Права пациентов в отдельных отраслях медицины

 

Наряду с общими правами, присущими всем гражданам, обратившимся за медицинской помощью, существуют специфические права, которыми наделяются пациенты, получающие медицинскую помощь в некоторых специальных медицинских учреждениях. Это касается таких направлений медицинской деятельности, как трансплантология, психиатрия, иммунопрофилактика, предупреждение распространения туберкулеза и заболеваний ВИЧ-инфекцией, проведение клинических исследований. Специфика указанных отраслей медицины заключается в необходимости дополнительной правовой защиты граждан, получающих такого рода медицинскую помощь.

Трансплантология. Стремительное развитие трансплантации органов и тканей в качестве реальной помощи тяжело больным пациента поставило перед обществом целый ряд юридических проблем, которые полностью не удается решить и до настоящего времени. Принципиальным является то, что в процессе трансплантации органов участвуют, как минимум, два пациента: донор (лицо, жертвующее свой орган или ткань) и реципиент (больной, которому пересаживается орган или ткань).

Разработка четкого правового регламента проведения трансплантации органов и тканей человека актуальна, как при посмертном донорстве, так и при использовании донорских органов от живых доноров. Основным нормативно-правовым актом в системе юридического обеспечения трансплантологии является Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (с изменениями и дополнениями), который в статье 12 содержит положения, касающиеся прав донора.

Донор, изъявивший согласие на пересадку своих органов и (или) тканей, вправе:

- требовать от учреждения здравоохранения полной информации о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или) тканей;

- получать бесплатное лечение, в том числе медикаментозное, в учреждении здравоохранения в связи с проведенной операцией.

Законодатель наделяет специфическими правами и реципиента, которому осуществляется имплантация донорского органа или ткани. В частности, реципиент наделяется следующими правами:

- правом на письменное согласие перед имплантацией органа (органов);

- правом на получение информации и предупреждении о возможных осложнениях, опасных для его здоровья и жизни, в связи с предстоящим оперативным вмешательством.

В большинстве случаев замена пораженного органа донорским для реципиента является последней надеждой на спасение жизни и улучшение здоровья*(46).

В этой связи кажущаяся необязательность особого внимания к правам пациента должна быть отвергнута, поскольку именно в таких критических ситуациях права и законные интересы пациентов, участвующих в трансплантации, должны быть особенно тщательно защищены.

Психиатрия. Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что количество лиц, имеющих те или иные отклонения в состоянии психического здоровья, в мире существенно увеличилось. Основная причина этого - экономические и социально-политические кризисы, природные катастрофы, ускорение ритма жизни и повышенные нервно-психические нагрузки - все это является причинами ухудшения психического здоровья человека. Нельзя не упомянуть, в этой связи, ухудшение экологической ситуации на планете, что также сказывается не лучшим образом на физическом и психическом здоровье населения, особенно детей. Подробный анализ особенностей правового регулирования в области психиатрии подвергнут анализу в соответствующей главе учебника.

В контексте анализа реализации прав пациентов при оказании им психиатрической помощи, прежде всего, необходимо указать на комплексность понятия "психиатрическая помощь", включающего следующие компоненты:

1. Обследование психического здоровья граждан.

2. Диагностика психических расстройств.

3. Лечение, уход и медико-социальная реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами.

Важность отмеченного обстоятельства заключается в том, что любой из указанных вариантов оказания психиатрической помощи свидетельствует о наделении пациента специфическим правовым статусом и необходимости строго соблюдения его прав.

Нормативно-правовая база психиатрической помощи, представленная Законом РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями и дополнениями) содержит положения, в соответствии с которыми, психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.

Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией РФ и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо исключительно в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.

Первая часть указанного документа посвящена обеспечению прав лиц, страдающих психическими расстройствами. В частности, все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на:

- уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;

- получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;

- психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства;

- содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения;

- все виды лечения (в том числе санаторно-курортное) по медицинским показаниям;

- оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

- предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки;

- приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии;

- помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом.

Особенно необходимо подчеркнуть, что ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании установления психиатрического диагноза, нахождения на диспансерном наблюдении в психиатрическом медицинском учреждении либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вторая часть упомянутого Закона РФ посвящена обеспечению прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, вне зависимости от того, страдают ли они психическими расстройствами или это здоровые лица, находящиеся на обследовании. Все пациенты, находящиеся на лечении или обследовании в психиатрическом стационаре, вправе:

- обращаться непосредственно к главному врачу или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из психиатрического стационара и соблюдения прав;

- подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату;

- встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине;

- исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозные атрибутику и литературу;

- выписывать газеты и журналы;

- получать образование по программе общеобразовательной школы или специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития, если пациент не достиг 18 лет;

- получать наравне с другими гражданами вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, если пациент участвует в производительном труде.

Кроме того, пациенты психиатрических медицинских учреждений могут быть ограничены по рекомендации лечащего врача заведующим отделением или главным врачом в интересах здоровья или безопасности пациентов, а также в интересах здоровья или безопасности других лиц в следующих своих правах:

- вести переписку без цензуры;

- получать и отправлять посылки, бандероли и денежные переводы;

- пользоваться телефоном;

- принимать посетителей;

- иметь и приобретать предметы первой необходимости, пользоваться собственной одеждой.

С позиций анализа конституционных прав человека и гражданина следует признать, что ограничения свободы граждан, находящихся на лечении в психиатрических медицинских учреждениях, в достаточной степени существенны. Именно этим и объяснялось активное использование психиатрии в советский исторический период в политических целях.

Система правового обеспечения, законодательно утвержденная для пациентов психиатрических стационаров, является отражением стремления к установлению демократических принципов развития государства. В том же аспекте следует рассматривать и государственную политику по формированию независимой от органов здравоохранения общественной службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. Представители этой службы защищают права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, принимают их жалобы и заявления, которые разрешают с администрацией данного психиатрического учреждения либо направляют в зависимости от их характера в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру или суд.

Иммунопрофилактика. Иммунопрофилактика инфекционных болезней - это система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок. В свою очередь профилактические прививки - это введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

История развития правового регулирования медицинской деятельности России наглядно показывает на то, что в условиях земской медицины именно система профилактических мер обеспечивала борьбу с эпидемиями инфекционных болезней - основной причиной смертности того времени. Например, утвержденные в 1868 г. должностные инструкции для врачей содержали требования относительно того, что при первом "извещении о каком-либо инфекционном заболевании медик должен немедленно принять указанные законом меры, донести управе и сообщить уездному врачу"*(47).

Современное законодательство РФ, учитывая богатый исторический опыт, достаточно четко регулирует вопросы проведения иммунопрофилактики. Этим вопросам посвящен Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (с изменениями и дополнениями).

При всей важности проблем государства, возникающих при массовых инфекционных заболеваниях, построение демократического государства потребовало усиления внимания к соблюдению прав пациентов при проведении иммунопрофилактики. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

- получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

- выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой;

- бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;

- бесплатный медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;

- бесплатное лечение в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений;

- социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений;

- отказ от профилактических прививок.

Следует отметить, что последнее из перечисленных прав весьма важно с позиций свободы выбора человека*(48). Однако именно этим правом объясняется, что многие люди, по тем или иным причинам ведущие антисоциальный образ жизни, бродяжничающие, не имеющие определенного места жительства, отказываются от проведения профилактических мероприятий, что, нередко, способствует распространению опасных инфекционных заболеваний.

Отказ от профилактических прививок является правом каждого гражданина, однако государство, защищая интересы общества, применяет меры ограничения для тех, кто воспользовался своим правом на отказ от прививок.

В частности, отсутствие профилактических прививок влечет:

- запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

- временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

- отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" определены виды работ, требующих обязательной предварительной иммунопрофилактики:

1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.

6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.

8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.

9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.

10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.

11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.

12. Работы во всех типах и видах образовательных учреждений.

Ограничивая некоторые права граждан на передвижение, на выбор работы, учебы и пр., законодатель, в данном случае, признает приоритет за общественными интересами предупреждения распространения особо опасных инфекционных заболеваний, представляющих угрозу для здоровья и жизни большинства граждан.

Предупреждение распространения туберкулеза. Это направление медицинской деятельности является продолжением государственной программы профилактики особо опасных инфекционных заболеваний, проводимой в нашей стране. Туберкулез - одно из наиболее опасных инфекционных заболеваний, игнорирование необходимости борьбы с которым приводит к самым неблагоприятным последствиям для большого количества людей.

В контексте реализации прав пациентов на охрану здоровья следует отметить, что Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), в статье 12 содержит положения о правах лиц, страдающих туберкулезом.

Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, при оказании им противотуберкулезной помощи имеют право на:

уважительное и гуманное отношение медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи;

получение информации о правах и об обязанностях больных туберкулезом и лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, а также в доступной для них форме о характере имеющегося у них заболевания и применяемых методах лечения;

сохранение врачебной тайны, за исключением сведений, непосредственно связанных с оказанием противотуберкулезной помощи больному туберкулезом и проведением противоэпидемических мероприятий;

диагностику и лечение в медицинских противотуберкулезных организациях;

санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями;

оказание противотуберкулезной помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

пребывание в медицинских противотуберкулезных организациях, оказывающих противотуберкулезную помощь в стационарах, в течение срока, необходимого для обследования и (или) лечения;

бесплатный проезд на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения при вызове или направлении на консультации в медицинские противотуберкулезные организации в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.

Лица, госпитализированные для обследования и (или) лечения в медицинские противотуберкулезные организации, имеют право:

получать у руководителей медицинских противотуберкулезных организаций информацию о лечении, об обследовании, о выписке из таких организаций и о соблюдении установленных настоящим Федеральным законом прав;

встречаться с адвокатами и священнослужителями наедине;

исполнять религиозные обряды, если такие обряды не оказывают вредного воздействия на состояние их здоровья;

продолжать образование в соответствии с общеобразовательной программой основного общего образования.

Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции. Невозможность эффективной борьбы даже при условии использования самых современных медицинских средств - вот основная причина необходимости повышенного внимания к вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. Задача государства заключается в создании условий, при которых снижается вероятность распространения этого тяжелого заболевания. В этой связи, интересы личности и общества должны в равной степени учитываться при создании нормативно-правовой базы, регламентирующей правоотношения при решении этой государственной задачи.

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изменениями и дополнениями), в статье 5 указывает на то, что граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.

В соответствии с законодательством, лица, у которых выявлена ВИЧ-инфекция имеют право на:

1. Повторное медицинское освидетельствование. Лицо, прошедшее освидетельствование, имеет право на повторное медицинское освидетельствование в том же учреждении, а также в ином учреждении государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования.

2. Получение информации о результатах медицинского освидетельствования. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица. В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, а также у лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, работники учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, уведомляют об этом родителей или иных законных представителей указанных лиц.

3. Получение на общих основаниях всех видов медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

4. Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека при оказании им медицинской помощи медицинскими работниками. Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей медицинскими работниками учреждений, оказывающих медицинскую помощь, производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Социальную защиту ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних, которым, в возрасте до 18 лет, назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются льготы, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными - несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Особо законодатель подчеркивает запрет на ограничение прав таких больных. Не допускаются увольнения с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Клинические испытания лекарственных средств. Современное развитие медицины становится невозможным без проведения клинических исследований, направленных на поиск новых лекарственных препаратов, способных эффективно бороться с тяжелыми и опасными заболеваниями. С точки зрения юридического обеспечения медицинской деятельности клинические испытания лекарственных средств относятся к одному из вариантов медицинского эксперимента*(49). Ключевые факторы правового регулирования данного направления медицинской деятельности освещены в соответствующей главе учебника. В данном разделе остановимся подробнее на правах лиц, привлеченных к участию в клинических исследованиях.

Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (с изменениями и дополнениями), в статье 43 определяет права пациентов, участвующих в клинических исследованиях лекарственных средств:

1. Участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным.

2. Пациент или его законный представитель должен быть информирован в письменной форме:

1) о лекарственном препарате для медицинского применения и сущности клинического исследования этого лекарственного препарата;

2) о безопасности лекарственного препарата для медицинского применения, его ожидаемой эффективности и степени риска для пациента;

3) об условиях участия пациента в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения;

4) о цели или целях и продолжительности клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения;

5) о действиях пациента в случае непредвиденных эффектов влияния лекарственного препарата для медицинского применения на состояние его здоровья;

6) об условиях обязательного страхования жизни, здоровья пациента;

7) о гарантиях конфиденциальности участия пациента в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения.

3. Добровольное согласие пациента на участие в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения подтверждается его подписью или подписью его законного представителя на информационном листке пациента.

4. Пациент или его законный представитель имеет право отказаться от участия в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения на любой стадии проведения такого исследования.

Важность обеспечения защиты прав пациентов при проведении клинических исследований лекарственных средств объясняется также значительной привлекательностью самой фармацевтической индустрии, где степень прибыльности достаточно велика, что потенциально может способствовать ущемлению прав пациентов при проведении клинических исследований.

Лица, участвующие в клинических исследованиях, подвергаются риску причинения вреда жизни и здоровью, поэтому законодатель для этой категории пациентов предусматривает меры дополнительной правовой защиты из законных интересов.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение понятию "пациент" и перечислите права пациентов в соответствии со статьей 19 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

2. Охарактеризуйте право пациента на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и обслуживающего персонала и право на выбор врача и медицинской организации.

3. В чем суть права пациента на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям и права на получение консультаций врачей-специалистов?

4. Проанализируйте права пациента на облегчение боли, информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства.

5. Охарактеризуйте право пациента на получение информации о своих правах и обязанностях и право на сохранение врачебной тайны.

6. Каким образом регламентируется право пациента на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи, право на допуск к пациенту адвоката и священнослужителя?

7. Дайте характеристику прав пациентов в сфере трансплантологии и в области иммунопрофилактики.

8. Какими правами обладает пациент при получении психиатрической помощи?

9. В чем заключаются права пациентов в сфере предупреждения распространения туберкулеза и ВИЧ-инфекции?

10. Какими правами обладает лицо, участвующее в клинических испытаниях лекарственных средств?

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Акопов В.И. Медицинское право в вопросах и ответах. М.: "Издательство ПРИОР", 2000. С. 47-63

2. Аргунова Ю.Н. Права граждан с психическими расстройствами. М.: ФОЛИУМ, 2003. 136 с.

3. Балло А.М., Балло А.А. Права пациентов и ответственность медицинских работников за причиненный вред. СПб.: Изд-во "БиС", 2001. С. 11-36

4. Власов В.В., Гриценко В.Р., Зайцева И.А. и др. Ваши права при получении медицинской помощи. М.: "Триумф", 1999. 154 с.

5. Козьминых Е.В. Права пациента и их защита. Пермь, 2001. 74 с.

6. Малеин Н.С., Малеина М.Н. Закон и охрана здоровья граждан. М.: Прогресс, 1986. 125 с.

7. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. Учебное и практическое пособие. М.: Издательство БЕК, 1995. С. 37-129

8. Медицина и права человека: Пер. с франц. М.: Прогресс-Интер, 1992. 214 с.

9. Организационные технологии обеспечения прав пациента. / Под ред. акад. РАМН О.П. Щепина. М.: НИИ СГЭ и УЗ им. Н.А. Семашко, 2002. 88 с.

10. Пищита А.Н. Согласие на медицинское вмешательство. Медико-правовой анализ. Юридические стандарты. Практика реализации. М.: Центральная клиническая больница РАН, 2006, 210 с.

11. Пищита А.Н. Правовое регулирование медицинской деятельности в современной России. Теоретико-правовые аспекты. М.: ЦКБ РАН, 2008. - 196 с.

12. Пищита А.Н. Юридические риски лекарственной терапии. Руководство для врачей и юристов. Москва: РМАПО. 2010. 168 с.

13. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Трансплантация органов и тканей человека: проблемы правового регулирования. Научное издание. Серия: "Право и медицина". СПб., Фонд "Университет", 2000. С. 34-62

14. Старченко А.А. Руководство по защите прав пациентов. СПб.: Изд-во "Диалог", 2002. С. 6-26

15. Стеценко С.Г. Защита прав пациента и информированное согласие // Здравоохранение. 2001. N 12. С. 129-135

16. Стеценко С.Г. Право и медицина: проблемы соотношения. М.: Международный университет (в Москве), 2002. С. 59-135

17. Человек и здравоохранение: правила игры. Пособие для пациентов и их родственников. СПб., 2001. С. 173-215

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: