Материалы к размышлению

Необходимо учитывать, что согласно ст. 190 ТК уставы и положения о дисциплине должны устанавливаться федеральными законами, т.е. иные виды дисциплинарных взысканий для работников транспорта, а также дополнительные основания увольнения этих работников могут устанавливаться только на законодательном уровне. Действующие же в настоящее время уставы о дисциплине работников транспорта утверждены постановлениями Правительства РФ. Это означает, что установление в них дополнительных видов дисциплинарных взысканий и дополнительных оснований увольнения следует признать неправомерным, что подтверждается судебной практикой.

Судебная практика.

Решениями Верховного Суда РФ были признаны незаконными отдельные пункты Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621, устанавливающие дополнительные, по сравнению с ТК, виды дисциплинарных взысканий для отдельных категорий работников железнодорожного транспорта. Кроме того, Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 3 июля 2002 г. N 256пв-01 был признан противоречащим закону и недействующим п. 18 указанного Положения, предусматривающий дополнительные основания увольнения указанных работников. В частности, в данном Постановлении указывается, что Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" дополнительных оснований прекращения трудового договора не содержит. Указание в данном Федеральном законе на то, что дисциплина работников железнодорожного транспорта регулируется законодательством РФ о труде и Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным Правительством РФ, не может толковаться как передача Правительству РФ законодательных функций по определению дополнительных оснований для увольнения.

Оспариваемое Положение является не законом, а нормативным актом органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Таким образом, п. 18 Положения является незаконным, поскольку введение подзаконным актом дополнительного основания для увольнения противоречит требованиям законодательства РФ.

 

§ 6. Особенности регулирования труда работников,

занятых на подземных работах

 

ТК предусматривает ряд ограничений и дополнительных правил для работников, выполняющих подземные работы, что обусловлено особыми условиями труда, которые характеризуются повышенной опасностью и неблагоприятным воздействием на организм человека.

Согласно ст. 330.1 ТК к числу работников, занятых на подземных работах, отнесены работники, непосредственно осуществляющие добычу полезных ископаемых подземным способом, и работники, занятые на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений, на аварийно-спасательных работах в указанных сооружениях (кроме подземных сооружений, строительство которых осуществляется открытым способом). При этом положения гл. 51.1 ТК не распространяются на работников, занятых на работах по эксплуатации метрополитена.

Для лиц, поступающих на подземные работы, предусмотрены особые правила. Так, они должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Определение уровня квалификации претендента осуществляется работодателем в порядке, предусмотренном Правилами проверки соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2012 г. N 506. Проверка предусматривает оценку соответствия теоретических знаний, практических умений и навыков лица, принимаемого на подземные работы, знаниям, умениям и навыкам, предусмотренным соответствующими квалификационными характеристиками по профессии (должности).

Проверка теоретических знаний лица, принимаемого на подземные работы, проводится в форме устного (письменного) экзамена и (или) компьютерного тестирования.

Проверка практических умений и навыков лица, принимаемого на подземные работы, проводится на специально оборудованных для этой цели полигонных площадках и (или) тренажерах. Необходимо обратить особое внимание на то, что проверка в реальных условиях проведения подземных работ не допускается.

Для проведения проверки работодателем создается специальная комиссия, в состав которой включаются руководитель структурного подразделения работодателя, в которое предполагается направить лицо, принимаемое на подземные работы, а также представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Перечень вопросов и заданий для проведения проверки знаний и умений, критерии оценки уровня знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, а также порядок работы комиссии, осуществляющей проверку, и ее состав утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В том случае, когда в результате проверки выявлено, что претендент не удовлетворяет соответствующим квалификационным требованиям, работодатель обязан не допускать его к подземной работе, что предусмотрено в ст. 330.5 ТК.

Лица, принимаемые на подземные работы, не должны иметь медицинские противопоказания к указанным работам, поэтому заключение трудового договора производится после обязательного медицинского осмотра (обследования), подтверждающего отсутствие таких противопоказаний. Кроме того, для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний в ст. 213 ТК предусмотрено прохождение периодических (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодных) медицинских осмотров (обследований). Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н.

Согласно ст. 330.3 ТК работники, занятые на подземных работах, обязаны проходить медицинские осмотры (обследования) в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены).

Проведение медицинских осмотров (обследований) в начале рабочего дня (смены) работодатель обязан организовывать каждый рабочий день (каждую смену) для всех без исключения работников, занятых на подземных работах. Кроме того, при необходимости работодатель организует проведение медицинских осмотров (обследований) в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) в целях диагностики и предупреждения профессиональных заболеваний, а также для выявления возможного состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения у работников, занятых на подземных работах, проводимых на объектах, отнесенных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к взрывопожароопасным производственным объектам.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Приказу Минприроды России от 30 июля 2009 г. N 237 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов" под взрывопожароопасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых выполняются получение, использование, переработка, хранение и транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ.

Порядок проведения медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на подземных работах, в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) устанавливается Минздравом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Специфические условия труда обусловливают необходимость проведения не реже одного раза в пять лет обязательного психиатрического освидетельствования лиц, занятых на подземных работах. Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695. Освидетельствование работников, занятых на подземных работах, проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

При выявлении медицинских противопоказаний к подземным работам работодатель обязан согласно ст. 330.5 ТК не допускать работников к их выполнению.

Медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на подземных работах, осуществляются за счет средств работодателя, что предусмотрено в ст. 213 ТК.

Работники, занятые на подземных работах, могут быть отстранены от работы не только в случаях, предусмотренных в ст. 76 ТК, но также и в некоторых иных случаях, перечисленных в ст. 330.4 ТК, что связано с особой опасностью трудовой деятельности в подземных условиях. Так, работодатель обязан отстранить от подземных работ (не допускать к подземным работам) работника в случае несоблюдения им установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ требований безопасности при проведении подземных работ, в том числе в случае совершения действий, создающих угрозу жизни и здоровью людей, а также в случае неприменения выданных работнику в установленном порядке средств индивидуальной защиты. Работник, допустивший указанные нарушения, может быть допущен к подземным работам только после прохождения внеочередной проверки знания требований безопасности при проведении подземных работ либо правил применения средств индивидуальной защиты. Работодатель обязан организовать проведение такой проверки в течение трех рабочих дней после дня отстранения работника от подземных работ (недопущения к подземным работам).

Основанием для отстранения от работы лица, занятого на подземных работах, является также наличие у него при нахождении на подземных участках, расположенных на объектах, отнесенных к взрывопожароопасным производственным объектам (включая подземные горные выработки, расположенные на участках горных работ), курительных принадлежностей, источников огня (спичек, зажигалок и др.), алкогольных напитков, наркотических и иных токсических веществ, а также запрещенного правилами внутреннего трудового распорядка для использования на указанных подземных участках личного имущества (в том числе электронных устройств, применение которых может привести к аварийной ситуации). Работник допускается к подземным работам только после сдачи указанных запрещенных предметов на хранение работодателю (его представителю) в месте, расположенном за пределами указанных подземных участков.

Следует обратить особое внимание на то, что ТК запрещает нахождение на подземных участках работника, отстраненного от подземных работ (не допущенного к подземным работам).

В период отстранения от подземных работ (недопущения к подземным работам) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, когда работник не прошел в установленном порядке внеочередную проверку знания требований безопасности при проведении подземных работ либо правил применения средств индивидуальной защиты не по своей вине. В этом случае работнику производится оплата за соответствующий период как за простой.

Подземные работы относятся к работам с неблагоприятными условиями труда, поэтому для работников, занятых на подземных работах, предусмотрены особые правила, касающиеся рабочего времени, времени отдыха и оплаты труда. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации:

- сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК;

- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее семи календарных дней;

- повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, предусмотрено и в ст. 117 ТК. Продолжительность таких отпусков определяется соответствующими нормативными правовыми актами <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. N 647 "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства"; Постановление Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 28 "Об утверждении Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала предприятий и объединений промышленности строительных материалов, занятым на добыче, транспортировке асбеста, графита, каолина, талька и других нерудных полезных ископаемых"; Постановление Госкомтруда СССР от 1 февраля 1991 г. N 20 "Об утверждении Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала, занятым на горно-химических предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях, на нефтяных и озокеритовых шахтах, рудниках и карьерах по добыче ненфтебитума и озокерита".

 

Судебная практика.

С. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за вредные и тяжелые условия труда работникам, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 5 февраля 1991 г. N 23, в части ограничения продолжительности дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда 14 календарными днями. Второе предложение сноски к графе 4 Списка, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 23, предусматривает, что при суммировании общая продолжительность дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда не может превышать продолжительность, указанную в графе 4 настоящего приложения.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат ч. 2 ст. 120 ТК, так как ограничивают право граждан на получение дополнительного отпуска без ограничения максимальным пределом, в частности, по его профессии - подземный машинист подземной самоходной машины - продолжительность такого отпуска ограничена 14 календарными днями.

Суд установил, что указанный Список содержит методику расчета минимальной продолжительности дополнительного отпуска на конкретном рабочем месте с учетом вредных производственных факторов.

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска за работу в конкретных вредных и тяжелых условиях труда определяется на основе двух составляющих, а именно:

1) продолжительности дополнительного отпуска за работу в подземных условиях, в разрезах, карьерах (графа 3 приложения к Постановлению Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 23);

2) продолжительности дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда (графа 4 приложения к Постановлению Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 23).

Составляющая дополнительного отпуска за каждый вредный производственный фактор суммируется, и при суммировании общая продолжительность такого отпуска не может превышать продолжительности, указанной в графе 4 приложения.

Установленное ограничение для подсчета одной из составляющих минимальной продолжительности дополнительного отпуска производится по причине того, что каждый из перечисленных в Перечне вредных производственных факторов может наносить определенный вред здоровью, однако совокупность воздействия этих факторов не может рассматриваться с точки зрения арифметического суммирования, поскольку факторы наносимого вреда могут взаимопоглощаться.

Получившаяся в результате суммирования двух составляющих дополнительного отпуска (графа 3 Списка и графа 4 Списка) совокупность является минимальной продолжительностью дополнительного отпуска за работу с вредными и опасными условиями труда, гарантированного работникам ст. 117 ТК.

Организации обязаны предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительность которого должна быть не менее установленной государством. Однако организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами (ст. 116 ТК).

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормам ТК, не нарушают права работников на предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, Суд пришел к выводу о том, что заявление С. не подлежит удовлетворению, что отражено в решении Верховного Суда РФ от 17 ноября 2004 г. N ГКПИ04-1335. Определением Верховного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N КАС04-667 указанное решение Верховного Суда РФ оставлено без изменения, а кассационная жалоба С. - без удовлетворения.

 

§ 7. Особенности регулирования труда работников,

направляемых на работу в дипломатические представительства

и консульские учреждения Российской Федерации,

а также в представительства федеральных органов

исполнительной власти и государственных учреждений

Российской Федерации за границей

 

Определенные изъятия из общих правил, а также дополнительные правила правового регулирования трудовых отношений предусмотрены для работников, осуществляющих трудовую деятельность в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также в представительствах федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей.

Направление работников на работу в указанные учреждения и организации производится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями Российской Федерации, одним из которых является Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России).

МИД России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, что предусмотрено в Положении о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865. МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно, через загранучреждения, в число которых включаются дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранучреждения), а также через территориальные органы - представительства МИДа России на территории Российской Федерации.

Одной из особенностей трудового договора с работниками, направляемыми на работу в представительства Российской Федерации за границей, является возможность заключения с ними срочного трудового договора, что предусмотрено в ст. ст. 59 и 338 ТК. Срок, на который заключается трудовой договор с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, не должен превышать три года. Определение конкретного срока трудового договора в пределах указанного максимального срока осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти либо государственным учреждением Российской Федерации. По истечении срока трудового договора допускается его перезаключение на новый срок, также не превышающий трех лет.

В отношении отдельных категорий работников, направляемых на работу за границу, в соответствующих нормативных правовых актах установлен не только максимальный, но и минимальный срок трудового договора. Например, в п. 13 примерного служебного (трудового) распорядка торгового представительства Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18 августа 2006 г. N 240, установлено, что минимальный срок, на который может быть заключен трудовой договор с работником, принимаемым на работу в торговое представительство Российской Федерации в иностранном государстве, составляет один год.

При направлении на работу за границу работника, занимающего определенную должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей, что оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору.

Одной из основных гарантий, обеспечивающих стабильность трудовых отношений указанной категории работников, является обязанность работодателя предоставить работнику по окончании его работы за границей прежнюю или равноценную работу (должность), а при ее отсутствии с согласия работника - другую работу (должность). Необходимость предоставления равноценной работы (должности) по окончании работы за границей означает, что работнику должна быть предоставлена аналогичная по статусу работа (должность) в соответствии с его профессией, специальностью, квалификацией с оплатой труда не ниже, чем по прежней работе.

Для указанной категории работников предусмотрены определенные особенности прекращения работы в загранучреждениях. Так, согласно ст. 341 ТК основанием прекращения работы в представительстве Российской Федерации лица, направленного за границу соответствующим федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением Российской Федерации, является истечение установленного срока пребывания за границей. Прекращение работы в представительстве Российской Федерации за границей лица, заключившего трудовой договор о работе в загранучреждении, производится в связи с истечением срока данного договора.

В указанной статье ТК предусмотрен ряд оснований досрочного прекращения работы в представительстве Российской Федерации за границей, что может быть обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. К таким основаниям относятся:

1) возникновение чрезвычайной ситуации в стране пребывания;

2) объявление работника персоной нон грата либо получение уведомления от компетентных властей страны пребывания о его неприемлемости в стране пребывания;

3) уменьшение установленной квоты дипломатических или технических работников соответствующего представительства;

4) несоблюдение работником обычаев и законов страны пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали;

5) невыполнение работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами своей семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и морали, а также правил проживания, действующих на территории соответствующего представительства;

6) однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, а также режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора;

7) временная нетрудоспособность продолжительностью свыше двух месяцев подряд или наличие заболевания, препятствующего работе за границей.

Список заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2003 г. N 208.

Увольнение работников, не состоящих в штате направившего их на работу за границу федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения Российской Федерации, по одному из указанных оснований производится в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК, т.е. основанием прекращения трудового договора в данном случае будет служить истечение срока трудового договора. Для штатного работника федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения Российской Федерации досрочное прекращение работы в представительстве Российской Федерации за границей по основаниям, предусмотренным в ч. 2 ст. 341 ТК, не означает увольнение. Работник отзывается из страны пребывания и может продолжить работу на территории Российской Федерации. В этом случае трудовой договор может быть прекращен только по общим основаниям.

Условия труда и отдыха работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, определяются согласно ст. 339 ТК в локальных нормативных актах соответствующих представительств, а также в индивидуальных трудовых договорах. При этом нормы локальных нормативных актов и условия трудовых договоров не должны ухудшать правовое положение работников по сравнению с ТК и иными нормативными правовыми актами в сфере труда.

Работникам, осуществляющим трудовую деятельность за границей в странах с особыми условиями, и в том числе в странах с неблагоприятным климатом, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска. Минимальная продолжительность таких отпусков и условия их предоставления определены в Постановлении Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 258. Кроме того, указанным Постановлением утвержден Перечень стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, дающими право работникам представительств Российской Федерации за границей на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в предусмотренных Перечнем странах, составляет три календарных дня. Основаниями для предоставления такого отпуска являются неблагоприятная экологическая и (или) эпидемиологическая обстановка, военные действия, вооруженные конфликты, нестабильная общественно-политическая обстановка, включая террористическую деятельность, а также высокий уровень преступности.

Дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью восемь календарных дней предоставляется работникам загранучреждений, не являющимся государственными гражданскими служащими, в случае привлечения их к выполнению трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, что предусмотрено Приказом МИД России от 29 декабря 2006 г. N 21000.

В связи с необходимостью переезда и обустройства на новом месте работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, предоставляются дополнительные гарантии и компенсации в соответствии Правилами предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 911. Так, работникам в связи с переездом к месту работы должны быть выплачены следующие компенсации:

а) подъемное пособие (в рублях - в размере месячного денежного вознаграждения, денежного содержания, заработной платы, тарифной ставки (оклада) и в иностранной валюте - в размере 50% должностного оклада в иностранной валюте);

б) суточные за время нахождения в пути следования к месту работы, причем суточные выплачиваются не только работнику, но и членам его семьи (супругу, супруге, их несовершеннолетним детям, детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения ими возраста 18 лет), выезжающим как вместе с работником, так и отдельно от него.

Кроме того, работникам компенсируются расходы по переезду, включая расходы на переезд членов семьи.

Для работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, предусмотрено материально-бытовое обеспечение. Так, со дня вступления в силу трудового договора до дня пересечения Государственной границы Российской Федерации им должны выплачиваться денежное вознаграждение, денежное содержание, заработная плата, тарифная ставка (оклад) в рублях. Со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации указанные работники, наряду с денежным вознаграждением, денежным содержанием, заработной платой, тарифной ставкой (окладом) в рублях, приобретают право на выплату должностного оклада в иностранной валюте и надбавки к должностному окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления).

За лицами, работающими в представительствах Российской Федерации за границей, за время ежегодного оплачиваемого отпуска сохраняются:

- средняя заработная плата в рублях, исчисленная исходя из фактического заработка в рублях;

- должностной оклад в иностранной валюте и надбавка к должностному окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления).

При проезде в отпуск не более одного раза в год из страны пребывания до г. Москвы и обратно работникам представительств компенсируется разница между стоимостью проездных документов и 50% должностного оклада в иностранной валюте с надбавкой к должностному окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления) в случае, если стоимость проездных документов работников представительств и членов их семей превышает 50% указанного оклада с надбавкой.

В порядке, определенном Правилами, работникам выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, а также оплачивается медицинская помощь в случае заболевания как самого работника, так и членов его семьи.

Работникам представительств должны быть предоставлены квартиры с мебелью с оплатой за счет средств представительства по установленным нормам общей площади.

В случае смерти работника членам его семьи выплачивается за счет средств представительства материальная помощь в размере 50% расчетного оклада посла Российской Федерации и возмещаются расходы, связанные с переездом в Российскую Федерацию, в порядке и на условиях, которые предусмотрены при прекращении работником работы в представительстве.

В случае смерти работника или члена его семьи расходы по оплате обязательных услуг, связанных с процедурами хранения тела умершего, его перевозки внутри страны, приобретения гроба и транспортировки тела в Российскую Федерацию, осуществляются за счет средств представительства.

При прекращении работником работы в представительстве ему и членам его семьи в связи с выездом в Российскую Федерацию выплачиваются суточные за время нахождения в пути следования и компенсируются расходы по переезду в размерах, предусмотренных указанными Правилами.

 

§ 8. Особенности регулирования труда работников

религиозных организаций

 

Значительное количество изъятий из общих правил правового регулирования трудовых отношений предусмотрено для лиц, работающих в религиозных организациях, что обусловлено спецификой деятельности указанного вида организаций и особенностями их правового статуса.

В ст. 28 Конституции РФ установлено, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Реализация указанного конституционного положения обеспечивается предоставлением гражданам России возможности создавать религиозные объединения, которые образуются, согласно ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон о свободе совести), в целях совместного исповедания и распространения веры и обладают соответствующими этой цели признаками:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Работодателями религиозные группы не являются.

Религиозная организация представляет собой добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Если же религиозная организация состоит в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций, то она признается централизованной религиозной организацией.

Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и соответствующие признаки, предусмотренные п. 1 ст. 6 Закона о свободе совести, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Религиозные организации могут выступать в качестве работодателей для тех лиц, которые изъявили желание работать в этой организации, и в соответствии со своими уставами заключать трудовые договоры с работниками.

Согласно ст. 342 ТК работником религиозной организации является лицо, достигшее возраста 18 лет, заключившее трудовой договор и лично выполняющее определенную работу с подчинением внутренним установлениям религиозной организации.

Внутренние установления религиозных организаций представляют собой своеобразный локальный нормативный акт, на основании которого действует религиозная организация и который не должен противоречить Конституции РФ, ТК и иным федеральным законам. В ст. 15 Закона о свободе совести установлено, что государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если они не противоречат законодательству Российской Федерации. Внутренние установления религиозных организаций отражают специфику деятельности этих организаций и предусматривают, помимо прочего, ряд особенностей осуществления трудовой деятельности, связанных с заключением, изменением и прекращением трудовых отношений, оплатой труда, рабочим временем и временем отдыха, материальной и дисциплинарной ответственности работников и др. При приеме на работу в религиозную организацию к претенденту могут быть предъявлены дополнительные требования, свойственные данному виду труда в соответствии с Законом о свободе совести, например условие о принадлежности к той или иной религии, об уважении ее основных заповедей, о соблюдении соответствующих религиозных обрядов и церемоний.

В ст. 344 ТК допускается заключение трудового договора между работником и религиозной организацией на определенный срок, что представляется вполне оправданным, поскольку финансовой положение организаций такого рода не всегда стабильно, что может воспрепятствовать осуществлению своевременной и в полном размере выплаты заработной платы, а также выполнению иных обязательств работодателя.

Содержание трудового договора, в том числе права и обязанности его сторон, определяются на основании положений, предусмотренных внутренними установлениями религиозных организаций. В трудовой договор включаются условия, существенные для работника и для религиозной организации как работодателя. В частности, в трудовом договоре по соглашению сторон могут быть предусмотрены условия о профессиональной подготовке и переподготовке, о разъездном характере работы, об особом режиме рабочего времени, о совмещении профессий, о профессиональной подготовке и переподготовке.

Согласно ст. 344 ТК допускается изменение по инициативе работодателя - религиозной организации определенных сторонами условий трудового договора, причем, в отличие от общего правила, предусмотренного в ст. 74 ТК, это может и не быть обусловлено изменением организационных или технологических условий труда. Установлен и более короткий, по сравнению с указанной статьей ТК, срок предупреждения об изменении определенных сторонами условий трудового договора. Так, религиозная организация обязана уведомить работника о предстоящем изменении не менее чем за семь календарных дней. В случае отказа работника работать в измененных условиях трудовой договор с ним расторгается по основанию, установленному в п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК. При этом работнику должно быть выплачено выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка, если трудовым договором не предусмотрен более высокий размер указанного пособия.

Специфика деятельности религиозной организации обусловливает предоставление работнику и работодателю возможности установить в трудовом договоре дополнительные основания его прекращения, что предусмотрено в ст. 347 ТК. Наиболее часто в трудовые договоры включают такие основания увольнения работника, как неуважение к святыням, небрежное отношение к имуществу религиозной организации и предметам религиозного назначения, некорректное поведение, оскорбляющее чувства верующих, и др.

Продолжительность рабочего времени работников религиозных организаций определяется с учетом нормативов, предусмотренных ТК, и не может превышать 40 часов в неделю. Особенности режима рабочего времени зависят от режима осуществления обрядов или иной деятельности религиозной организации, определенной ее внутренними установлениями. Так, отдельным работникам может быть установлен ненормированный рабочий день, рабочий день, разделенный на части; введен суммированный учет рабочего времени и т.д.

В ст. 346 ТК предусмотрены особые правила, касающиеся материальной ответственности работников, заключивших трудовые договоры о работе в религиозной организации. Так, допускается заключение договора о полной материальной ответственности, если должность, которую работник занимает, или работа, которую он выполняет, включена в соответствующий перечень, определенный внутренними установлениями религиозной организации.

Возникшие разногласия стороны должны попытаться урегулировать самостоятельно в ходе проведения переговоров. Если компромисс не достигнут, рассмотрение индивидуального трудового спора переносится в суд.

 

§ 9. Регулирование труда лиц, работающих в организациях

Вооруженных Сил Российской Федерации и

федеральных органах исполнительной власти, в которых

законодательством Российской Федерации предусмотрена

военная служба, а также работников, проходящих

заменяющую военную альтернативную гражданскую службу

 

Установление особенностей правового регулирования трудовых отношений лиц, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, обусловлено повышенной опасностью для жизни и здоровья, особым режимом работы и некоторыми иными неблагоприятными факторами, влияющими на процесс трудовой деятельности. Компенсация дополнительных затрат, связанных со специфическими условиями работы, осуществляется путем повышения размеров оплаты труда, установления соответствующих преимуществ в сфере рабочего времени и времени отдыха, а также предоставления иных дополнительных гарантий, компенсаций и льгот.

Перечень должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден Приказом Министра обороны РФ от 13 октября 2008 г. N 520 и введен в действие с 1 декабря 2008 г.

Оплата труда гражданского персонала воинских частей, учреждений и организаций, перечисленных в ст. 349 ТК, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" и изданным в соответствии с ним Приказом Минобороны России от 10 ноября 2008 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583". Указанным Приказом утверждены:

1) размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Минобороны России, осуществляющих деятельность в сферах образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ;

2) Положение о системе оплаты труда гражданского персонала указанных учреждений, воинских частей и организаций;

3) Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда данной категории работников.

Для отдельных категорий работников из числа гражданского персонала предусмотрена выплата заработной платы в повышенном размере, что обеспечивается путем повышения тарифных ставок или должностных окладов, выплатой различных надбавок, а также предоставлением иных льгот. Так, в ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" предусмотрено, что лицам, работающим в воинских формированиях, дислоцированных на указанных территориях, устанавливаются должностные оклады (тарифные ставки) с повышением на 50%.

Аналогичный размер повышения тарифных ставок и должностных окладов предусмотрен для гражданского персонала органов управления, объединений, соединений, воинских частей, учреждений, военных образовательных учреждений профессионального образования, предприятий и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территориях государств Закавказья, Прибалтики, Республики Молдова и Республики Таджикистан, в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 341 "О дополнительных льготах гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации". При этом выплата действующих тарифных ставок и должностных окладов указанной категории лиц из числа гражданского персонала, привлекаемых для выполнения задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения, а также в зоны вооруженных конфликтов, производится с повышением на 100% за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооруженных конфликтов.

Гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к участию в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона, за время этой работы выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в 1,5-кратном размере, выплачиваются суточные по установленной норме с применением коэффициента 1,1, а также сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе".

При этом необходимо иметь в виду, что действие данного Постановления распространено на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, на периоды выполнения отдельных работ в воинских частях и органах, дислоцированных на территории Чеченской Республики, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 г. N 424 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона".

Отдельным категориям лиц из числа гражданского персонала, работающим в неблагоприятных условиях, устанавливаются различные виды надбавок.

В Постановлении Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1141 "Об установлении надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда некоторым категориям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" и в Приказе Минобороны России от 1 ноября 1998 г. N 493, изданном во исполнение указанного Постановления, гражданскому персоналу военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющему диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также соответствующим категориям гражданского персонала, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, предусмотрена выплата надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20% должностного оклада (тарифной ставки) с сохранением действующего порядка оплаты труда. Указанным Приказом утвержден Перечень военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, производств, профессий и должностей с опасными для здоровья условиями труда, работа в которых дает право на получение надбавки.

В Постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. N 352 "О льготах для военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, занятых выполнением и обеспечением работ по хранению, техническому обслуживанию и транспортированию химического оружия и ирритантов" установлена ежемесячная надбавка лицам из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ:

- непосредственно занятым выполнением работ по хранению, техническому обслуживанию и транспортированию химического оружия и ирритантов, - в размере 20% должностного оклада (тарифной ставки);

- занятым обеспечением указанных работ, - в размере 15% должностного оклада (тарифной ставки).

В Постановлении Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Байконур, и членов их семей" гражданскому персоналу, работающему в воинских частях, штабах, учреждениях, на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на космодроме "Байконур" и в г. Байконур, установлены следующие виды надбавок:

1) ежемесячная надбавка за обеспечение космических программ в размере 50% месячного должностного оклада (тарифной ставки) в соответствии с перечнем должностей (профессий), утверждаемым Минобороны России. Перечень воинских должностей военнослужащих (кроме солдат, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) и должностей гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, проходящих военную службу или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Байконур, утвержден Приказом Министра обороны РФ от 17 августа 2002 г. N 315;

2) ежемесячная надбавка за работу в районе экологического кризиса в размере 30% месячного должностного оклада (тарифной ставки).

Отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных сил РФ предусмотрены компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Такие выплаты предусмотрены:

а) гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах ракетно-артиллерийского вооружения, в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки);

б) водителям боевых и специальных машин войсковых частей 11406, 22351, 22352, 55271, 55275, 81605 (отдельные автомобильные роты (многоосных тяжелых колесных тягачей)) в размере 100% тарифной ставки.

Для отдельных категорий работников из числа гражданского персонала предусмотрены определенные особенности рабочего времени и времени отдыха. Так, продолжительность рабочего дня в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобороны России от 16 мая 2003 г. N 170, составляет для женщин - членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 7,2 часа при 36-часовой рабочей неделе с двумя выходными днями, а для членов экипажей судов атомного технологического обслуживания (АТО), проводящих работы с подводными и надводными кораблями и судами с атомными энергетическими установками, - шесть часов при 36-часовой рабочей неделе с одним выходным днем. Для членов экипажей, занятых на работах с вредными условиями труда, продолжительность допустимого времени контакта с вредными факторами судовой среды за рабочее время, вахту или период трудовой деятельности (ограничение стажа работы в данных условиях) определяется применительно к конкретному судну в местах базирования (порту приписки) судна по согласованию с органами (учреждениями) Вооруженных Сил РФ, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах РФ в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

Отдельным категориям работников из числа гражданского персонала предусмотрены дополнительные отпуска за особый характер работы. Так, предоставление дополнительного отпуска гражданскому персоналу воинских частей, подразделений, групп и соответствующих федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к участию в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона, предусмотрено в упоминавшемся ранее Постановлении Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 и в Приказе Минобороны России от 18 февраля 2000 г. N 90 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе". Продолжительность такого отпуска составляет два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы, но не более 14 календарных дней.

Дополнительные отпуска аналогичной продолжительности за работу в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооруженных конфликтов предоставляются гражданскому персоналу воинских частей, органов военного управления, учреждений, военных образовательных учреждений профессионального образования, предприятий и организаций Минобороны России, находящихся на территориях государств Закавказья, Республики Молдова и Республики Таджикистан, на основании также упоминавшегося ранее Постановления Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. N 341 и изданного во исполнение указанного Постановления Приказа Минобороны России от 3 июня 1993 г. N 285 "О дополнительных льготах гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации".

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу в зоне экологического кризиса предоставляются лицам из числа гражданского персонала, работающим на космодроме "Байконур" и в г. Байконур, что предусмотрено в Постановлении Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Байконур, и членов их семей" и в изданном во исполнение указанного Постановления Приказе Минобороны России от 17 августа 2002 г. N 315. Продолжительность таких отпусков составляет семь рабочих дней.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью шесть рабочих дней установлен лицам из числа гражданского персонала, непосредственно занятым выполнением работ по хранению, техническому обслуживанию и транспортированию химического оружия и ирритантов в соответствии с уже упоминавшимся Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 352.

Для отдельных категорий работников из числа гражданского персонала предусмотрены особые правила, касающиеся охраны труда и обеспечения безопасных условий работы. Например, разработана специальная Инструкция о порядке выдачи средств индивидуальной защиты гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденная Приказом Министра обороны РФ от 21 сентября 1999 г. N 435 "Об обеспечении средствами индивидуальной защиты гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации". Перечень специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, бесплатно выдаваемых гражданскому персоналу органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержден Приказом Министра обороны РФ от 6 июля 2012 г. N 1755.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется ТК с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Альтернативная гражданская служба представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Согласно ст. 2 указанного Федерального закона гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

- несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

- он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Порядок прохождения альтернативной гражданской службы регламентирован одноименным Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу в организациях и на должностях, предусмотренных Перечнями видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 15 февраля 2011 г. N 135н.

Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор на период ее прохождения в этой организации и в 3-дневный срок уведомляет об этом направивший этого гражданина военный комиссариат, военный комиссариат по месту прохождения альтернативной гражданской службы, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

При этом в срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

- прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

- время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

- время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Для гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, не может быть установлен испытательный срок при приеме на работу.

Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, может быть переведен из одной организации в другую. Основаниями для перевода являются:

а) ликвидация организации;

б) сокращение штатной численности организации;

в) производственная необходимость;

г) наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором, и невозможность перевода на другую работу в этой организации;

д) наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для проживания в местности, где проходит альтернативная гражданская служба;

е) иные случаи (по решению Минтруда России).

При этом необходимо иметь в виду, что время переезда из одной организации в другую включается в срок альтернативной гражданской службы.

Некоторые особенности связаны с рабочим временем и временем отдыха лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу. Так, исполнение трудовых обязанностей осуществляется при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, в подведомственной организации которого гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. В этом случае время исполнения гражданином трудовых обязанностей учитывается работодателем в сутках. За каждые трое суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляется двое суток отдыха, причем отдых предоставляется, как правило, по окончании этих мероприятий.

Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном ТК. При этом продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

а) по истечении срока альтернативной гражданской службы;

б) в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в) в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением им указанных полномочий на постоянной основе;

г) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

В день увольнения (последний день работы) работодатель расторгает с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает ему под расписку трудовую книжку и учетную карту с произведенными в них в установленном порядке записями.

Проездные документы для проезда гражданина, уволенного с альтернативной гражданской службы, к месту жительства должны быть приобретены той организацией, из которой он увольняется.

Работодатель обязан в течение трех рабочих дней уведомить федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, в котором гражданин состоит на воинском учете, о прекращении срочного трудового договора с этим гражданином.

 

§ 10. Особенности регулирования труда работников

государственных корпораций, государственных компаний

 

Государственной корпорацией, согласно ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Государственная корпорация создается на основании федерального закона. В настоящее время в России существует ряд государственных корпораций: Государственная корпорация "Ростехнологии", созданная на основании Федерального закона от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ; Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", созданная на основании Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ; Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, созданная на основании Федерального закона от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ; Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, созданная на основании Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ; Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", созданная на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ, и некоторые другие.

Государственная компания в соответствии со ст. 7.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" - это некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

Примером может служить государственная компания "Российские автомобильные дороги", созданная на основании Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В свою очередь, собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом, является имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению. Для того чтобы избежать возможных злоупотреблений и нецелевого использования указанного имущества (в том числе денежных средств), в целях предупреждения коррупционных проявлений и борьбы с ними для работников государственных корпораций и государственных компаний трудовым законодательством введен ряд дополнительных обязанн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: