Тема 2. Основы внутрифирменного риск-анализа

Определения

Риск – событие или группа родственных случайных событий, наносящих ущерб объекту, обладающему данным риском.

В научной литературе при определении понятия «риск» обычно отталкиваются от базового понятия «опасность», которое означает объективно существующую возможность негативного воздействия на рассматриваемый объект, могущего принести какой-либо ущерб, вред. В свою очередь, понятие ущерба, как правило, связывается с ухудшением состояния, разрушением объекта, нарушением нормального режима его функционирования, развития и другими последствиями, характеризующимися определенным уровнем потерь.

В этой связи риск часто понимают как количественную меру опасности. В различных сферах общественной жизнедеятельности существуют свои, часто достаточно специфические подходы определения этой меры. Заметим, что количественной мерой возможности наступления события является вероятность. Поэтому часто понятию риск придается содержание, количественно выражаемое вероятностью наступления неблагоприятного события в течение определенного периода времени.

Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. Риск – один из способов снятия неопределенности, которая возникает из-за неполноты, недостоверности.

Риск-менеджмент – систематический процесс выявления, оценки и регулирования рисков во всех сферах организации, определяет пути и возможности обеспечения устойчивости компании, ее способности противостоять неблагоприятным ситуациям.

Управление риском – многоступенчатый процесс, имеющий своей целью уменьшить или компенсировать ущерб для объекта при наступлении неблагоприятного события.

В рамках дисциплины «Риски финансово-кредитных отношений» будем рассматривать риски внутренние и внешние, которые оценивает аналитик компании, находясь внутри данной компании (любой организации микроэкономики).

Общая классификация рисков

1. Внешние риски предприятия:

-  страновые;

-  валютные;

-  налоговый;

-  инфляционный;

-  процентный;

-  криминогенный и пр.

2. Внутренние риски предприятия:

-  операционные;

-  кредитные;

-  структурные;

-  риск финансовой неустойчивости;

-  риск неплатежеспособности и пр.

Этапы риск-анализа

1. Идентификация (выявление) риска состоит в систематическом выявлении и изучении рисков, характерных для данной организации и видов деятельности, включая изучение факторов, вызывающих риск и оказывающих влияние на степень его реализации. Для идентификации риска могут применяться различные методы, например, статистические, аналитические, экспертные, методы аналогий                         и т. п.

Метод статистической идентификации (методы корреляционно-регрессионного анализа, методы проверки гипотез и т. д.) применяется для установления или отрицания факта существования риска при наличии значительного объема информации, отражающей частоту негативных событий, уровни понесенных прямых или косвенных ущербов (потерь), реальные и нормативные показатели силы воздействия и т. п.

Метод аналитической идентификации (например, метод дерева решений) используется, когда можно установить факт существования риска, анализируя причинную обусловленность проявления неблагоприятного события. Здесь нанесение ущерба рассматривается как следствие действия, с одной стороны, факторов опасности, сочетания которых способны вызвать негативное воздействие на объект, а с другой – факторов безопасности, в совокупности обеспечивающих определенный уровень защищенности объекта.

Экспертные методы (открытое обсуждение, метод «мозговой атаки», метод Дельфи) применяются в наибольшей степени при решении задач идентификации рисков. Это связано с тем, что в некоторых случаях еще не собрана статистическая база о частоте негативных событий, возможных ущербах от них, в других, – затруднительно системное представление процессов формирования риска. В этих условиях использование статистических и аналитических методов для его идентификации не представляется возможным и приходится призывать на помощь опыт и интуицию специалистов (экспертов).

Информацию, способную негативно влиять на деятельность организации, целесообразно отражать в Реестре рисков.

2. Оценка достоверности информации, необходимой для определения уровня отдельных рисков.

3. Оценка вероятности наступления неблагоприятного события.

4. Определение размера возможных финансовых потерь при наступлении рискового события.

5. Исследование факторов, влияющих на уровень рисков.

6. Установление предельно допустимого уровня рисков по отдельным операциям и видам деятельности.

7. Определение возможных методов воздействия на риск.

8. Принятие решения о мероприятиях по управлению риском.

9. Контроль риска.

Контроль риска (разработка и внедрение мероприятий и мер по регулированию риска) включает в себя следующие основные стратегии:

- принятие риска – применяется, когда уровень риска находится на приемлемом для компании уровне, а воздействие на этот риск невозможно или экономически неэффективно;

- предупреждение риска – собственное удержание риска при активном воздействии на него со стороны предприятия, направленном на снижение вероятности наступления рискового события или снижения потенциального ущерба от наступления рискового события (лимитирование, финансовые резервы);

- снижение риска – разработка системы мер, сводящих риск к минимуму (диверсификация, реорганизация бизнес-процессов, организационные и технические меры);

- самострахование – это форма защиты имущественных интересов путем создания децентрализованных резервных фондов (фондов риска) непосредственно в организациях. Большей частью самострахование обеспечивает покрытие убытков, обусловленных малыми рисками. Относительно убытков по средним и большим рискам самострахование проявляется в применении франшизы. Самострахование выступает в денежной и натурально-вещественной формах, когда самостраховщик формирует и использует денежный страховой фонд и (или) резервы основных средств и других расходов при неблагоприятной экономической конъюнктуре, задержке клиентами платежей за предоставленные услуги и др.;

- передача риска (возмещение ущерба) – передача риска третьим лицам (контрагенту, поручителю) в случаях, когда воздействие на него со стороны предприятия невозможно или экономически не оправдано, а уровень риска превышает допустимый уровень. Передача риска осуществляется при помощи страхования, аутсорсинга, а также при помощи финансовых рынков, в случаях хеджирования, или путем контрактных оговорок;

- избежание рисков путем продажи активов организации, отказа от проведения сделок.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение риск-анализа.

2. Что означает понятие «управление риском»?

3. Приведите этапы риск-анализа.

4. Какие методы используются при решении задач идентификации рисков?

5. Каковы основные стратегии по регулированию рисков организации?

Тест

 1. Внутренними рисками предприятия являются:

А. Риск неплатежеспособности.

Б. Валютные риски.

В. Процентный риск.

Г. Кредитный риск.

Д. Риск финансовой неустойчивости.

Е. Страновые риски.

Ж. Структурные риски.

З. Операционные риски.

И. Инфляционный риск.

К. Налоговый риск.

Л. Криминогенный риск.

Выберите правильный ответ:

I.  Б, В, Г, Е, И, К, Л.

II. Б, В, Е, И, К, Л.

III. А, Д, Ж, З.

IV. А, Г, Д, Ж, З.



Деловая ситуация 1

«Выбор стратегии регулирования риска»

 

Финансово благополучная организация рассматривает коммерческое предложение партнеров по приобретению дорогостоящего актива для производственных целей, цена которого требует привлечения большого количества денег. Банк поставил условием выдачи кредита залог приобретаемого актива.  Какую стратегию по регулированию риска вы можете предложить руководителям организации?

 

Деловая ситуация 2

«Заседание бюджетного комитета по план-факт анализу»

На заседании бюджетного комитета, посвященного итогам прошедшего финансового года, были выявлены серьезные отклонения фактических данных от плановых. При объяснении ситуации многие линейные руководители говорили о внешних рисках, которые сложно было запланировать и учесть в бюджетной модели. Генеральный менеджер просил выступающих конкретизировать причины столь высоких отклонений по план-факт анализу. Звучали фразы про кризис, обвал финансового рынка, неожиданное изменение конъюнктуры товарного рынка, рост тарифов, политические факторы, обвал рубля и пр. Выступающие не могли назвать конкретных причин по сделкам, даже конкретных ответственных исполнителей, что не позволило сделать конструктивные выводы. Обнаружилось, что в организации отсутствует инструмент сбора и систематизации информации, способной негативно воздействовать на деятельность компании. По итогам совещания риск-аналитику компании было дано задание разработать инструмент для выявления рисков.

Предложите формат реестра для сбора информации по внешним и внутренним рискам организации с указанием источников информации.

 

Тема 2. ОСНОВЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО РИСК-АНАЛИЗА

 

Определения

Корпоративный риск  –  угроза воздействия внешних и внутренних факторов на достижение корпоративных целей организации.


Классификация рисков предприятия

1. По видам:

-  риск снижения финансовой устойчивости (или риск нарушения равновесия финансового развития);

-  риск неплатежеспособности (или риск несбалансированной ликвидности) предприятия;

-  инвестиционный риск (возможность возникновения финансовых потерь в процессе осуществления инвестиционной деятельности);

-  кредитный риск (при предоставлении товарного или потребительского кредита покупателям);

-  инфляционный риск (возможность обесценения реальной стоимости капитала и ожидаемых доходов);

-   процентный риск (состоит в непредвиденном изменении процентной ставки на кредитном рынке);

-  налоговый (вероятность введения новых налогов) и прочие риски.

2. По характеризуемому объекту:

-  риск отдельной операции;

-  риск различных видов деятельности;

-  риск предприятия в целом.

3. По совокупности исследуемых инструментов:

-  индивидуальный финансовый риск;

-  портфельный финансовый риск.

4. По комплексности исследования:

-  простой риск;

-  сложный риск.

5. По источникам возникновения:

-  внешний, систематический или рыночный риск;

-  внутренний, несистематический или специфический риск.

6. По финансовым последствиям:

-  риск, влекущий только финансовые потери;

-  риск, влекущий упущенную выгоду.

7. По характеру проявления во времени:

-  постоянный;

-  временный.

8. По уровню финансовых потерь: 

-  допустимый;

-  критический;

-  катастрофический.

9. По возможности предвидения:

-  прогнозируемый;

-  непрогнозируемый.

10. По возможности страхования:

-  страхуемый;

-  нестрахуемый.

 

Принципы управления рисками:

- осознанность принятия рисков;

- управляемость принимаемыми рисками;

- независимость управления отдельными рисками;

- сопоставимость принимаемых рисков с уровнем доходности операций;

- сопоставимость уровня принимаемых рисков с финансовыми возможностями предприятия и пр.

 

Основные факторы, влияющие на уровень рисков предприятия

1. Объективные факторы:

- уровень экономического развития страны;

- темпы инфляции;

- конъюнктура спроса и предложения.

2. Субъективные факторы:

- параметры стратегии предприятия;

- размер и структура капитала;

- структура активов;

- информационная база финансового менеджмента;

- уровень квалификации финансовых менеджеров и риск-аналитиков.

 

Механизмы нейтрализации рисков

1. Избежание риска  (отказ от операций, риск по которым высокий).

2. Лимитирование концентрации риска (например, установление предельного размера заемных средств, максимальный размер вложения средств в ценные бумаги и пр.)

3. Хеджирование. В широком смысле – использование любых механизмов уменьшения риска возможных финансовых потерь, например, передача рисков страховщикам.  В узком смысле – использование производных ценных бумаг – деривативов (фьючерсных контрактов, опционов).

4. Диверсификация:

-  по видам деятельности;

-  по направлениям в рамках одного вида деятельности;

-  кредитный портфель и пр.

5. Распределение рисков (например, между предприятием и поставщиками).

6. Самострахование (внутреннее):

-  формирование целевых резервных фондов;

-  формирование суммы страховых запасов материалов и пр.;

-  бухгалтерское страхование;

-  страхование грузов;

-  страхование бизнеса.

Для удобства работы и наглядного графического (или табличного) отображения выявленных рисков формируется карта рисков, где каждому риску соответствует точка на плоскости с координатами ущерб/вероятность. В зависимости от важности факторов риски распределяются по трем категориям значимости: I – допустимые риски; II – критические риски; III – катастрофические риски.

Для распределения рисков по категориям значимости карта рисков разделяется на соответствующие зоны (табл.1).                                                                                     

                                                                                               Т а б л и ц а 1                                        Таблица 1



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: