записью в трудовой книжке, которую указанный работодатель - физическое лицо обязан вести в соответствии со ст. 309 ТК.

Работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, не имеет права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые, что позволяет ограничить возможные злоупотребления со стороны работодателя. Документом, подтверждающим период работы у такого работодателя, является трудовой договор, заключенный в письменной форме.

 

§ 4. Особенности регулирования труда надомников

 

На надомников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными в гл. 49 ТК. Кроме того, в настоящее время сохраняет свое действие Положение об условиях труда надомников, утвержденное совместным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 сентября 1981 г. N 275/17-99 в части, не противоречащей ТК.

Согласно ст. 310 ТК надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. Труд надомников должен быть направлен, как правило, на производство товаров народного потребления, оказание отдельных видов услуг гражданам и предприятиям. Допустимо использование труда надомников и для изготовления (выполнения) других видов изделий (работ), если по характеру и технологии производства это возможно в надомных условиях и экономически целесообразно.

Преимущественное право на заключение трудового договора в работе на дому предоставляется:

- женщинам, имеющим детей в возрасте до 15 лет;

- инвалидами и пенсионерам (независимо от вида назначенной пенсии);

- лицам, достигшим пенсионного возраста, но не получающим пенсию; лицам с пониженной трудоспособностью, которым в установленном порядке рекомендован труд в надомных условиях; лицам, осуществляющим уход за инвалидами или длительно болеющими членами семьи, которые по состоянию здоровья нуждаются в уходе;

- лицам, занятым на работах с сезонным характером производства (в межсезонный период), а также обучающимся в очных учебных заведениях;

- лицам, которые по объективным причинам не могут быть заняты непосредственно на производстве в данной местности (например, в районах и местностях, имеющих свободные трудовые ресурсы).

Лица, владеющие мастерством изготовления изделий народных художественных промыслов, сувенирных изделий или оригинальной упаковки для них, могут быть приняты на работу в качестве надомников независимо от рода их деятельности и работы на других предприятиях. При этом ограничения, установленные законодательством о совместительстве, на них не распространяются.

В отличие от общего правила, надомники могут выполнять обусловленную трудовым договором работу как личным трудом, так и с участием членов своей семьи, которые могут осуществлять помощь по доставке надомнику сырья и материалов, по производству товаров и выполнению отдельных поручений и услуг, по оформлению, упаковке и вывозу готовой продукции и др. При этом трудовые отношения между членами семьи надомника и работодателем не возникают.

Работы для надомников выбираются с учетом их профессиональных навыков и не могут быть, согласно ст. 311 ТК, противопоказаны им по состоянию здоровья. При этом должны учитываться различные факторы, например характер оборудования и инструментов, свойство сырья и материалов, рекомендации врачебно-трудовой экспертной комиссии или врачебно-консультационной комиссии.

Работы, поручаемые надомникам, должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, что предусмотрено в ст. 311 ТК. Это означает, что работодатель обязан обеспечить надомнику безопасные условия труда: следить за состоянием условий труда на рабочих местах; контролировать правильность использования надомником необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств; проводить инструктаж по охране труда (вводный, первичный и повторный) в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда России от 13 января 2003 г. N 1/29; обучать работников безопасным способам и приемам выполнения работы и др.

Следует иметь в виду, что организация в надомных условиях трудовых процессов допускается только для лиц, которые имеют необходимые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки либо могут быть обучены этим навыкам для выполнения определенных работ. Обследование жилищно-бытовых условий граждан, изъявивших желание работать на дому, осуществляется работодателем с участием выборного органа первичной профсоюзной организации. Отдельные виды надомных работ в соответствии с общими правилами противопожарной безопасности и санитарии, а также жилищно-бытовых условий надомников могут допускаться только с разрешения местных органов пожарной и санитарной инспекций.

Надомникам не может быть поручено выполнение работ, которые создают неудобства для лиц, проживающих по соседству.

Выполняя определенные виды работ, надомник может использовать инструменты, механизмы или иное оборудование работодателя либо приобретать их за свой счет. В случае использования надомником собственных инструментов и механизмов ему должна выплачиваться компенсация за их износ в порядке и размерах, который определяется сторонами и фиксируется в трудовом договоре. Кроме того, стороны вправе предусмотреть в трудовом договоре размеры, сроки и порядок возмещения стоимости материалов, принадлежащих надомникам, и иных расходов, связанных с выполнением работ на дому (например, оплату потребляемой электроэнергии, воды), а также порядок и сроки обеспечения надомников сырьем, материалами и полуфабрикатами, расчетов за изготовленную продукцию, порядок, сроки и способы вывоза готовой продукции и иные условия.

Особенностей оплаты труда надомников трудовое законодательство не предусматривает, поэтому работодатель вправе применять как повременную, так и сдельную системы оплаты труда. На надомников в полной мере распространяются правила, касающиеся продолжительности рабочего времени и времени отдыха, материальной и дисциплинарной ответственности; им на общих основаниях предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

Особенностью правового регулирования трудовых отношений надомников является возможность расторжения трудового договора не только по общим основаниям, предусмотренным ТК и иными федеральными законами, но и по дополнительным основаниям, предусмотренным трудовым договором. Так, к числу таких оснований можно отнести изготовление некачественной продукции, невыполнение или несвоевременное выполнение поручаемой работнику работы без уважительных причин, нарушение технологии производства и др.

Увольнение надомника производится в общем порядке, предусмотренном ст. 84.1 ТК.

 

§ 5. Особенности регулирования труда работников транспорта

 

Трудовая деятельность работников транспорта интенсивна, сложна и требует постоянной концентрации внимания, а также значительного физического и эмоционального напряжения. Работники, непосредственно управляющие транспортными средствами или управляющие движением транспортных средств, ответственны за жизнь и здоровье многих людей, что обусловливает установление определенных особенностей правового регулирования их труда и, в частности, специальных требований при приеме на работу, особых правил, касающихся рабочего времени, времени отдыха, дисциплины труда. Отдельные особенности правового регулирования трудовых отношений работников транспорта нашли отражение в гл. 51 ТК.

Для работников, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствам, установлены определенные ограничения, касающиеся возраста приема на работу. В отличие от общего правила, предусмотренного ст. 63 ТК, согласно которому заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16-летнего возраста, право управления транспортным средством может быть доверено лицу, достигшему 18-летнего возраста (за исключением мототранспортных средств, право на управление которыми возникает с 16 лет), а в отдельных случаях для приема на работу, связанную с движением транспортных средств, требуется достижение более старшего возраста. Например, согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется:

- автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория "B"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории "D" (категория "C"), - лицам, достигшим 18-летнего возраста;

- автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория "D"), а также трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим 20-летнего возраста.

В отдельных случаях дополнительные требования при приеме на работу касаются стажа управления транспортными средствами. Так, условием предоставления права на управление составами транспортных средств (категория "E") является наличие у лиц, имеющих право на управление транспортными средствами категорий "B", "C" или "D", стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев (п. 2 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

Помимо возрастных ограничений для работников, принимаемых на работу, связанную с управлением транспортными средствами, предусмотрены и некоторые иные ограничения. Например, на должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, что предусмотрено п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ. Кроме того, согласно п. 4 ст. 56 Воздушного кодекса РФ в состав летного экипажа воздушного судна Российской Федерации, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане Российской Федерации. Включение в состав летного экипажа данного воздушного судна иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна Российской Федерации.

Статья 328 ТК предусматривает, что одним из условий заключения трудового договора с работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, является прохождение профессионального отбора и профессиональной подготовки, т.е. указанные работники должны иметь специальное образование и обладать определенными навыками по управлению транспортными средствами, что подтверждается соответствующими документами.

Порядок прохождения профессионального отбора и осуществления профессиональной подготовки должен устанавливаться определенным федеральным органом исполнительной власти. Например, согласно ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В целях реализации указанного положения Приказом МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц утверждено Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и мотор-вагонным подвижным составом на российских железных дорогах, а Приказом МПС России от 28 октября 1999 г. N 39Ц - Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации. В этих нормативных правовых актах установлены соответствующие требования к лицам, направляемым на профессиональную подготовку, определен порядок обучения, а также регламентирована процедура проведения испытаний и выдачи свидетельств на право управления локомотивом.

Условием получения права на управление автомобилем является прохождение необходимой подготовки в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории, что предусмотрено ст. ст. 26 и 27 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Подготовка водителей транспортных средств осуществляется на основе Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 18 июня 2010 г. N 636, а также Примерных программ переподготовки водителей транспортных средств с категории "C" на категорию "D", с категории "D" на категорию "B", с категории "B" на категорию "D", с категории "B" на категорию "C", с категории "D" на категорию "C", с категории "C" на категорию "B", согласованных с Минтрансом России и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, утвержденных 19 января 2009 г. Минобрнауки России и введенных в действие с 1 февраля 2009 г. Приказом Минобрнауки России от 20 января 2009 г. N 6. Процедура подготовки (переподготовки) водителя автомобиля завершается квалификационными экзаменами, успешная сдача которых является основанием для приобретения гражданином права на управление автомобилем. Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396.

К выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются согласно п. 1 ст. 53 Воздушного кодекса РФ лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. Требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливаются федеральными авиационными правилами (п. 1.1 ст. 53 Воздушного кодекса РФ).

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится согласно ст. 328 ТК после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), проводимого в целях определения претендентов медицинских противопоказаний или ограничений к деятельности по управлению транспортными средствами. Кроме того, в процессе трудовой деятельности работники, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, обязаны проходить периодические медицинские осмотры (обследования), а также предрейсовые или предсменные осмотры. Отдельные категории работников транспорта должны проходить также послерейсовые (послесменные) и текущие медицинские осмотры (обследования).

Периодичность обязательных медицинских освидетельствований лиц, труд которых связан с управлением наземными транспортными средствами, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять указанными транспортными средствами, установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда". Так, периодические медицинские осмотры (обследования) водителей автомобилей должны проводиться не реже чем один раз в два года, а водителей, не достигших возраста 21 года, - ежегодно.

Обязательные медицинские осмотры на железнодорожном транспорте проводятся в целях медицинского обеспечения безопасности движения поездов, сохранения здоровья и трудоспособности работников. Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утвержден Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020. Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте утверждено Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц, согласно которому обязательным медицинским осмотрам подлежат лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта, которые непосредственно обеспечивают движение поездов, осуществляют профессиональную деятельность в условиях повышенной опасности (начальники железных дорог, их заместители, работники аппаратов управлений и отделений железных дорог, линейных предприятий и иных организаций железнодорожного транспорта, работа которых связана с выходом на железнодорожные пути), а также некоторые иные категории работников.

Ежегодные медицинские осмотры проходят: машинисты локомотивов, работающие без помощников машинистов на поездной и маневровой работе; машинисты и помощники машинистов, обслуживающие скоростные поезда, и механики рефрижераторных секций. Иные машинисты, водители и их помощники, а также работники, выполняющие диспетчерско-операторские и станционно-маневровые работы, обеспечивающие движение поездов, в возрасте до 50 лет обязаны проходить периодические медицинские осмотры каждые два года, а после 50 лет - ежегодно. Другие работники, непосредственно связанные с движением поездов, подлежат периодическим медицинским осмотрам один раз в три года.

Судебная практика.

Б. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 6Ц "Об утверждении Положения о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Приказ), ссылаясь на то, что в настоящее время нормативные правовые акты, на которых он основан, изменились или утратили силу, федерального органа исполнительной власти, издавшего этот нормативный правовой акт, не существует, порядок проведения обязательных предварительных и периодических осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными условиями труда, в силу ст. 213 ТК определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ, которое Постановлением от 27 октября 2003 г. N 646 уполномочило Минздрав России утвердить соответствующие нормативные правовые акты. Заявитель считает, что оспариваемый Приказ нарушает его конституционное право на труд и приводит к дискриминации в сфере труда.

Решением Верховного Суда РФ от 27 января 2010 г. N ГКПИ09-1651 в удовлетворении заявления Б. было отказано.

Суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах имевшихся у него полномочий.

Суд указал, что в соответствии с ч. 2 ст. 328 ТК и абз. 1, 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры; порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

В настоящее время такой порядок регулируется Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденным оспариваемым Приказом МПС России, функции которого по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности после его упразднения Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 переданы Министерству транспорта и связи Российской Федерации (в настоящее время - Министерство транспорта Российской Федерации). Передача функций по нормативному правовому регулированию другому федеральному органу исполнительной власти не прекращает действия ранее изданных нормативных правовых актов. Не может служить основанием для этого и то обстоятельство, что ряд законодательных и иных нормативных правовых актов, на основании которых издан приказ, изменены либо утратили силу.

Другого нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения обязательных медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, Министерством транспорта РФ не принято. Ссылки заявителя на Постановления Правительства РФ от 27 октября 2003 г. N 646 и от 19 января 2008 г. N 16 не имеют правового значения по настоящему делу, поскольку они не определяют порядок проведения медицинских осмотров работников, выполняющих работу, связанную с движением поездов, и маневровую работу, который урегулирован оспариваемым Приказом.

Суд пришел к выводу, что оспариваемый заявителем Приказ не отменяет закрепленных законодательством о труде прав работников железнодорожного транспорта, не противоречит конституционным нормам и требованиям ТК, а также изданным в его развитие постановлениям Правительства РФ.

Определением Верховного Суда РФ от 11 марта 2010 г. N КАС10-54 решение Верховного Суда Рф от 27 января 2010 г. оставлено без изменения, а кассационная жалоба Б. - без удовлетворения.

(Определение Верховного Суда РФ от 11 марта 2010 г. N КАС10-54)

Предварительные, при приеме на работу, и периодические медицинские осмотры (освидетельствования) должны проходить и отдельные категории работников гражданской авиации. Федеральные авиационные правила "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" утверждены Приказом Минтранса России от 22 апреля 2002 г. N 50.

Для выявления отклонений в состоянии здоровья работника, управляющего транспортным средством либо управляющего движением транспортных средств, угрожающих безопасности движения, работодатель обязан организовать предрейсовый медицинский осмотр, являющийся условием допуска указанных категорий работников к работе. Так, Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены Методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", которые составляют содержание приложения к письму Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств". Основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей: признаков различных заболеваний; признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов; остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома); утомления. В случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами.

На основе анализа причин отстранения водителей от работы по состоянию здоровья медработники формируют так называемые группы риска, куда включаются водители, склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами, а также длительно и часто болеющие (страдающие хроническими заболеваниями) и водители старше 55 лет. Водители, вошедшие в группы риска, должны подвергаться текущим и послерейсовым медицинским осмотрам и находиться под особым вниманием медицинских работников. Порядок проведения текущих и послерейсовых медицинских осмотров устанавливается руководителями организаций.

Работники, непосредственно участвующие в движении транспортных средств, относятся к числу работников, чья деятельность связана с источником повышенной опасности и осуществляется в условиях повышенной опасности, поэтому они подлежат обязательному психиатрическому освидетельствованию, проводимому в целях определения их пригодности по состоянию психического здоровья к управлению соответствующим транспортным средством.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в который включены, в частности, работы, непосредственно связанные с движением транспорта, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Порядок прохождения работниками транспорта психиатрического освидетельствования определен Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695. Освидетельствование работников транспорта проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" не реже одного раза в пять лет. Направление на психиатрическое освидетельствование, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, выдается работодателем.

Обязанность по организации проведения предварительных при приеме на работу, периодических, предрейсовых (предсменных), послерейсовых (послесменных) и текущих медицинских осмотров (обследований) работников транспорта лежит на работодателе (юридическом лице либо индивидуальном предпринимателе). Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Все указанные виды медицинских осмотров (обследований) осуществляются за счет средств работодателя.

Поскольку прохождение работниками, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, соответствующих медицинских осмотров (обследований) является обязательным условием допуска к работе, то для них предусмотрены определенные гарантии. Так, на период прохождения периодического, предсменного, текущего и послесменного медицинского осмотра (обследования), а также на период прохождения обязательного психиатрического освидетельствования за работником, в соответствии со ст. 185 ТК, сохраняется средний заработок. Кроме того, время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) включается в рабочее время.

В том случае, когда работник, непосредственно участвующий в движении транспорта, не прошел в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование, либо в случае выявления медицинских противопоказаний для управления соответствующим транспортным средством работодатель обязан отстранить работника от работы в порядке, предусмотренном ст. 76 ТК.

Если в процессе прохождения обязательного медицинского осмотра (обследования), а также обязательного психиатрического освидетельствования были выявлены медицинские противопоказания, препятствующие управлению транспортным средством, работодатель обязан в силу ст. 73 ТК перевести работника на другую имеющуюся у него работу, не связанную с непосредственным участием в движении транспорта и не противопоказанную ему по состоянию здоровья. При этом следует иметь в виду, что при переводе на нижеоплачиваемую работу работнику предоставляются определенные гарантии. Так, согласно ст. 182 ТК за ним должен быть сохранен его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.

В трудовой договор с работником, труд которого непосредственно связан с движением транспортных средств, должно быть включено условие о разъездном характере работы либо об осуществлении работы в пути, что предполагает выплату соответствующей надбавки к заработной плате. Кроме того, согласно ст. 168.1 ТК работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель обязан возместить связанные со служебными поездками расходы по проезду, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие), а также иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками указанных категорий работников, могут быть определены в коллективном договоре, соглашении, в локальном нормативном акте организации, в трудовом договоре с работником транспорта.

Необходимо обратить особое внимание на то, что если в трудовую функцию работника, непосредственно участвующего в движении транспортного средства, в соответствии с заключенным с ним трудовым договором входят служебные поездки в пределах административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта, то направление его в служебную поездку в другой населенный пункт должно оформляться как служебная командировка.

Для работников, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, что предусмотрено в ст. 329 ТК. Это означает, что лицо может быть принято на работу, связанную с непосредственным управлением транспортным средством или управлением движением транспортных средств, по совместительству только в том случае, когда в его трудовую функцию по основному месту работы не включено осуществление управления транспортным средством или управление движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16.

Прекращение трудового договора с работником, непосредственно участвующим в движении транспортных средств, может быть осуществлено по общим основаниям, предусмотренным ст. 77 ТК, в том числе и в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли сторон. При этом такими обстоятельствами, обусловливающими необходимость прекращения трудовых отношений с указанными работниками, являются истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение его права на управление соответствующим транспортным средством. Например, согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

- истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

- ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

- лишение права на управление транспортными средствами.

Увольнение работника, труд которого непосредственно связан с движением транспортных средств, по указанному основанию может быть осуществлено только в случае невозможности его перевода с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья, что предусмотрено в ч. 2 ст. 83 ТК. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Для работников транспорта предусмотрены отдельные особенности, касающиеся их рабочего времени и времени отдыха, которые предусмотрены в соответствующих нормативных правовых актах, устанавливающих: периоды, включаемые в рабочее время; сокращение рабочего времени для некоторых категорий работников; особенности установления суммированного учета рабочего времени; продолжительность сменной работы и порядок чередования смен; виды и продолжительность перерывов, включаемых в рабочее время; возможность привлечения к аварийным и авральным работам; продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха; возможность суммирования выходных дней и др. Например, согласно п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденному Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15, рабочее время водителя автомобиля состоит из следующих периодов:

1) время управления автомобилем;

2) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

3) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

4) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

5) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

6) время простоев не по вине водителя;

7) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

8) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

9) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

10) время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Поскольку работа, связанная с управлением транспортным средством или с управлением движением транспортных средств, требует постоянной концентрации внимания и значительного нервно-эмоционального напряжения, для отдельных работников транспорта предусмотрено предоставление специальных перерывов для отдыха, включаемых в рабочее время. Так, согласно п. 49 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 21 ноября 2005 г. N 139, члену летного экипажа предоставляются кратковременные перерывы следующей продолжительности:

1) не менее 15 минут - через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнения 10 посадок;

2) не менее 1,5 часа - после каждых четырех часов полетного времени или после 25 посадок, при этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом для отдыха и приема пищи.

В качестве примера особенностей рабочего времени, связанного с введением сменного режима работы отдельных категорий работников транспорта, можно привести и п. п. 22 и 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденного Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7, в котором предусмотрено, что режим рабочего времени проводников пассажирских вагонов в поездке регламентируется графиками сменности, утверждаемыми работодателем на каждый поезд применительно к местным условиям с учетом мнения представительного органа работников. По графику сменности продолжительность непрерывной работы (смены) проводников пассажирских вагонов в поездке не должна превышать 12 часов, а суммарная продолжительность ежедневной работы (смены) в течение календарного дня не должна превышать 16 часов. При обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками за поездку каждому проводнику включается в рабочее время половина времени в пути следования и, в соответствии с графиком сменности, в пункте формирования и оборота пассажирских поездов.

Судебная практика.

В. обратился в суд с заявлением о признании частично недействующими п. п. 20, 21, 24 и 32 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133, ссылаясь на то, что они противоречат ст. ст. 91, 99, 100, 152 и 329 ТК, поскольку вводят необоснованные ограничения в части оплаты труда работникам плавсостава судов, в частности за работу, которая не входит в круг их должностных обязанностей, за недостающих работников и при выполнении работы вне установленного времени вахт (смен). Заявитель также не согласен с тем, что Положение допускает в случае производственной необходимости перенос использования суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год, и привлечение работников к работе на судах и к береговым работам в период предоставления суммированных дней отдыха без переноса этих дней на другой срок. В. считает, что в этом случае отгулы, не предоставленные в пределах учетного периода, должны быть компенсированы в качестве сверхурочной работы.

По мнению заявителя, то обстоятельство, что порядок учета фактически отработанного времени устанавливает работодатель, противоречит ст. 104 ТК.

В заявлении также указано, что оспариваемый Приказ принят с нарушением порядка его принятия без согласования с Минздравсоцразвития России.

Решением Верховного Суда РФ 21 мая 2010 г. в удовлетворении заявления отказано.

Судом установлено, что Приказ от 16 мая 2003 г. N 133, оспариваемый заявителем, согласован с Минздравсоцразвития России в установленном порядке. Положением для работников плавсостава установлена нормальная продолжительность рабочего времени - не более 40 часов в неделю, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями - в субботу и воскресенье (п. 6); суммированный учет рабочего времени (п. 7); время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ (п. 8); работники плавсостава в соответствии с законодательством РФ имеют право на выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни (п. 16).

Особенностью режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников плавсостава является то, что по условиям работы в период эксплуатации невозможно регулярное предоставление плавающему составу еженедельных дней отдыха и нерабочих праздничных дней. В связи с этим такие дни суммируются и предоставляются либо в период навигации, либо в межнавигационный период.

Положением предусмотрено предоставление работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, суммированных дней отдыха (п. 19).

Пункт 20 Положения устанавливает порядок определения количества суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу по графику вахт (смен) по основной должности сверх установленной продолжительности рабочего времени, что согласуется со ст. 104 ТК, допускающей введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального количества рабочих часов. Учетный период не может превышать один год.

Суд пришел к выводу о том, что п. 20 Положения предусматривает предоставление дней отдыха за сверхурочную работу лишь по основной должности. Перечисленные в п. 20 Положения работы, не подлежащие учету при предоставлении суммированных дней отдыха, не относятся к работам по основной должности, поэтому довод заявителя о том, что при определении количества суммированных дней отдыха должно учитываться и время выполнения работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей работника (за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ), является ошибочным.

Согласно ст. 91 ТК работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, и, следовательно, учету подлежит как рабочее время по основной должности, так и время работы, не входящей в круг прямых должностных обязанностей работника, которое компенсируется соответствующей оплатой (ст. ст. 151, 285 ТК). Что касается аварийных и авральных работ, то эти работы, как указано в решении Суда, производятся по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна в течение установленной и сверх установленной продолжительности рабочего дня (п. 26 Положения) и учитываются особо (табелем на авральные работы) (п. 29 Положения) и компенсируются повышенной оплатой.

Суд пришел к выводу о том, что п. 21 Положения, допускающий перенос использования суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год в случае производственной необходимости и при условии письменного согласия работника, не противоречит ст. 104 ТК.

Возможность привлечения работников к работе в выходные дни с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации с последующей компенсацией по желанию работника другим днем отдыха предусмотрена ч. 5 ст. 113 и ст. 153 ТК, и Суд решил, что п. 21 Положения не нарушает прав работников, а обеспечивает работнику возможность реализовать свое право на отдых в полном объеме. Кроме этого, Суд указал, что по желанию работника неиспользованные дни отдыха ему могут быть заменены денежной компенсацией (п. 25).

Довод заявителя о противоречии п. 21 Положения ч. 6 ст. 99 ТК, устанавливающей предельную продолжительность сверхурочной работы 120 часов в год, не обоснован, поскольку ограничение продолжительности сверхурочной работы, установленное трудовым законодательством для каждого работника, распространяется только на сверхурочную работу. Работа в выходные дни в длительность сверхурочной работы не включается. Статьями 152 и 153 ТК предусмотрен различный механизм компенсации за сверхурочную работу и за работу в выходные дни.

Не противоречит ТК и п. 24 Положения, устанавливающий возможность привлечения в период предоставления суммированных дней отдыха работников по их письменному заявлению к работе на судах и к береговым работам. В данном случае работник привлекается в свой выходной день к работам на судах и к береговым работам с его согласия по письменному заявлению, оплата за которые производится с учетом требований ст. 153 ТК.

Пункт 32 Положения, предусматривающий, что учет рабочего времени осуществляется в порядке, установленном работодателем, соответствует требованиям ст. ст. 104 и 190 ТК, согласно которым порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 104 ТК) и утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 190 ТК).

Определением Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309 решение Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. оставлено без изменения, а кассационная жалоба В. - без удовлетворения.

(Определение Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N КАС10-309)

Одной из особенностей правового регулирования времени отдыха работников транспорта является предоставление отдельным категориям указанных работников дополнительных отпусков в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным совместным Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 (разд. XXXIII). Например, дополнительные отпуска продолжительностью 12 рабочих дней предоставляются: водителям автобусов регулярных линий (в том числе заказных); машинистам тепловозов, электровозов и моторовагонных электропоездов, работающих на магистральных железных дорогах; машинистам и помощникам машинистов электропоездов метро и некоторым иным категориям работников железнодорожного, автомобильного, морского, речного транспорта и гражданской авиации.

Дополнительные отпуска продолжительностью шесть рабочих дней предоставляются водителям автомобилей медицинской помощи и санитарных, кондукторам автобусов, отдельным категориям работников из числа членов экипажей морских судов (капитанам-механикам и их помощникам, шкиперам-механикам и их помощникам, багермейстерам-механикам и их помощникам, штурманам-механикам, кранмейстерам-механикам и их помощникам), некоторым другим категориям работников железнодорожного, автомобильного, морского, речного транспорта и гражданской авиации.

Трудовая деятельность работников, непосредственно управляющих транспортными средствами либо управляющих движением транспортных средств, сопряжена с высокой ответственностью за жизнь и здоровье многих людей, поэтому строгое и неукоснительное соблюдение указанными работниками дисциплины труда является основой безопасности движения.

Дополнительные требования, касающиеся трудовой дисциплины работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, предусмотрены в соответствующих уставах и положениях о дисциплине.

Специальный раздел уставов или положений о дисциплине работников транспорта посвящен поощрениям. Например, согласно п. 10 Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 708, к работникам применяются следующие виды поощрения:

1) объявление благодарности (в устной или письменной форме);

2) выдача премии;

3) награждение ценным подарком;

4) награждение почетной грамотой;

5) занесение в книгу почета, книгу истории корабля и на доску почета;

6) присвоение звания лучшего работника по профессии;

7) награждение нагрудным знаком.

Уставы и положения о дисциплине отдельных категорий работников транспорта могут предусматривать в качестве мер, обеспечивающих неукоснительное соблюдение трудовой дисциплины, возможность применения к работникам транспорта, совершившим дисциплинарный проступок, не только тех дисциплинарных взысканий, которые установлены в ст. 192 ТК, но и других видов таких взысканий, что предусмотрено в указанной статье ТК. Так, в п. 13 Устава о дисциплине работников морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 395, предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка к работнику могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) увольнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: