Проектирование воспитательной системы образовательного учреждения
Понятие воспитательной системы образовательного учреждения и ее компоненты ∙ Этапы развитиявоспитательной системы ∙ Особенности проектирования воспитательной системы
Понятие воспитательной системы образовательного учреждения и ее компоненты
К долгосрочным проектам, используемым в системе образования, относятся программы воспитательных систем, программы развития образовательных учреждений, а также муниципальные, региональные программы развития.
Рассмотрим понятие воспитательной системы.
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Воспитательная система создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально-психологической защищенности.
|
|
Проблема воспитательных систем в отечественной педагогике представлена многочисленными научными исследованиями. Основная заслуга в создании теории воспитательных систем принадлежит Л.И. Новиковой, В.А. Караковскому, Н.Л. Селивановой и другим ученым.
Авторы считают, что воспитательная система есть целостный социальный организм, обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, существующих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.
Воспитательная система - это система социальная. Ее ядро - люди и потребности, мотивы, интересы, личностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.
Воспитательная система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы.
Воспитательная система - это система ценностно-ориентированная. Она ориентирована на определенные ценности. В современных условиях взят курс на моделирование, построение и функционирование воспитательных систем гуманистического типа.
|
|
Воспитательная система - это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.
Воспитательная система - это система целенаправленная. Ее невозможно представить без цели. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность.
Воспитательная система - это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Внутри системы скрыта способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников педагогического коллектива.
Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компонентами являются:
- цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается);
- деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров (содержание воспитания) субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
- отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъект в некую общность;
- среда системы, освоенная субъектом;
- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Проектирование воспитательной системы позволяет упорядочить воспитательную деятельность.