Режимная организация управления в частном секторе экономики

 

Одной из центральных функций государственного управления в сфере экономики является обеспечение оптимального функционирования хозяйственного оборота. Данная функция предполагает необходимость создания таких условий для осуществления предпринимательской деятельности в стране, которые позволили бы оптимизировать показатели экономического роста при сохранении социальной направленности общественного развития в целом. То есть государство, с одной стороны, должно стимулировать экономическую активность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создавать предпосылки для увеличения валового внутреннего продукта, привлекать в страну иностранный капитал, препятствовать оттоку национального капитала, способствовать увеличению прибылей хозяйствующих субъектов, но при этом также обеспечивать контроль за экологическим благополучием, увеличением числа рабочих мест и уровнем заработной платы граждан России, обеспечивать отчисления от прибылей предпринимательства на проведение социальных программ, то есть придавать естественному стремлению к увеличению материального благосостояния вектор позитивного социального строительства.

На выполнение данных задач и направлено введение совокупности административно-правовых режимов в сфере предпринимательства. Указанные режимы непосредственно направлены на корректировку поведения субъектов хозяйственного оборота как путем ограничения каких-либо прав и возможностей, так и стимулирования определенных действий со стороны последних. Среди специальных режимов в сфере предпринимательства выделяются режимы антимонопольный (или защиты конкуренции), естественных монополий, режим поддержки малого предпринимательства, режим инвестиций, режим банкротства, режим защиты прав потребителей, режим защиты прав предпринимателей при осуществлении контроля и надзора, режим бухгалтерского учета и отчетности, режим защиты авторских и смежных прав, режим патентования и другие.

Среди административно-правовых режимов в сфере предпринимательства можно выделить стимулирующие (как, например, режим поддержки малого предпринимательства или режим инвестиций, антимонопольный режим), ограничительные или корректирующие (например, режим защиты прав потребителей, режим бухгалтерского учета и отчетности), а также охранительные режимы (например, защиты прав предпринимателей в ходе контрольных процедур, режим патентования и защиты авторских и смежных прав и т.д.).

Следует также иметь в виду, что в сфере предпринимательства существенную роль играют режимы разрешительные, в частности, режим лицензирования отдельных видов деятельности, режим аккредитации, регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и другие. Данные режимы носят, как правило, ограничительный характер.

В современной системе правой науки России существует специальная комплексная отрасль, занимающаяся изучением особенностей регулирования всей совокупности общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, - наука предпринимательского (хозяйственного) права. Данная наука, так же как и учебный курс, безусловно, вносят определенный вклад в изучение особенностей правового регулирования обозначенной деятельности и развитие теоретических и практических представлений о характере и мере государственного вмешательства в хозяйственный оборот. При изучении данной науки необходимо иметь в виду, что свои теоретические вывода она базирует на источниках отраслей гражданского и административного права. Предметом для исследования науки предпринимательского права является та часть норм административного права, которая регулирует отношения государственно-властного характера, возникающие в результате осуществления государством управленческих функций в отношении субъектов хозяйственного оборота.

Наиболее общие административно-правовые режимы в сфере предпринимательства - это режимы, призванные определить специфический административно-правовой статус субъектов гражданского оборота. Это относится к тем из последних, кто так или иначе участвует в общем экономическом строительстве государства и при этом оказывают влияние на социальную сферу, то есть к субъектам гражданского оборота, осуществляющим предпринимательскую деятельность, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (см. ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, если основы правового статуса таких субъектов в качестве участников гражданского оборота закреплены гражданским же законодательством, то специфические правила, принципы, ограничения и гарантии их правового статуса, касающиеся их участия в экономике страны и связанные с воздействием государства на поведение данных субъектов, нашли отражение в массиве административного законодательства. В частности, особый административно-правовой статус имеют такие участники хозяйственного оборота, как кредитные организации (в том числе банки), страховые организации, фондовые и товарные биржи, инвестиционные фонды, финансово-промышленные группы, государственные унитарные предприятия и т.д. В отношении каждого из указанных и некоторых других субъектов в России действует в настоящее время специальный федеральный закон. Перечислим лишь некоторые из них: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" и т.д.

Как правило, такого рода административно-правовые режимы являются ограничительными по своему характеру и предполагают установление в отношении субъектов хозяйственного оборота особых условий регистрации, лицензирования, применение других методов разрешительного характера, особенности налогообложения и ведения учета, особые виды контроля, надзора за деятельностью таких субъектов и т.п. меры административного воздействия на соответствующие виды деятельности данных субъектов.

В качестве примера рассмотрим административно-правовой режим товарной биржи, установленный Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле". Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли, но не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, а также не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций.

Биржа может учреждаться юридическими и (или) физическими лицами и подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

В учреждении биржи не могут участвовать: высшие и местные органы государственной власти и управления; банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке Комиссией по товарным биржам при Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Членами товарной биржи не могут быть: служащие данной или какой-либо другой товарной биржи; предприятия, учреждения и организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и других обособленных подразделений) являются служащими данной биржи; высшие и местные органы государственной власти и управления; банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

В уставе биржи должны быть определены: структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений; размер уставного капитала; перечень и порядок формирования постоянных фондов; максимальное количество членов биржи; порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства; права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

Определенные требования предъявляются к товарной бирже при организации ею биржевой торговли. Так, биржа по требованию участника биржевой торговли обязана организовать экспертизу качества реальных товаров, реализуемых через биржевые торги; в целях обеспечения исполнения совершаемых на ней форвардных, фьючерсных и опционных сделок биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров), создаваемых в установленном порядке, или заключения договора с банком или кредитным учреждением об организации расчетного (клирингового) обслуживания; бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар в биржевой торговле, а также размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками за посредничество в биржевых сделках; биржа не имеет права на импорт товаров, предназначенных для выставления на биржевые торги.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: