Государственное управление в социальной и экономической сфере

 

Социально-экономическая сфера жизнедеятельности общества - это, по сути, конгломерат отдельных областей, в которых происходит основное общественное движение. Если противостоящая данной сфере административно-политическая сфера жизнедеятельности в основном связана с функционированием государственного механизма и обеспечением его безопасности, то общественный организм - гражданское общество и его элементы (гражданин, семья, коллектив, организация, общество, партия и т.д.) - находит свое выражение в социально-экономической сфере. При этом следует отметить, что традиционно из данной сферы исключают культуру, науку, образование, а также вопросы, связанные с природопользованием и охраной окружающей среды (см. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"*(76)). Однако в свете сложившейся практики рассмотрения экономических и социальных вопросов общественной жизни для целей государственного управления в совокупности и теоретической сложности выделения "несоциальных" областей культуры, образования или природоохраны, по нашему мнению, целесообразно рассматривать все указанные вопросы в рамках единой социально-экономической сферы.

Экономическая сфера - это основа построения любого общества. Даже если не принимать во внимание специфические теоретические выводы, сделанные Карлом Марксом относительно зависимости экономического базиса и политической надстройки, остается очевидным, что экономика, ее тип, уровень развития, более или менее стабильное состояние во многом определяют вид политического и социального устройства общества, уровень развития его культуры и науки, в целом цивилизационный уровень того или иного народа или их совокупности, объединенной единым государственным механизмом.

Для того чтобы понять, о чем пойдет речь в настоящем разделе, нужно иметь в виду то обстоятельство, что удовлетворение материальных потребностей членов общества - одна из центральных задач функционирования в целом государственного организма. Собственно экономика - это та сфера жизнедеятельности общества, где происходит формирование материальных благ и их распределение между различными субъектами. Управление процессами, протекающими в недрах экономики, чрезвычайно сложная и неблагодарная задача, которую и призвано выполнять государство. Необходимость управления в этой области, при всей кажущейся очевидности, в науке экономической теории не раз подвергалась сомнению. Причиной тому было неправильно истолкованное открытие наличия элементов саморегуляции в структуре экономического механизма. Такие элементы действительно свойственны нормально развивающейся рыночной экономике и основаны на законах конкуренции, спроса и предложения и других законах рынка. Однако масштабы "рынка" целого государства, а также отсутствие у участников рынка цели достижения всеобщего благополучия предопределяют необходимость корректировки течения естественных экономических процессов в общегосударственных целях. Многие исторические катаклизмы, как то: кризис 1929-1933 годов в США, экономический кризис 90-х годов XX века в России и многие другие, - с ясностью свидетельствуют о неизбежности вмешательства государства как организации, воплощающей политическую власть в обществе, в функционирование экономики. Таким образом, на сегодняшний момент для большинства экономистов очевидна управленческая задача органов государственной власти в области экономики.

Обратившись к экономической литературе, мы легко обнаружим, что государство в свете современных теорий применительно к экономической сфере должно выполнять несколько функций, среди которых: обеспечение нормативно-правовой базы, способствующей беспрепятственному функционированию рыночного механизма, защита конкуренции, которая является основой рыночной экономики, перераспределение дохода в социальных целях, корректировка использования ресурсов, стабилизация экономики (осуществление контроля с уровнем занятости, за инфляцией), стимулирование экономического роста*(77) и т.д.

В связи с указанными выше обстоятельствами в российском обществе, не так давно перешедшем от командно-административного метода управления экономикой к методу, предполагающему учет мирового опыта в данной области, т.е. к методу сдержанного, преимущественно косвенного вмешательства в экономику, также устанавливается система организации управления в сфере экономики западного (западноевропейского, американского) образца. При этом в складывающейся системе управления достаточно четко прослеживается два элемента: система прямого администрирования и система косвенного воздействия.

Прямое администрирование связано с существованием института государственной собственности, которая является существенным сегментом экономики России и нуждается в эффективном управлении непосредственно со стороны органов государственной власти страны.

Косвенное управление экономикой осуществляется с применением различных способов воздействия, среди которых присутствуют элементы прогнозирования, планирования, учета, ограничения, нормирования, установления специального контроля, введения специальных разрешительных процедур, поощрения и стимулирования, а также масса финансовых инструментов, среди которых выделяются инструменты налогового, бюджетного, валютного регулирования и т.п. При этом нельзя сказать, что прямое и косвенное управление однозначно свойственны соответственно государственному и частному секторам экономики. Однако налицо определенное преобладание того или иного способа, которое вполне объяснимо.

В настоящем разделе сфера экономики будет изучаться нами в контексте сформированных государством административно-правовых режимов отдельно в частном секторе экономики и отдельно в государственном секторе. Кроме того, получит освещение проблематика организации управленческих структур в экономической сфере на основе принципов отраслевого и межотраслевого регулирования.

Социальная сфера общественной жизни подразделяется на три основных сегмента. Первый из них будет условно нами назван областью социальной защиты населения, поскольку он более чем другие связан с необходимостью осуществления перераспределительной функции государства в контексте возникающих материальных потребностей членов общества. В данный сегмент включаются вопросы жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения (в том числе пенсионного), труда и занятости, миграционной политики, здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, семьи, материнства, отцовства и детства, молодежной политики, благотворительности и поддержки общественных объединений и религиозных организаций, поддержки физической культуры и спорта и некоторые другие.

Второй сегмент объединяет в себе области, связанные с интеллектуальной и духовной деятельностью личности и общества. В него включаются культура, образование, наука, массовые коммуникации (включая средства массовой информации и издательскую деятельность). Здесь государство в большей степени проявляет свои стимулирующие функции, поскольку призвано обеспечить материальную возможность самовыражения личности и при этом его максимальную свободу. Охранительная сущность государства (но уже не по отношению к людям, а по отношению к окружающей людей среде) проявляется в третьем сегменте, который можно условно назвать областью природоохраны. В настоящем разделе все три сегмента будут освещены в контексте существующих в указанных областях административно-правовых режимов. Определенное внимание будет уделено и организационным основам управления в социальной сфере.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: