Правовые основы обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и к должностным лицам

ТЕМА № 10

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН

И ОРГАНИЗАЦИЙ  ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

УЧЕБНЫЕ Вопросы:

1 Правовые основы обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и к должностным лицам
2 Порядок предоставления государственной услуги по обращениям граждан в надзорных органах МЧС России
3 Административные процедуры по рассмотрению обращений организаций и граждан при исполнении государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности

Правовые основы обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и к должностным лицам

 

В демократическом государстве граждане выступают как активная, инициативная сила, защищающая личные и публичные интересы, вызывающая ответные действия государства, предупреждающая и исправляющая ошибки и злоупотребления властей.

Обращения граждан – важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением.

Обращения граждан являются, с одной стороны, существенным источником информации, необходимой для решения вопросов государственного и общественного строительства, с другой – одной из важнейших форм и гарантий участия граждан в управлении делами общества и государства, своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, способ оптимизации его деятельности, так как гражданин в своем обращении указывает на определенные проблемы или предлагает пути их решения.

«Декларацией прав и свобод человека и гражданина», принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР, провозглашено: «Граждане РСФСР имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок». Это право также закреплено в Основном законе Российской Федерации – Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

В статье 33 Конституции Российской Федерации определено: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Статья 46 гласит: «Решения или действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд», а в статье 53 установлено, что «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления – неотъемлемое право каждого гражданина, которое он реализует свободно и добровольно.

Конституционное право граждан на обращение конкретизируется в ряде законодательных и иных нормативных правовых актах.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информацион-ных технологиях и о защите информации» установлено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации, в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Гражданин не может быть ограничен в доступе к:

– нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина;

– информации о состоянии окружающей среды;

– информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

– информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

– иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:

– открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

– достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

– свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

– соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Пользователь информацией имеет право:

– получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

– отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

– не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;

– обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;

– требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации прав на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Все перечисленные виды обращений имеют свое определение и назначение.

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Следует отметить, что предложения граждан не связаны с нарушением их прав и законных интересов.

Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, поставленных в предложениях, обязаны рассмотреть их в установленные сроки, объективно оценить, принять мотивированное решение и ответить автору обращения по существу. В случае отказа в принятии или рассмотрении предложения гражданин имеет право обжаловать такие действия в вышестоящую инстанцию.

Граждане могут обращаться к любому субъекту права законодательной инициативы, которые определены ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации и соответствующими статьями конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, с предложениями по совершенствованию законодательства Российской Федерации и ее субъектов. Эти предложения изучаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими органами государственной власти и могут учитываться при разработке законопроектов или при составлении планов и программ законопроектных работ.

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Такой тип обращения как заявление, может преследовать одну из двух целей: «позитивную» или «негативную». Позитивной целью является просьба оказать содействие заявителю или иным лицам в реализации каких-либо конституционных прав или свобод. К «негативной» цели относится сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Негативной, цель поименована достаточно условно, так как, в конечном итоге, преследуется все-таки цель оптимизации, улучшения законодательства, работы государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Примерами позитивного заявления могут служить: заявление в органы социального обеспечения на оформление субсидий по уплате квартплаты, заявление о предоставлении лицензии, заявление о создании юридического лица в налоговые органы. «Негативным» заявлением будет заявление в органы прокуратуры о нарушении законодательства или прав и свобод гражданина в государственных органах или органах местного самоуправления.

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Подача жалобы, как правило, является следствием нарушения прав и законных интересов гражданина, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностными лицами и выборными лицами, руководителями предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений. Причиной подачи жалобы может быть также предоставление официальной информации, послужившей основанием для принятия решения и совершения действий (бездействия) вышеперечисленными органами, должностными лицами и руководителями.

Жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности органы и на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы и должностные лица, решения, а также неправомерные действия (бездействие) которых обжалуются. Следует отметить, что законодательство четко определяет возможности гражданина, обратившегося с жалобой.

Гражданин имеет право:

– лично довести до сведения должностного лица, рассматривающего жалобу, обстоятельства и изложить свои доводы по существу жалобы и нарушенных его прав;

– присутствовать при рассмотрении жалобы и знакомиться с итоговыми материалами по ее проверке;

– представлять дополнительные материалы и сведения или ходатайствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу;

– получить в установленные сроки официальный ответ в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы;

– при несогласии с принятым решением обжаловать его;

– требовать возмещения морального и материального ущерба в установленном законом порядке;

– пользоваться услугами законного представителя, доверенного лица и адвоката.

Не менее важным является и установление в законодательстве обязанностей органов и должностных лиц по рассмотрению жалоб. К такому роду обязанностей относятся: прием и регистрация жалоб; рассмотрение жалоб по существу, объективная оценка изложенных в них фактов и обстоятельств и проверка их достоверности. Рассмотрение жалобы может быть прекращено, если в ходе проверки было установлено, что автор указал ложные фамилию, адрес и другие недостоверные сведения.

Органы и должностные лица, рассматривающие жалобы, обязаны:

– незамедлительно принять меры к пресечению неправомерных решений, действий (бездействия), посягающих на права и законные интересы граждан;

– в случае необходимости выехать на место для обследования обстоятельств, породивших жалобы, истребовать необходимые материалы и объяснения у лиц, на которых поступили жалобы, пригласить свидетелей и специалистов;

– после совершения всех необходимых действий принять мотивированное и обоснованное решение по жалобе, обеспечить его исполнение и сообщить гражданину в письменной форме и в установленные сроки о результатах рассмотрения жалобы.

Орган или должностное лицо по результатам рассмотрения жалобы принимает одно из следующих решений:

– о полном или частичном удовлетворении жалобы, восстановлении нарушенного права гражданина;

– об отказе в полном или частичном удовлетворении жалобы.

Решение по жалобе должно содержать изложение мотивов и фактов, которые положены в его основу; ссылки на конкретные статьи закона или иного нормативного правового акта; указание об отмене или изменении обжалуемого решения; срок исполнения принятого решения и другие положения.

В случае принятия решения о полном или частичном удовлетворении жалобы орган или должностное лицо обязаны принять необходимые меры по восстановлению нарушенного права гражданина, принести ему извинения в письменной форме, а также по просьбе гражданина проинформировать о принятом решении заинтересованных лиц. Если недостоверные или порочащие гражданина сведения были опубликованы в средствах массовой информации, орган или должностное лицо, предоставившие эти сведения, обязаны принять меры по опубликованию опровержения.

Все вышеперечисленные обращения граждан могут быть выражены как в устной форме, так и в письменной форме – присланные почтовым отправлением, доставленные непосредственно в подразделение делопроизводства либо поступившие через специальные ящики для приема сообщений. Наряду с традиционными почтовыми отправлениями, получили широкое распространение отправления с помощью факса и электронные формы сообщений (Интернет-обращений).

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

– представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

– знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

– получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

– обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления и организаций рассматривают обращения граждан в соответствии со своей компетенцией. В случае, когда обращение не относится к их ведению, органы и должностные лица направляют их по подведомственности, при этом в обязательном порядке извещают граждан, кому направлены их обращения. В этом случае переадресация обращений не будет считаться разглашением частной информации, если рассмотрение переадресованных обращений входит в сферу компетенции организаций или должностных лиц, в адрес которых перенаправлено обращение.

Законодательством запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

Результатом обращения гражданина в органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации является получение соответствующих сведений в виде письменного либо устного ответа по существу обращения.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

В качестве заявителя выступает физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:

– получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;

– получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;

– получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;

– досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;

– получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны:

– предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами;

– обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;

– предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных законодательством государственных и муниципальных услуг, по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, такие документы и информацию;

– исполнять иные обязанности, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Законодательство закрепляет гарантии безопасности граждан в связи с их обращениями. Запрещается любое преследование гражданина: уголовное, административное, дисциплинарное, гражданско-правовое, умаление его трудовых, социальных, жилищных, пенсионных и иных прав связанное с подачей им обращения в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам с критикой деятельности этих органов или должностных лиц либо в целях защиты своих прав, свобод, законных интересов.

Одновременно, должностные лица, рассматривающие обращения граждан могут понести ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений, неправомерный отказ в их приеме, затягивание сроков рассмотрения обращений, их необъективное разбирательство, принятие необоснованных, незаконных решений, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни граждан.

Например, ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации определяет различные меры наказания за неправомерные действия с документами и информацией. Так, ст. 138 (за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров почтовых, телеграфных или иных сообщений), ст. 140 (за отказ в предоставлении гражданину информации) предусматривают следующие виды наказаний: штрафы, обязательные либо исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Также, среди Федеральных законов, обеспечивающих реализацию защиты прав граждан на обращение, декларированное Конституцией, выделяются следующие нормативные правовые акты: Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных право-нарушениях. Данные нормативные акты регламентируют право граждан на обращение за судебной защитой, а так же закрепляют формы рассмотрения жалоб и заявлений граждан.

Наряду с ответственностью органов и должностных лиц в законодательстве об обращениях граждан предусмотрена ответственность самих граждан. Она наступает в тех случаях, когда в обращении гражданина содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство и порочащие деловую репутацию других лиц. Граждане в таких случаях привлекаются в установленном законодательством порядке к административной или уголовной ответственности. Граждане, которые систематически предъявляют заведомо необоснованные требования, которые влекут значительные материальные затраты на рассмотрение и проверку их обращений, могут быть привлечены к ответственности в судебном порядке, с компенсацией понесенных затрат за их счет.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гарантирует гражданам право:

– быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

– обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предоставляет гражданам право на получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452
«О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»
устанавливает общий порядок работы с обращениями граждан иорганизаций, приема граждан. 

В федеральном органе исполнительной власти подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций (далее - обращения граждан), а также ходатайства в их поддержку по вопросам сфер деятельности федеральных органов исполнительной власти, порядка исполнения государствен-ных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.

При необходимости орган государственной власти, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение гражданина, а также ходатайствующая организация информируются о результатах рассмотрения обращения.

Указанные положения не распространяются на взаимоотношения граждан и федеральных органов исполнительной власти в процессе реализации федеральными органами исполнительной власти государственных функций и предоставления государственных услуг этим гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствующими административными регламентами, а до их принятия - актами федеральных органов исполнительной власти.

Порядок предоставления гражданам информации по их запросам, в том числе информации справочного характера, устанавливается регламентами федеральных органов исполнительной власти.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» устанавливает единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, в том числе и по обращениям граждан.

Федеральный орган исполнительной власти с учетом условий и специфики своей деятельности разрабатывает инструкцию по делопроизводству, утверждаемую руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела.

Обращения граждан регистрируются и формируются в дела отдельно от других документов федерального органа исполнительной власти.

Регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 24 июля 2006 г. № 418 установлено, что МЧС России рассматривает и в соответствии со своими полномочиями принимает решения, в том числе, по обращениям граждан, организаций, по обращениям государственных органов и организаций иностранных государств, а также международных организаций.

Прядок ведения делопроизводства в органах управления и подразделениях системы МЧС России, в том числе и по обращениям граждан осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 1 декабря 2008 г. №735 «Об утверждении Временной инструкции по делопроизводству в территориальных органах, соединениях и воинских частях войск гражданской обороны, организациях системы МЧС России».

Сроки и последовательность действий должностных лиц МЧС России, его территориальных органов и организаций при предоставлении государственной услуги по приему граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок (далее - государственная услуга) определены приказом МЧС России от 27 сентября 2011 года № 540 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок» ( далее - Административный регламент по обращениям граждан).

Положениями о государственном надзоре в области гражданской обороны, государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и федеральном государственном пожарном надзоре определено, что надзорные органы МЧС России в рамках своей компетенции рассматривают в установленном порядке обращения, жалобы граждан и юридических лиц по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

 

2. Порядок предоставления государственной услуги по обращениям

    граждан надзорными органами МЧС России

 

 Государственная услуга по приему граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов заявителям в установленный срокпредоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Положения Административного регламента по обращениям граждан распространяются на все устные обращения, обращения в письменной форме, обращения в форме электронного документа, индивидуальные и коллективные обращения граждан и не распространяются на взаимоотношения граждан и МЧС России в процессе реализации иных государственных услуг.

 

2.1. Требования к порядку информирования о предоставлении

         государственной услуги по обращениям граждан

В соответствии со служебным распорядком в надзорных органах МЧС России устанавливается график приема письменных обращений граждан.

 С целью приема письменных обращений от граждан в надзорных органах МЧС России в доступных местах устанавливаются специальные ящики для приема обращений. Выемка корреспонденции производится не реже двух раз в день.

Предоставление информации по вопросам регистрации письменных
обращений граждан осуществляется:

понедельник – четверг – с 9.00 ч. до 18.00 ч.;

пятница – с 9.00 ч. до 16.45 ч.;

обеденный перерыв – с 13.00 ч. до 13.45 ч.

Письменное обращение с доставкой по почте или курьером направляется по почтовому адресу надзорного органа МЧС России. 

 Обращения граждан в виде электронного документа направляются путем заполнения специальной формы на официальном сайте МЧС России http://www.mchs.gov.ru или официальных сайтах его территориальных органов.

Факсимильные письменные обращения направляется по телефонам-факсам надзорных органов МЧС России.

Справочные, статистические и аналитические материалы, касающиеся предоставления государственной услуги, размещаются в соответствующем разделе официального сайта МЧС России и официальных сайтов его территориальных органов.

Конечным результатом предоставления государственной услуги является ответ по существу на поставленные в обращении (устном, в письменной форме или в форме электронного документа) вопросы или уведомление о переадресации обращения в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, либо отказ в рассмотрении обращения (устного, в письменной форме или в форме электронного документа) с изложением причин отказа, либо принятия о списании обращения «в дело» в случае прекращения переписки с гражданином в установленном порядке.

Процедура предоставления государственной услуги завершается путем направления ответа или отказа гражданину по существу поставленных в обращении вопросов или получения гражданином результата рассмотрения обращения в лично в письменной или устной форме или в форме электронного документа.

Если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

При прекращении переписки с гражданином принимается решение о списании обращения «в дело».

Срок регистрации письменных обращений в надзорных органах МЧС России с момента поступления – три дня. В случае поступления обращения в день, предшествующий праздничным или выходным дням, регистрация их производится в рабочий день, следующий за праздничными или выходными днями.

Письменные обращения граждан по вопросам, не относящимся к компетенции надзорных органов МЧС России, в срок до семи дней со дня их регистрации подлежат переадресации в соответствующие органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения.

В случае если гражданин в одном обращении ставит ряд вопросов, разрешение которых находится в компетенции различных органов, копии обращения направляются в течение семи дней со дня регистрации в соответствующие органы.

Общий срок рассмотрения письменных обращений граждан – тридцать дней со дня регистрации письменного обращения.

В случаях направления надзорным органом МЧС России, в установленном порядке запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам срок рассмотрения обращения продлевается не более чем на тридцать дней с уведомлением гражданина о продлении срока рассмотрения его обращения.

Основанием для предоставления государственной услуги является обращение гражданина, направленное в надзорный орган МЧС России: 

в письменном виде по почте;

в письменном виде по факсу;

электронной почтой;

на официальные сайты;

устно при личном приеме.

В письменном обращении гражданин указывает либо наименование надзорного органа МЧС России, в который направляет обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица надзорного органа МЧС России либо должность соответствующего лица, а также в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В подтверждение своих доводов гражданин прилагает к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направляет указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Гражданин при устном обращении сообщает фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), место жительства, суть обращения и предъявляет документ, удостоверяющий личность.

Если государственная услуга, оказанная гражданину в надзорном органе МЧС России, его не удовлетворяет, он в письменном виде вправе обратиться в вышестоящие органы МЧС России.

Обращение, поступившее в надзорный орган МЧС России, подлежит обязательному приему.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

– в письменном обращении не указаны: фамилия гражданина, направившего обращение, его почтовый (электронный) адрес, по которому должен быть направлен ответ;

– в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. Обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (в том числе, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ);

– текст письменного обращения не поддается прочтению, оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

– ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;

– обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;

– при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. Обращение может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о недопустимости злоупотребления правом;

– в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этом случае принимается решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и более ранние обращения направлялись в надзорный орган МЧС России или одному и тому же должностному лицу, с уведомлением о данном решении гражданина, направившего обращение.

Предоставление государственной услуги в надзорном органе МЧС России осуществляется бесплатно.

Срок ожидания гражданина в очереди при передаче обращения и при личном приеме в целях получения ответа на обращение в надзорный орган МЧС России не должен превышать 30 минут.

 

2.2. Требования к помещениям, показатели доступности и качества      

        государственной услуги

В местах предоставления государственной услуги предусматривается наличие системы кондиционирования воздуха, средств пожаротушения и системы оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций, оборудование доступных мест общественного пользования (туалет, гардероб), наличие удобной офисной мебели и телефона.

Для ожидания гражданами приема и заполнения необходимых для предоставления государственной услуги документов отводятся места, оборудованные стульями, столами (стойками) для возможности оформления документов, которые обеспечиваются писчей бумагой и ручками.

Вход и передвижение по помещениям, в которых проводится прием граждан, не должны создавать затруднений для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Места получения информации о предоставлении государственной услуги оборудуются информационными стендами. Информация о приеме граждан размещается на информационных стендах надзорных органов МЧС России, а также на соответствующих официальных сайтах. 

Информирование граждан по предоставлению государственной услуги в части факта поступления обращения, его входящих регистрационных реквизитов, наименования надзорного органа МЧС России, ответственного за его исполнение, осуществляет соответствующее подразделение надзорного органа МЧС России или должностное лицо, ответственное за работу с обращениями граждан.

Гражданин на стадии рассмотрения его обращения надзорным органом МЧС России имеет право:

– представлять дополнительные документы и материалы по рассматриваемому обращению либо обращаться с просьбой об их истребовании;

– знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

– получать уведомление о переадресации его обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов;

– обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) должностных лиц надзорных органов МЧС России в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;

– осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Должностные лица надзорных органов МЧС России обеспечивают:

– объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение письменных обращений граждан, в случае необходимости – с участием граждан, направивших обращения;

– получение необходимых для рассмотрения письменных обращений граждан документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

– принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.

Конфиденциальные сведения, ставшие известными должностным лицам надзорных органов МЧС России при рассмотрении обращений граждан, не могут быть использованы во вред этим гражданам, в том числе, если они могут повлечь ущемление чести и достоинства граждан.

Основными требованиями к качеству рассмотрения обращений в надзорных органах МЧС России являются:

– достоверность предоставляемой гражданам информации о ходе рассмотрения обращения;

– полнота информирования граждан о ходе рассмотрения обращения;

– наглядность форм предоставляемой информации об административных процедурах;

– удобство и доступность получения информации гражданами о порядке предоставления государственной услуги;

– оперативность вынесения решения в отношении рассматриваемого обращения.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow