Налог на добавленную стоимость

 

Предложения по реформированию НДС

 

Финансовое ведомство не поддержало предложения:

- о внесении изменений в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в части предоставления налогоплательщикам права не восстанавливать НДС, принятый к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ без учета сумм НДС (письма Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-07-11/65645, от 3 июля 2018 г. N 03-07-11/45893);

- об отмене НДС с авансовых платежей, получаемых налогоплательщиками при исполнении государственного оборонного заказа (письма Минфина России от 4 сентября 2018 N 03-07-11/63063);

- об установлении момента определения налоговой базы на день оплаты реализуемых товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-07-14/62303);

- об установлении особого порядка возмещения НДС при экспорте зерна (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-04-05/62335);

- о внесении изменений в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, заключающихся в непризнании объектом налогообложения НДС только операций по реализации с торгов в рамках конкурсного производства имущества (имущественных прав) должников (письмо Минфина России от 28 августа 2018 г. N 03-07-14/61023);

- об установлении специального порядка применения НДС, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при реализации товаров (работ, услуг) в счетах исчисляют НДС, не уплачивая его в бюджет, а покупатели вправе принимать к вычету указанную в таких счетах сумму налога (письмо Минфина России от 1 августа 2018 г. N 03-11-11/54047);

- о внесении в пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ дополнения, предусматривающего освобождение от налогообложения НДС осуществляемых организациями операций по безвозмездной передаче продовольственных товаров и продукции (за исключением алкогольной продукции), а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ, благотворительным организациям в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" или иным социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" при условии наличия акта или иных аналогичных документов (их копий), подтверждающих безвозмездную передачу товаров (продукции) получателям, а также о внесении в абзац первый пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ изменения, согласно которому не восстанавливаются суммы НДС, принятые к вычету по вышеуказанным операциям (письмо Минфина России от 31 июля 2018 г. N 03-03-06/3/53855);

- об установлении бессрочного действия освобождения от обложения НДС операций по реализации макулатуры (письмо Минфина России от 27 июля 2018 г. N 03-07-03/52880);

- о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям права на принятие к вычету НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным за счет субсидий, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ (письмо Минфина России от 4 июля 2018 г. N 03-07-11/46714).

 

Налогоплательщики

 

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность на рынке грузовых перевозок в целях получения прибыли, вправе самостоятельно выбрать оптимальную систему налогообложения, в том числе стать налогоплательщиком НДС, отказавшись от применения УСН (письмо Минфина России от 5 июля 2018 г. N 03-07-14/46742).

 

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков

 

Предусмотренный п. 1 ст. 145 НК РФ трехмесячный срок истекает в последний день календарного месяца, предшествующего месяцу, начиная с которого организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. При исчислении начала указанного трехмесячного срока вновь созданными организациями или вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями, в него включается месяц, в котором создана организация или осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (письмо Минфина России от 1 августа 2018 г. N 03-07-14/54111).

 

Объект налогообложения

 

Для целей применения пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ, согласно которому не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками, под первоначальным взносом понимается действительная стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале этого общества, определяемая в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (письмо Минфина России от 20 июля 2018 г. N 03-02-07/1/53331).

 

После вступления в законную силу определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения, в котором указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению, у организации, в отношении которой принято указанное определение арбитражного суда, не имеется оснований для применения положений пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ (письмо Минфина России от 14 августа 2018 г. N 03-07-11/57364).

 

При передаче имущества в качестве паевого взноса в паевый фонд потребительского кооператива НДС не исчисляется (письмо Минфина России от 7 сентября 2018 г. N 03-07-11/64033).

 

Передача права собственности на товары на территории РФ как на возмездной, так и безвозмездной основе признается объектом налогообложения НДС (письма Минфина России от 6 сентября 2018 г. N 03-07-11/63742, от 20 июля 2018 г. N 03-07-11/51345).

 

Обмен железнодорожными вагонами между двумя организациями в рамках исполнения обязательства возмещения причиненного вреда признается для целей налогообложения реализацией железнодорожных вагонов. Соответственно, операции по передаче железнодорожных вагонов в указанном случае подлежат налогообложению НДС (письмо Минфина России от 8 августа 2018 г. N 03-07-11/56036).

 

Операции по реализации товаров на территории РФ филиалом белорусской организации, состоящим на учете в российском налоговом органе, облагаются НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-07-13/1/65600).

 

При исполнении заемщиком обязательств в денежной форме перед кредитором по кредитному договору НДС не исчисляется. В случае исполнения заемщиком обязательств по кредитному договору путем передачи кредитору недвижимого имущества по соглашению о предоставлении отступного заемщиком осуществляется операция по передаче недвижимого имущества, признаваемая объектом налогообложения НДС (письмо Минфина России от 28 августа 2018 г. N 03-07-14/61003).

 

Передача кредитору налогоплательщиком-должником имущества в случае признания несостоявшимися повторных торгов признается объектом налогообложения НДС (письмо Минфина России от 8 августа 2018 г. N 03-07-11/56013).

 

У организаций и индивидуальных предпринимателей - собственников изымаемых (выкупаемых) для государственных нужд объектов недвижимого имущества (кроме земельных участков) возникает объект налогообложения НДС (письмо Минфина России от 27 июля 2018 г. N 03-07-11/53236).

 

Безвозмездная передача частным партнером результатов работ по реконструкции недвижимого имущества, осуществленных в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, является объектом налогообложения НДС (письмо Минфина России от 4 сентября 2018 г. N 03-07-11/62925).

 

Передача исключительных прав на знак обслуживания, в том числе от иностранного акционера, в качестве вклада в уставный капитал российской организации не облагается НДС (письмо Минфина России от 20 июля 2018 г. N 03-07-08/50926).

 

Операция по реализации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) облагается НДС (письмо Минфина России от 16 августа 2018 г. N 03-07-11/57985).

 

Оказываемые налогоплательщиком НДС услуги по предоставлению в лизинг имущества, в том числе на основе агентского договора, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 21 августа 2018 г. N 03-01-15/59331).

 

Операции по оказанию услуг по привлечению клиентов в банк, осуществляемые индивидуальным предпринимателем, подлежат налогообложению НДС (письмо Минфина России от 16 августа 2018 г. N 03-07-14/57994).

 

Местом реализации товаров, находящихся на территории РФ после их изготовления из давальческого сырья, ввезенного на территорию РФ с территории Республики Казахстан, признается территория РФ и их реализация является объектом налогообложения НДС (письмо Минфина России от 20 августа 2018 г. N 03-07-13/1/58786).

 

Местом реализации юридических и консультационных услуг, в том числе, связанных с представлением интересов российского лица в иностранном государстве, оказываемых иностранным лицом российскому индивидуальному предпринимателю, признается территория РФ и такие услуги подлежат налогообложению НДС в РФ (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-07-14/62214).

 

Если покупателем рекламных и маркетинговых услуг, оказываемых российской организацией, является иностранное лицо, не имеющее представительства на территории РФ, местом реализации данных услуг территория РФ не признается. В связи с этим такие услуги НДС в РФ, в том числе по нулевой ставке, не облагаются (письма Минфина России от 3 августа 2018 г. N 03-07-08/54835, от 2 августа 2018 г. N 03-07-08/54428).

 

Услуги по международным перевозкам пассажиров и багажа, оказываемые иностранными авиакомпаниями не через постоянные представительства, не являются объектом налогообложения НДС на территории РФ и облагаются НДС в соответствии с законодательством иностранного государства (письмо Минфина России от 2 августа 2018 г. N 03-07-08/54404).

 

Местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией по договору с казахстанским хозяйствующим субъектом, признается территория РФ, и такие услуги облагаются НДС в РФ (письмо Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-07-13/1/65599).

 

В целях применения НДС местом реализации услуг по перевозке грузов с территории Польши на территорию Германии, оказываемых российской организацией по договору с хозяйствующим субъектом Республики Беларусь, признается территория РФ и, соответственно, такие услуги облагаются НДС в РФ по ставке 18 процентов (письмо Минфина России от 20 июля 2018 г. N 03-07-08/50929).

 

Оказываемые российской организацией услуги по проведению периодической (плановой) аттестации контрольного пункта по ремонту автосцепного устройства, контрольных пунктов автотормозов и автоматных отделений, тележечных отделений, колесно-роликовых участков вагонного депо, расположенного на территории Республики Казахстан, облагаются НДС в РФ (письмо Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-07-13/1/64584).

 

Местом реализации услуг по предоставлению дополнительного внутриигрового контента, оказываемых российской организацией иностранным физическим лицам, территория РФ не признается, и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению НДС в РФ. Что касается указанных услуг, оказываемых российским физическим лицам, то местом их реализации признается территория РФ и такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-07-08/62228).

 

Местом реализации услуг международной электронной связи, оказываемых иностранной организацией российской организации, территория РФ не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению НДС в РФ. Местом реализации услуг по предоставлению иностранной организацией на основании лицензионного договора российской организации прав на использование баз данных через сеть "Интернет", признается территория РФ (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-07-08/62285).

 

Местом реализации услуг, оказываемых российской организацией, по передаче исключительных прав на товарный знак иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории РФ, территория РФ не признается, и соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению НДС в РФ (письмо Минфина России от 20 июля 2018 г. N 03-07-08/50871).

 

Местом реализации услуг по письменному переводу текстов, оказываемых российским индивидуальным предпринимателем, признается территория РФ и, соответственно, такие услуги являются объектом налогообложения НДС в РФ. Местом реализации услуг по переводу текстов, оказываемых иностранными организациями российскому индивидуальному предпринимателю, территория РФ не признается, такие услуги не являются объектом налогообложения НДС в РФ (письмо Минфина России от 19 июля 2018 г. N 03-07-14/50657).

 

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

 

К услугам, подпадающим под действие пп. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ, относятся прием электронных платежных документов, сформированных плательщиками, проверка целостности таких документов, их маршрутизация на оплату в соответствующий расчетный банк, прием ответов расчетных банков о проведении или отказе в проведении платежей, направление получателям платежей информации о результатах проведения платежей. Таким образом, в отношении услуг по организации спроса и предложения на товар продавца, информированию о поступивших заявках и их статусах в процессе реализации доставки покупателю, предоставлению информации о товаре, продавце, способах оплаты и связи, освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное указанной нормой, не применяется (письмо Минфина России от 20 июля 2018 г. N 03-07-11/50866).

 

Услуги по предоставлению (временному предоставлению) в пользование жилых помещений в общежитиях, оказываемые наймодателем нанимателю, освобождаются от налогообложения НДС (письмо Минфина России от 23 июля 2018 г. N 03-07-07/51611).

 

Услуги, оказываемые населению по организации и проведению физкультурных мероприятий на территории образовательного учреждения, в том числе на основании договоров с заказчиками - юридическими лицами, освобождаются от налогообложения НДС (письмо Минфина России от 25 июля 2018 г. N 03-07-11/52210).

 

Не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС услуги, оказываемые организацией непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, по перечню таких услуг, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.05.2018 N 588 (далее - Перечень), включая аэронавигационное обслуживание, в том числе с привлечением субподрядчика (письмо Минфина России от 3 сентября 2018 г. N 03-07-07/62787). Услуги по наземному и техническому обслуживанию воздушного судна могут быть отнесены к услугам по обеспечению взлета и посадки воздушного судна, поименованным в Перечне. Что касается услуг по обеспечению стоянки воздушных судов, поименованных в Перечне, то к данным услугам относятся услуги по предоставлению места стоянки воздушному судну на аэродроме в течение 3 (6) часов, по предоставлению места стоянки воздушному судну на аэродроме более 3 (6) часов, временной стоянке на аэродроме (письмо Минфина России от 18 сентября 2018 г. N 03-07-07/66754).

 

При применении с 01.01.2018 по 30.06.2018 пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, допускалось использование положений приказа Федеральной службы воздушного транспорта России от 15.05.2000 N 125 (далее - приказ ФСВТ России N 125), которым утвержден перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимаемых за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах РФ, и указаны услуги, за которые они взимаются. Что касается услуг по наземному обслуживанию, которые не включены в приказ ФСВТ России N 125, в целях применения освобождения от налогообложения НДС операций по реализации данных услуг следовало руководствоваться перечнем услуг из Стандартного договора Международной организации воздушного транспорта (ИАТА) по аэропортовому обслуживанию. Кроме того, при решении вопроса об отнесении услуг по наземному обслуживанию воздушных судов к услугам по обслуживанию воздушных судов, реализация которых освобождена от налогообложения НДС согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, можно было руководствоваться приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241, в котором приведен перечень установленных аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание, взимаемых за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ, а также поименованы услуги, за которые они взимаются (письма Минфина России от 17 сентября 2018 г. N 03-07-07/66339, ФНС России от 17 сентября 2018 г. N СД-4-3/18069@).

 

Услуги застройщика, оказываемые физическим лицам по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ, согласно которым объектами долевого строительства являются нежилые помещения, входящие в состав многоквартирного дома, освобождаются от налогообложения НДС только в случае, если такие объекты не являются объектами производственного назначения (письмо Минфина России от 3 сентября 2018 г. N 03-07-11/62699).

 

В целях пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ услугами, освобождаемыми от НДС, признаются услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования при соблюдении следующего условия: перевозка пассажиров осуществляется по единым тарифам, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. В случае несоблюдения указанного условия оказываемые услуги услугами по перевозкам пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, освобождаемыми от НДС, не признаются (письмо Минфина России от 3 сентября 2018 г. N 03-07-07/62782).

 

В случае реализации жилых помещений (апартаментов), предназначенных для временного проживания (без права на постоянную регистрацию), освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ, не применяется и, соответственно, операции по реализации таких жилых помещений (апартаментов) подлежат налогообложению НДС (письмо Минфина России от 11 сентября 2018 г. N 03-07-07/64777).

 

Услуги по возмездному предоставлению права пользования программным продуктом на основании лицензионного договора посредством предоставления удаленного доступа к нему освобождаются от налогообложения НДС (письмо Минфина России от 4 сентября 2018 г. N 03-07-14/63016).

 

Передача правообладателем на основании лицензионного договора прав на использование персонажей, вошедших в состав анимационного фильма, получившего удостоверение национального фильма, освобождается от налогообложения НДС. При этом операции по реализации продукции, произведенной с использованием изображений указанных персонажей, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 24 августа 2018 г. N 03-07-14/60545).

 

От налогообложения НДС освобождаются поименованные в утвержденном постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132 перечне медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, при наличии соответствующей лицензии. При этом следует отметить, что конкретные виды услуг, относящиеся к услугам по диагностике, профилактике и лечению, предусмотрены Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, и Требованиями к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования, утвержденными приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н. Также для определения конкретных видов услуг, относящихся к услугам по диагностике, профилактике и лечению, может использоваться Номенклатура медицинских услуг, утвержденная приказом Минздрава России 13.10.2017 N 804н (письмо Минфина России от 16 августа 2018 г. N 03-07-14/57948).

 

В целях применения освобождения от НДС при реализации протезно-ортопедических изделий, очков корригирующих и линз для коррекции зрения следует руководствоваться соответствующим перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042. При этом требования о представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ, при реализации протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним, а также очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения) в целях применения указанного освобождения законом не установлено (письмо Минфина России от 9 августа 2018 г. N 03-07-07/56276).

 

Услуги по проведению клинических исследований лекарственных средств возможно отнести к выполнению научно-исследовательских работ, поэтому они могут освобождаться от НДС на основании пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. Услуги же по организации научно-исследовательских работ, в том числе клинических исследований, под действие указанной нормы не подпадают и облагаются НДС в общеустановленном порядке по ставке в размере 18 процентов (письмо Минфина России от 6 июля 2018 г. N 03-07-11/47229).

 

Операции по предоставлению опциона на заключение договора аренды коммерческой недвижимости не могут быть квалифицированы как операции по реализации финансовых инструментов срочных сделок, освобождаемые от налогообложения от НДС на основании пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ, поэтому они подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 6 августа 2018 г. N 03-07-11/55293).

 

НК РФ (в частности - пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ) не предусматривается освобождение от налогообложения НДС операций по реализации слитков драгоценных металлов клиенту, осуществляемых банком, если слитки драгоценных металлов выданы клиенту из хранилища (письмо Минфина России от 4 июля 2018 г. N 03-02-07/1/51661).

 

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров, отказавшимися в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 149 НК РФ от освобождения от НДС, облагаются этим налогом в общеустановленном порядке по ставке в размере 18 процентов (письмо Минфина России от 4 июля 2018 г. N 03-07-11/46274).

 

Право на отказ налогоплательщика от освобождения от налогообложения НДС при осуществлении операций по реализации технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, поименованных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, нормами НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 6 августа 2018 г. N 03-07-11/55280).

 

Формирование налоговой базы и исчисление НДС

 

При реализации оптовым и розничным покупателям товаров собственного производства, а также сопутствующих товаров (материалов), приобретенных у поставщиков, налоговая база определяется как стоимость реализуемых товаров (материалов), исчисленная исходя из рыночных цен, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС (письмо Минфина России от 27 сентября 2018 г. N 03-03-06/1/69375).

 

При реализации имущества, созданного или приобретенного за счет бюджетных инвестиций, полученных из бюджета субъекта РФ, не имеется оснований для определения налоговой базы как разницы между рыночной ценой реализуемого имущества с учетом НДС и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок), подлежащего учету с учетом уплаченного НДС. В таком случае налоговая база по НДС определяется как стоимость этого имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, без включения в них НДС (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-07-11/62286).

 

Организация, которая в соответствии с договорами на техническое обслуживание жилых помещений и предоставление коммунальных услуг, заключенными с собственниками жилых помещений и договорами общества с исполнителями работ (услуг), приобретала коммунальные услуги для обеспечения жильцов этими видами коммунальных услуг, а также обеспечивала техническое обслуживание жилых домов, является не посредником, а исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам жилых помещений. Соответственно, организация обязана определять налоговую базу по НДС в соответствии с положениями ст. 153 НК РФ. Это следует из обзора сложившейся судебной практики по вопросу налогообложения платежей за коммунальные услуги, перечисляемые собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах товариществам собственников жилья (товариществам собственников недвижимости, жилищным кооперативам) и управляющим организациям, направленного письмом ФНС России от 13 августа 2018 г. N СА-4-7/15613@.

 

При предоставлении опциона на заключение договора аренды коммерческой недвижимости налоговую базу по НДС следует определять как стоимость передаваемых прав, исчисленную исходя из рыночных цен без включения в них НДС (письмо Минфина России от 6 августа 2018 г. N 03-07-11/55293).

 

В случае получения продавцом от покупателя денежных средств в качестве обеспечительного платежа (депозита), подлежащего зачету в счет оплаты оказываемых услуг, указанные денежные средства включаются в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором они получены (письма Минфина России от 6 сентября 2018 г. N 03-07-11/63743, от 3 июля 2018 г. N 03-07-11/45889). Однако денежные средства, полученные организацией в качестве обеспечительного платежа, подлежащего зачету в счет оплаты оказываемых услуг по сдаче в аренду жилых помещений, освобождаемых от налогообложения НДС на основании пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, в налоговую базу не включаются (письмо Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-07-14/65593).

 

В отношении передаваемых имущественных прав на нежилые помещения, а также доли в нежилых помещениях, порядок определения налоговой базы по НДС, установленный п. 3 ст. 155 НК РФ, не применяется (письмо Минфина России от 28 августа 2018 г. N 03-07-11/61127).

 

Особенности определения налоговой базы по НДС при реализации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) не установлены. При предоставлении данных прав, в том числе, федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, налоговую базу по НДС следует определять в соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ, согласно которому налоговая база определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (письма Минфина России от 16 августа 2018 г. N 03-07-11/57985, от 4 июля 2018 г. N 03-07-11/46343).

 

Денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связанные с реализацией товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются. Соответственно, если по непредъявленному к перевозке грузу услуги по перевозке не оказываются, суммы штрафных санкций, получаемые налогоплательщиком-перевозчиком, не включаются в налоговую базу по НДС (письмо Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-07-11/64585).

 

В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). Что касается получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, то суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании п. 1 ст. 162 НК РФ, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем п. 2 ст. 154 НК РФ. Так, если субсидии из федерального бюджета предоставляются налогоплательщику в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением им отдельным покупателям скидки на реализуемые товары (работы, услуги), облагаемые НДС, то суммы таких субсидий в налоговую базу по НДС не включаются. Соответственно, при реализации моторвагонного подвижного состава с учетом скидки, предоставляемой производителем такой техники покупателю в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.02.2018 N 157, а также техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива, с учетом скидки, предоставляемой производителем такой техники покупателю в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.07.2016 N 667, налоговую базу по НДС возможно определять как стоимость реализованной техники, исчисленную исходя из фактических цен, подлежащих оплате покупателем, а суммы субсидий, получаемых производителем из федерального бюджета в качестве компенсации выпадающих доходов производителя, возникших при предоставлении покупателю скидки, при определении налоговой базы не учитывать (письма Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-07-11/64587, от 12 июля 2018 г. N 03-07-11/48672, от 9 июля 2018 г. N 03-07-11/47588).

 

Датой отгрузки (передачи) товаров, в том числе поименованных в п. 8 ст. 161 НК РФ (в частности - лома и отходов черных и цветных металлов), в целях определения налоговой базы по НДС признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю (письма Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-07-11/65606, от 3 июля 2018 г. N 03-07-11/45885).

 

Моментом определения налоговой базы по НДС при экспорте товаров с территории РФ в государства - члены ЕАЭС является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС (письмо Минфина России от 6 сентября 2018 г. N 03-07-14/63738).

 

При получении оплаты (частичной оплаты) в иностранной валюте в счет предстоящей реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), не поименованных в п. 1 ст. 164 НК РФ, в целях применения НДС сумма полученной оплаты (частичной оплаты) в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату получения оплаты (частичной оплаты), то есть поступления денежных средств на счета организации в банках и (или) в кассу (письмо Минфина России от 10 августа 2018 г. N 03-07-08/56615).

 

В целях определения налоговой базы при экспорте товаров через комиссионера, в отношении которых обоснованность применения нулевой ставки НДС комитентом подтверждена, иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Банка России, установленному на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (письмо Минфина России от 2 августа 2018 г. N 03-07-14/54524).

 

Выполнение функций налогового агента по НДС

 

При оказании российской организацией услуг по договору с иностранной организацией обязанности выступать налоговым агентом по НДС у такой российской организации не возникает (письмо Минфина России от 2 августа 2018 г. N 03-07-08/54435).

 

Если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе РФ, в том числе в связи с наличием представительства в РФ или в связи с открытием счета в российском банке, то обязанность по уплате НДС в отношении реализуемых иностранной организацией на территории РФ товаров (работ, услуг), должна исполняться самой иностранной организацией. При этом у российских покупателей товаров (работ, услуг) обязанности исчислять и уплачивать НДС в качестве налогового агента в таком случае не возникает (письма Минфина России от 18 сентября 2018 г. N 03-07-08/66769, от 17 сентября 2018 г. N 03-07-08/66314).

 

Российской организации не следует удерживать НДС из суммы лицензионного вознаграждения, выплачиваемого иностранной организации за услуги по предоставлению на основании лицензионного договора прав на использование баз данных через сеть "Интернет", поскольку данные услуги НДС в РФ не облагаются на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-07-08/62285).

 

При оказании иностранной организацией физическим лицам услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, через российскую организацию - агента, привлекающего для оказания таких услуг российского субагента, налоговым агентом, исчисляющим и уплачивающим НДС признается субагент, осуществляющий расчеты непосредственно с физическими лицами (письмо Минфина России от 02.08.2018 N 03-07-08/54402). Следует учитывать, что при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, после 01.01.2019 обязанность по исчислению и уплате НДС в отношении данных услуг у российских организаций и индивидуальных предпринимателей будет отсутствовать, независимо от факта постановки на учет в налоговом органе иностранной организации (письма Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-07-05/65680, от 3 сентября 2018 г. N 03-07-08/62624).

 

Российская организация, приобретающая у казахстанского хозяйствующего субъекта товары, находящиеся на территории РФ после их изготовления из давальческого сырья, ввезенного на территорию РФ с территории Республики Казахстан, признается налоговым агентом по НДС (письмо Минфина России от 20 августа 2018 г. N 03-07-13/1/58786).

 

Российский индивидуальный предприниматель, приобретающий у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах, услуги по размещению предложений по бронированию гостиничных номеров в отелях через сеть "Интернет", должен исчислять и уплачивать НДС в порядке, предусмотренном п.п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ, по расчетной ставке 18/118 (письмо Минфина России от 27 июля 2018 г. N 03-07-14/53098).

 

В случае, если товары соответствуют понятию лома и отходов цветных металлов, установленному Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, то при реализации этих товаров после 01.01.2018, в том числе по предварительной оплате, перечисленной в 2017 году, обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на налогового агента-покупателя таких товаров. Лом и отходы металлов, содержащие в качестве основного компонента медь и в незначительном количестве драгоценные металлы, могут быть отнесены к лому и отходам цветных металлов, поэтому налогообложение НДС операций по реализации такого металлолома производится с участием налоговых агентов-покупателей. Наличие или отсутствие лицензии на осуществление соответствующей деятельности у продавца в таком случае не влияет на порядок исчисления НДС налоговым агентом. При этом следует учитывать, что при приобретении лома и отходов черных и цветных металлов у лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, в том числе физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, исполнять обязанности налогового агента по НДС организациям и индивидуальным предпринимателям не следует (письма Минфина России от 11 сентября 2018 г. N 03-07-11/64971, от 10 августа 2018 г. N 03-07-11/56621, от 6 июля 2018 г. N 03-07-14/47108, ФНС России от 6 августа 2018 г. N СД-4-3/15231@).

 

При предоставлении органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества организации - арендаторы указанного имущества должны осуществлять уплату НДС в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 161 НК РФ. При оказании услуг по предоставлению в субаренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества организациями, которые арендуют такое имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, уплату в бюджет НДС должны осуществлять данные организации (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-07-14/62306).

 

Налоговые ставки

 

При реализации на организованных торгах, проводимых организатором торговли (биржей), драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, небанковской кредитной организации - центральному контрагенту, имеющему лицензии Банка России на осуществление банковских операций и клиринговой деятельности, применяется ставка НДС в размере 0 процентов (письмо Минфина России от 3 июля 2018 г. N 03-07-05/45964).

 

Налогообложение НДС услуг по предоставлению морских судов и услуг членов экипажей судов на определенный срок для перевозки (транспортировки) ввозимых на территорию РФ товаров, оказываемых судовладельцами по договорам фрахтования судна на время (тайм-чартер), производится по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 14 ст. 165 НК РФ, в том числе договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) для перевозки (транспортировке) ввозимых на территорию РФ товаров морскими судами и судами смешанного (река-море) плавания (письмо Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-07-08/65620).

 

При оказании услуг по международной авиаперевозке грузов и почтовых отправлений по договору фрахтования воздушного судна, а также транспортно-экспедиционных услуг при организации международных авиаперевозок нулевая ставка НДС применяется при наличии документов, предусмотренных п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Что касается оказываемых на основании договора транспортной экспедиции услуг, не поименованных в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, то в отношении таких услуг применяется ставка НДС в размере 18 процентов (письмо Минфина России от 14 августа 2018 г. N 03-07-08/57471).

 

Ставка НДС в размере 0 процентов применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг при перевозке товаров между пунктами, один из которых находится на территории РФ, а другой - на территории иностранного государства. В случае заключения договора на транспортно-экспедиционное обслуживание товаров, перемещаемых между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, такие услуги подлежат налогообложению по ставке в размере 18 процентов (письмо Минфина России от 5 июля 2018 г. N 03-07-08/46768).

 

Ставка НДС в размере 10 процентов применяется в отношении предусмотренных пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ продовольственных товаров, как ввозимых, так и реализуемых в РФ, наименование и коды которых в соответствии с ТН ВЭД и ОКПД2 предусмотрены в перечнях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (письмо Минфина России от 3 июля 2018 г. N 03-07-07/45913).

 

При реализации грибов возможно применить налоговую ставку НДС в размере 10 процентов. Для этого необходимо, чтобы код реализуемых грибов соответствовал коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, приведенному в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (письмо Минфина России от 4 сентября 2018 г. N 03-07-11/62920).

 

Налоговая ставка в размере 10 процентов в отношении принадлежностей к медицинским изделиям, ввозимых в РФ отдельно от этих изделий, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные принадлежности, а также включении таких принадлежностей в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688. В противном случае применяется ставка НДС в размере 18 процентов (письмо Минфина России от 3 сентября 2018 г. N 03-07-07/62696).

 

В отношении лекарственных препаратов, на которые регистрационные удостоверения отсутствуют, в том числе по причине истечения срока их действия, ставка НДС в размере 10 процентов не применяется. Налогообложение таких лекарственных препаратов производится по ставке НДС в размере 18 процентов (письмо Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-09-19/65511).

 

Применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении оказываемых российским перевозчиком на железнодорожном транспорте услуг по перевозке грузов от припортовой железнодорожной станции до станции назначения, расположенной на территории РФ, не предусмотрено. Соответственно, данные услуги, оказываемые российским перевозчиком на железнодорожном транспорте, облагаются НДС по ставке в размере 18 процентов (письмо Минфина России от 4 сентября 2018 г. N 03-07-08/62948).

 

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подпадающих под действие п. 3 ст. 164 НК РФ, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019, применяется ставка НДС в размере 20 процентов. Это справедливо, в том числе, в отношении товаров, приобретенных до указанной даты, а также переходящих на 2019 год договоров (государственных контрактов), заключенных до указанной даты (письма Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-07-11/64577, от 7 сентября 2018 г. N 03-07-11/64045, N 03-07-11/64178, ФНС России от 10 сентября 2018 г. N СД-4-3/17537@).

 

При отсутствии договора с международной организацией или ее представительством на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) этой международной организации оснований для применения нулевой ставки НДС, предусмотренной п. 11 ст. 164 НК РФ, в отношении таких товаров (работ, услуг) не имеется. Соответственно, работы, выполняемые организацией, заключившей договор с другой российской организацией, выполняющей работы непосредственно для международной организации, облагаются НДС по ставке в размере 18 процентов (письмо Минфина России от 24 июля 2018 г. N 03-07-08/51871).

 

Когда оказывающее услуги лицо не обладает сведениями об экспортном характере товара и привлекается к перевозке товаров (организации перевозки) только в границах территории РФ, НДС исчисляется по ставке 18 процентов (п. 7 обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во втором квартале 2018 года по вопросам налогообложения, направленного письмом ФНС России от 9 июля 2018 г. N СА-4-7/13130).

 

Оснований для применения ставки НДС в размере 10 процентов в отношении куриной кожи не имеется и при реализации данной продукции применяется ставка НДС в размере 18 процентов (письмо Минфина России от 5 июля 2018 г. N 03-07-07/46587).

 

Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов

 

Согласно письму Минфина России от 3 июля 2018 г. N 03-07-05/45964 в целях подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 процентов и налоговых вычетов при реализации на организованных торгах, проводимых организатором торговли (биржей), драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, небанковской кредитной организации - центральному контрагенту в налоговые органы представляются:

- выписка (копия выписки) из реестра договоров на реализацию драгоценных металлов, заключенных на организованных торгах;

- документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов небанковской кредитной организации - центральному контрагенту.

 

Письмом ФНС России от 30 августа 2018 г. N ЕД-4-15/16779@ направлены обновленная рекомендуемая форма и формат реестра сведений из документов (чеков) для компенсации суммы НДС, содержащих отметку таможенных органов РФ, подтверждающую вывоз товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в электронной форме.

 

При реализации товаров на экспорт представлять в налоговые органы выписку банка в пакете документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, не требуется (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-07-14/62203).

 

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в отношении реализованных товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта на основании временных деклараций, в налоговые органы должна представляться полная таможенная декларация на такие товары, оформленная до окончания налогового периода, за который представляется декларация по НДС (письмо Минфина России от 24 августа 2018 г. N 03-07-08/60478).

 

Налогоплательщик не может представить вместо копий транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории РФ на территорию государств-членов ЕАЭС, реестры в порядке, предусмотренном п. 15 ст. 165 НК РФ. Вместе с тем, транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию государств-членов ЕАЭС, налогоплательщик может представить в налоговый орган в виде скан-образа по формату, утвержденному приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ (письмо ФНС России от 3 августа 2018 г. N СД-4-3/15160@).

 

Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, в случае несоответствия сведений вправе выборочно истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ. Указанные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ, в том числе содержать соответствующие отметки российского таможенного органа. При этом в случае, если в таможенных декларациях, распечатанных налогоплательщиком с использованием специализированного программного средства ФТС России, отсутствует какая-либо из отметок таможенных органов, предусмотренная ст. 165 НК РФ, получение таких отметок налогоплательщиком у таможенных органов является обязательным (письмо Минфина России от 5 июля 2018 г. N 03-07-08/46762).

 

При таможенном декларировании и выпуске товаров в электронной форме налогоплательщик для целей подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, либо при истребовании налоговым органом декларации на товары (в установленных НК РФ случаях) может представить в налоговый орган распечатанную на бумажном носителе копию электронной декларации на товары, содержащую сведения, свидетельствующие о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. При этом последующее проставление таможенными органами соответствующих отметок о выпуске товаров в таможенной процедуре экспорта на такой копии декларации на товары не требуется. Копию электронной декларации на товары, содержащую вышеуказанные сведения, налогоплательщик может распечатать на бумажном носителе из личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности либо с помощью используемых им программных средств, имеющих доступ к Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов. В налоговый орган указанная копия электронной декларации на товары на бумажном носителе представляется заверенной налогоплательщиком и в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах с отметками российского таможенного органа места убытия (письмо ФНС России от 31 июля 2018 г. N СД-4-3/14795@).

 

Восстановление НДС

 

Суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным за счет бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученных из бюджета субъекта РФ до 01.01.2018, восстановлению не подлежат в случае принятия приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) на учет до 01.01.2018. Если затраты на оплату товаров (работ, услуг, имущественных прав), принятых на учет до 01.01.2018, компенсируются за счет полученных после указанной даты бюджетных инвестиций, то принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению. В случае, если до 01.01.2018 налогоплательщиком была перечислена предварительная оплата (частичная оплата) за товары (работы, услуги, имущественные права), принимаемые к учету после указанной даты, и источником указанной оплаты (частичной оплаты) являлись полученные из бюджета субъекта РФ бюджетные инвестиции на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), то суммы НДС, ранее принятые к вычету по такой предварительной оплате (частичной оплате), следует восстановить для уплаты в бюджет, поскольку у налогоплательщика отсутствует право на принятие к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным за счет указанных бюджетных инвестиций (письма Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-07-11/62286, от 3 июля 2018 г. N 03-07-11/45892).

 

В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение ранее понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы НДС, принятые налогоплательщиками в установленном порядке к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), затраты на приобретение которых возмещаются за счет указанных субсидий, подлежат восстановлению (письмо Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-07-11/64587).

 

Если размер субсидий, полученных налогоплательщиком в период с 01.07.2017 по 01.01.2018 из местного бюджета, определялся исходя из затрат налогоплательщика на приобретение товаров (работ, услуг) с учетом НДС, то суммы НДС, принятые ими в установленном порядке к вычету по товарам (работам, услугам), затраты на приобретение которых возмещались за счет указанных субсидий, подлежали восстановлению (письмо Минфина России от 2 августа 2018 г. N 03-07-11/54514).

 

Суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам, в том числе по основным средствам, подлежат восстановлению при передаче имущества в качестве паевого взноса в паевые фонды кооперативов. При этом восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (письмо Минфина России от 7 сентября 2018 г. N 03-07-11/64033).

 

Раздельный учет

 

В случае применения банком общеустановленного порядка исчисления НДС при расчете предусмотренной абзацем четвертым п. 4 ст. 170 НК РФ пропорции учитываются доходы от осуществления банковских операций и иных операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС согласно пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом получаемые банком суммы штрафов, пени и неустоек при расчете вышеуказанной пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за налоговый период, не учитываются (письмо Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-07-11/64580).

 

Особенности определения предусмотренной абзацем четвертым п. 4 ст. 170 НК РФ пропорции при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) не установлены. При определении данной пропорции изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) учитывается налогоплательщиком за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) (письмо Минфина России от 9 июля 2018 г. N 03-07-11/47590).

 

Возможность не начислять НДС при осуществлении операций, подлежащих налогообложению этим налогом, в случае, если доля таких операций в общем объеме операций по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых НДС, так и освобождаемых от этого налога в соответствии со ст. 149 НК РФ, не превышает 0,5 процентов, законом не предусмотрена (письмо Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-07-11/64571).

 

Если в налоговом периоде налогоплательщиком осуществлен раздельный учет в отношении сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций, то в последующих налоговых периодах положения пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ о восстановлении НДС не применяются. При этом указанный порядок применения НДС в отношении товаров (работ, услуг), используемых исключительно для операций, подлежащих налогообложению либо не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), не применяется (письмо Минфина России от 25 июля 2018 г. N 03-07-11/52011).

 

Налоговые вычеты

 

Если приобретенные товары не используются налогоплательщиком для операций, подлежащих налогообложению, то оснований для вычета сумм НДС, предъявленных при их приобретении, не имеется (письмо Минфина России от 9 июля 2018 г. N 03-03-06/1/47374).

 

Вычеты НДС, предъявленные продавцом товаром, производятся налогоплательщиком независимо от факта их оплаты (письмо Минфина России от 20 сентября 2018 г. N 03-07-14/67466).

 

Вычет НДС на основании счета-фактуры, в графе 11 "Регистрационный номер таможенной декларации" которого указан номер заявления о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, производится в порядке и на условиях, предусмотренных ст.ст. 171 и 172 НК РФ (письмо Минфина России от 16 августа 2018 г. N 03-07-08/57982).

 

Основанием для применения инвесторами налоговых вычетов в отношении объектов, переданных им по окончании строительства, являются счета-фактуры, выставляемые не только подрядными организациями, но и перевыставляемые застройщиками в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 168 НК РФ (п. 8 обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во втором квартале 2018 года по вопросам налогообложения, направленного письмом ФНС России от 9 июля 2018 г. N СА-4-7/13130).

 

Суммы НДС, уплаченные при приобретении почтовых услуг, на основании кассовых чеков без наличия счетов-фактур к вычету не принимаются (письмо Минфина России от 3 сентября 2018 г. N 03-07-11/62786).

 

При приобретении электронных авиабилетов для проезда сотрудников организации к месту командировки и обратно, при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, к вычету принимается сумма НДС, выделенная отдельной строкой в маршрут/квитанции электронного пассажирского билета, составленного автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок и распечатанного на бумажном носителе, а в случае приобретения электронных железнодорожных билетов для проезда сотрудников организации к месту командировки и обратно к вычету принимается сумма налога, выделенная отдельной строкой в контрольном купоне электронного проездного документа (билета), составленного автоматизированной системой управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте и распечатанного на бумажном носителе (письмо Минфина России от 7 сентября 2018 г. N 03-07-11/63996).

 

Кассовый чек, частично содержащий реквизиты счета-фактуры, не может являться документом, на основании которого производится вычет НДС (письмо Минфина России от 2 июля 2018 г. N 03-07-14/45605).

 

Особенности вычета сумм НДС в отношении товаров, приобретенных за наличный расчет сотрудниками организации, НК РФ не предусмотрены. В связи с этим суммы НДС по товарам, приобретенным за наличный расчет сотрудниками организации, на основании кассовых чеков, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой, без наличия счетов-фактур к вычету не принимаются (письмо Минфина России от 13 августа 2018 г. N 03-07-11/57127).

 

Принятие к вычету НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет товаров (работ, услуг), за исключением основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, нормам НК РФ не противоречит. В связи с этим в случае, если имущество, приобретенное лизингодателем и передаваемое лизингополучателю по договору лизинга, отвечает требованиям признания его основным средством, то вычеты НДС, предъявленные при приобретении такого имущества, производятся в полном объеме после принятия его на учет (письма Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-07-05/65648, от 4 сентября 2018 г. N 03-07-11/63070).

 

Суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг связи, электроэнергии, канцтоваров, материалов, основных средств, используемых налогоплательщиком НДС, реализующим лом и отходы черных и цветных металлов, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ (письмо Минфина России от 2 июля 2018 г. N 03-07-11/45514).

 

Суммы НДС, предъявленные филиалом белорусской организации, состоящим на учете в российском налоговом органе, при реализации товаров на территории РФ, принимаются к вычету у российского покупателя в порядке и на условиях, предусмотренных ст.ст. 171 и 172 НК РФ (письмо Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-07-13/1/65600).

 

Суммы НДС, предъявленные иностранной компании, состоящей на учете в налоговом органе по месту нахождения своего представительства в РФ, при приобретении на территории РФ имущества, в дальнейшем сдаваемого в лизинг на территории РФ, принимаются к вычету в порядке, установленном п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ (письмо Минфина России от 10 августа 2018 г. N 03-07-08/56591).

 

Суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации на экспорт синтетических алмазных порошков с кодом товара по ТН ВЭД 7105100000 - "Крошка и порошок из природных или искусственных драгоценных или полудрагоценных камней из алмазов", которые не относятся к сырьевым товарам, могут приниматься к вычету до момента определения налоговой базы при экспорте (письмо Минфина России от 4 сентября 2018 г. N 03-07-08/62943).

 

Не заявленные к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), принятым к учету после 01.07.2016, используемым для осуществления операций по реализации на экспорт товаров, не поименованных в перечне кодов видов сырьевых товаров в соответствии с ТН ВЭД, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18.04.2018 N 466, могут приниматься к вычету до момента определения налоговой базы по экспортируемым товарам, путем отражения указанных сумм в налоговой декларации по НДС, представляемой по итогам налогового периода, начинающегося с 01.07.2018 (письма Минфина России от 3 августа 2018 г. N 03-07-08/54830, N 03-07-08/54932, от 25 июля 2018 г. N 03-07-08/52212, от 10 июля 2018 г. N 03-07-08/47794).

 

В случае приобретения индивидуальным предпринимателем легкового автомобиля для использования в предпринимательской деятельности, суммы НДС, предъявленные при приобретении данного автомобиля, подлежат вычету в случае его использования для операций, облагаемых данным налогом, в том числе по нулевой ставке при экспорте товаров, в порядке и на условиях, предусмотренных п.п. 1 и 3 ст. 172 НК РФ (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-07-14/62210).

 

Для принятия к вычету НДС по оплате (частичной оплате) у налогоплательщика, в том числе в случае, если за налогоплательщика предварительную оплату (частичную оплату) продавцу перечисляет третье лицо, в том числе его контрагент, в наличии должны быть счета-фактуры, выставленные продавцом при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), документы, подтверждающие фактическое перечисление сумм оплаты (частичной оплаты), и копии договора с приложениями к нему, предусматривающими перечисление указанных сумм (письмо Минфина России от 4 сентября 2018 г. N 03-07-11/62917).

 

Суммы НДС, предъявленные лизингодателем лизингополучателю и уплаченные лизингодателем в бюджет по услугам финансовой аренды (лизинга), в случае расторжения договора финансовой аренды (лизинга) и возврата лизингодателем лизингополучателю части суммы лизинговых платежей, соответствующих оплаченной лизингополучателем выкупной стоимости предмета лизинга, к вычету у лизингодателя не принимаются (письмо Минфина России от 11 сентября 2018 г. N 03-03-06/1/64977).

 

Суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), вычету не подлежат. При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ, полученных в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных ст.ст. 171 и 172 НК РФ (письма Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-07-11/65627, от 10 сентября 2018 г. N 03-07-11/64587).

 

Положения п. 2.1 ст. 170 НК РФ, препятствующего вычету НДС при оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, за счет бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ, применяются также в случае, если после 01.01.2018 налогоплательщиком приобретаются товары (работы, услуги, имущественные права) за счет бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученных из бюджетов бюджетной системы РФ до указанной даты (письмо Минфина России от 3 июля 2018 г. N 03-07-11/45892).

 

Организации, арендующие федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, при предоставлении такого имущества в субаренду имеют право на вычет сумм НДС, уплаченных в качестве налоговых агентов при приобретении услуг по аренде этого имущества (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-07-14/62306).

 

Вычеты сумм НДС, исчисленных налоговым агентом при приобретении лома и отходов черных металлов, в дальнейшем реализуемых на экспорт, производятся в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 172 НК РФ (на момент определения налоговой базы по экспорту) (письмо Минфина России от 25 июля 2018 г. N 03-07-08/52209).

 

Вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные в бюджетную систему РФ российским налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ. Вопрос принятия к вычету сумм НДС, уплаченных в бюджет Республики Казахстан при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории Китайской Народной Республики, регламентируется законодательством Республики Казахстан (письмо ФНС России от 6 августа 2018 г. N СД-4-3/15229@).

 

В случае, если часть построенного объекта недвижимости (здания), выделенная одному из супругов при разделе этого объекта, ранее находящегося в совместной собственности супругов, в дальнейшем не будет использоваться для операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, то оснований для вычета сумм НДС, предъявленных при строительстве данной части объекта недвижимости (здания), не имеется (письмо Минфина России от 27 июля 2018 г. N 03-07-14/53092).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: