Взаимозависимые лица и международные группы компаний

 

Взаимозависимые лица

 

Условия признания сделок контролируемыми определены пунктами 1 - 3 ст. 105.14 НК РФ. Одним из условий является совершение сделок между взаимозависимыми лицами либо сделок, приравненных НК РФ к сделкам между взаимозависимыми лицами.

Организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами. В случае наличия спора между ними по поводу признания себя взаимозависимыми лицами, такой спор может быть разрешен в судебном порядке. При этом обратиться в суд с иском о признании лиц взаимозависимыми могут как лица, являющиеся сторонами сделки, так и налоговые органы (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-12-11/1/62244).

 

Особенности определения доли прямого участия лица в организации в случае наличия возможности определения такой доли одновременно несколькими способами разъяснены ранее в письме Минфина России от 5 сентября 2017 г. N 03-12-12/1/56981. Согласно разъяснениям, долей прямого участия такого лица в организации признается максимальная из долей, определенных указанными способами.

В то же время в целях определения доли косвенного участия лица в организации и недопущения ее искажения в рассматриваемой ситуации, доли прямого участия дочерних организаций указанного лица в организации во всех последовательностях участия этого лица в организации целесообразно определять одним способом, любым из указанных в п. 2 ст. 105.2 НК РФ.

Отмечается, что при определении доли участия лица в организации могут учитываться дополнительные обстоятельства в судебном порядке (письмо Минфина России от 1 августа 2018 г. N 03-12-11/1/54213).

 

Налогообложение и контроль сделок с взаимозависимыми лицами

 

Налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок между взаимозависимыми лицами не обязаны руководствоваться в вопросах ценообразования положениями НК РФ. В свою очередь, для целей налогообложения доходы (прибыль, выручка), полученные налогоплательщиком по сделкам между взаимозависимыми лицами, определяются в соответствии с положениями раздела V.1 НК РФ (письмо Минфина России от 28 августа 2018 г. N 03-12-11/1/61211).

 

Контролируемые сделки

 

Сделки между взаимозависимыми лицами, предусмотренные пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ (с участием посредников), признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам за соответствующий календарный год (письмо Минфина России от 4 сентября 2018 г. N 03-12-12/1/62949).

 

Сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ, не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки иным условиям признания их контролируемыми. По вопросам о налоговых последствиях предоставления (получения) беспроцентного займа следует руководствоваться позицией Минфина России, изложенной в письме от 23 марта 2017 г. N 03-03-РЗ/16846 (письмо Минфина России от 28 августа 2018 г. N 03-12-11/1/61109).

 

Сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 п. 1, п. 2 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, с учетом установленного порядка признания доходов.

Обращается внимание, что отношения между принципалом и агентом в части совершения сделок за вознаграждение не приводят к передаче права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг. Передача права собственности возникает только в части оказанных услуг, за которые выплачивается комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение (письмо Минфина России от 28 августа 2018 г. N 03-12-11/1/61134).

 

Представление документации по международным группам компаний (МГК)

 

Международной группой компаний (МГК) в целях налогообложения признается совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, связанных между собой посредством участия в капитале и (или) осуществления контроля, для которых одновременно соблюдаются условия, предусмотренные п. 1 ст. 105.16-1 НК РФ.

Наличие контроля, связывающего между собой совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, определяется с учетом положений пунктов 7 и 8 ст. 25.13 НК РФ.

Оказываемое в соответствии с заключенным соглашением влияние также может учитываться для определения наличия контроля, связывающего между собой компании в целях признания МГК (письмо Минфина России от 2 июля 2018 г. N 03-12-11/4/45606).

 

Одним из условий признания МГК является составление в отношении совокупности организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица консолидированной финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства РФ либо требованиями фондовых бирж, в том числе иностранных, при принятии решения о допуске к торгам ценных бумаг любой из указанных организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица.

При анализе соблюдения этого условия также может учитываться консолидированная финансовая отчетность, включающая финансовую отчетность участника МГК, прямо и (или) косвенно участвующего в остальных ее участниках или иным способом осуществляющего контроль над ними, составленная другим участником этой МГК (письмо Минфина России от 3 августа 2018 г. N 03-12-11/4/54917).

 

Для целей признания МГК необходимо также наличие в совокупности организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица хотя бы одного "иностранного элемента":

организации (иностранной структуры без образования юридического лица), которая не признается налоговым резидентом РФ,

либо организации или иностранной структуры без образования юридического лица, признаваемой налоговым резидентом РФ, которая подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории иностранного государства (территории) через постоянное представительство.

Следовательно, постоянное представительство (при его наличии) признается участником МГК, информация о котором подлежит включению в уведомление об участии в МГК и страновой отчет. Понятие "постоянное представительство" определяется с учетом соглашений об избежании двойного налогообложения (письмо ФНС России от 24 июля 2018 г. N ОА-4-17/14315@).

 

Разъяснены отдельные вопросы представления уведомления об участии в МГК.

Если налогоплательщик является участником нескольких МГК, уведомление представляется в отношении каждой МГК.

Налогоплательщики-участники МГК освобождаются от обязанности представления уведомления, в частности, в случае, если ответственным участником МГК представлено уведомление обо всех участниках этой МГК.

Обращается внимание, что при представлении уведомления об участии в МГК, отображается информация обо всех ее участниках, а не об определенной части этой группы.

В случае ликвидации участника МГК-российской организации в течение отчетного периода уведомление может быть представлено любым другим налогоплательщиком-участником этой МГК. При этом сведения о ликвидированном в отчетном периоде участнике МГК отражаются в уведомлении по состоянию на день регистрации его прекращения путем ликвидации (письмо Минфина России от 10 сентября 2018 г. N 03-12-11/4/64397).

 

Разъяснены вопросы отражения сведений (информации) в уведомлении об участии в МГК и страновом отчете. В частности сообщается, что в уведомлении об участии в МГК (страновом отчете) установленные сведения (информация) должны отражаться в отношении лиц, входящих в МГК по состоянию на дату окончания отчетного периода, а также лиц, указанных в подпунктах 2 и 3 п. 2 ст. 105.16-1 НК РФ. При этом сведения об активах и финансовых показателях лиц, присоединившихся в течение отчетного периода к МГК, по мнению финансового ведомства, включаются в страновой отчет в объеме данных консолидированной финансовой отчетности МГК.

При определении круга лиц, входящих в МГК (в том числе в целях уведомления об участии в МГК и представления странового отчета), учитываются доли участия в капитале соответствующих организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, размер которых является достаточным для того, чтобы финансовая отчетность этих организаций и (или) структур подлежала включению в консолидированную финансовую отчетность по группе (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-12-11/4/62255).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: