Писатели и критики об Эмиле Золя

Он не лишен мощи. Случается, как в «Жерминале», его романы несут в себе нечто почти эпическое. Но в общем все его творчество с начала и до конца неприемлемо, и не по причинам морали, а по причинам искусства <...> От литературы мы ждем благородства, очарования, красоты и силы воображения. Нас совсем не привлекает перспектива испытать содрогание и отвращение, слушая рассказ о деяниях низменного толка.

Оскар Уайльд

Творчество Золя дышит добротой. Золя был добр. Как все великие люди, он сочетал в себе величие и простоту. Он был глубоко нравственный человек. Когда он рисовал порок, его кистью водили суровость и целомудрие. Сквозь чисто внешний пессимизм, сквозь мрачный колорит, лежащий на некоторых его страницах, отчетливо проступает глубокий оптимизм и упрямая вера в победу разума и справедливости <...> Позавидуем ему: судьба и его собственное сердце уготовили ему величайший жребий – он был этапом в сознании человечества.

Анатоль Франс

 

«Ругон-Маккары» – это беспримерный акт мужества в истории литературы.

Генри Джеймс

 

Золя был великим лириком, которому помогал великий зодчий.

Арман Лану

Лекция 4. Психологический роман Мопассана
и философский роман А. Франса

Усиление субъективного начала во французской прозе 80–90-х гг. XIX в. Традиции Флобера в романе Ги де Мопассана (1850–1893) «Жизнь» (1883). «Жизнь» – роман о смене двух культур. Л.Н. Толстой о романе. Импрессионистичность мопассановского пейзажа, его художественная функция в романе. Своеобразие психологизма Мопассана. Мир французской журналистики конца XIX в. в романе «Милый друг». Образ Жоржа Дюруа. Новеллистика Мопассана («Пышка», «Ожерелье»). Журналистская деятельность Мопассана. Обращение Мопассана к исследованию «чистой психологии» в романе «Пьер и Жан» (1887).

Философизация художественного сознания на рубеже XIX–XX вв. и философский роман Анатоля Франса (1844–1924). Роль традиций классицистской и просветительской литературы в формировании философского романа Франса. «Преступление Сильвестра Бонара» (1881) – первый опыт философского романа в творчестве Франса. Новый тип героя-интеллектуала в романе (образ Бонара). Особенности структуры романа. Оппозиция Париж–Неаполь в романе. Философский характер проблематики романа (проблема смысла жизни, вопрос о соотношении культуры и жизни, мечты и действия и т.д.). Смысл названия романа.

Поэтизация интеллекта и философского размышления в романе «Таис» (1890). Переосмысление традиционного житийного сюжета. Диалогичность сюжета в философском романе Франса. Скептицизм Франса, усиление пессимистических мотивов в творчестве Франса на рубеже 80–90-х гг. (книга «Сад Эпикура»). Роман-хроника «Современная история» (1897–1901). Бальзаковская традиция в тетралогии. Образ Бержере. Проблема действия в романе. Роман-памфлет «Остров пингвинов» (1908). Новый тип художественной условности в романе. Гротеск, фантастика, ирония и сатира как приемы художественного исследования истории европейской цивилизации. Особенности реализма А. Франса. Сотрудничество Франса в журналах и газетах («Тан», «Эко де Пари», «Юманите»).

 


Литература

Бруссон Ж.-Ж. Анатоль Франс в халате. – М., 1998. – (Портреты).

Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. – М., 1968.

Кирнозе З.И. Мопассан // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 74–80.

Мениаль Эд. Ги де Мопассан. – Ростов н/Д, 1999. – (След в истории.)

Лиходзиевский С. Анатоль Франс: Очерк творчества. – Ташкент, 1962.

Трыков В. Франс // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 363–366.

Фрид Я. Анатоль Франс и его время. – М., 1975.

Юльметова С. Анатоль Франс и некоторые вопросы эволюции реализма. – Саратов, 1978.

 

Писатели и критики о Ги де Мопассане

Я отнюдь не вижу, в каком столетии истории можно было бы собрать столь интересных и вместе с тем столь деликатных психологов, как в нынешнем Париже: называю наугад – ибо их число совсем не мало – господа Поль Бурже, Пьер Лоти, Жип Мельяк, Анатоль Франс, Жюль Леметр или, чтобы назвать одного из сильной расы, истого латинянина, которому я особенно предан – Ги де Мопассан.

Фридрих Ницше

 

Я считаю его творчество бессмертным и уверен, что и через сто лет он останется величайшим мастером новеллы.

Томас Манн

 

Он, как художник, поставил такие огромные требования, что писать по старинке сделалось уже невозможным.

Антон Чехов

 

Мы, знавшие его, сохраним в нашей душе его яркий и трагический образ. А впоследствии те, которые будут знать его только благодаря его произведениям, полюбят его за вечную песнь любви, которую он пел жизни.

Эмиль Золя

 

Ги де Мопассан, обладающий тонкой, язвительной иронией и ярким, живым стилем, срывает с жизни последние лоскутки, еще скрывающие ее убожество, и показывает ее гноящиеся язвы. Он пишет мрачные маленькие трагедии, в которых все действующие лица нелепы и смешны, или горькие комедии, заставляющие смеяться вот уже поистине до слез.

Оскар Уайльд

По справедливости он может быть назван величайшим пессимистом французской литературы.

Поль Нэве

 

В период с 1870 до 1900 года от романистов высокого класса<...> остается лишь один – это Ги де Мопассан.

Жан Прево

 

Нас больше не интересует роман, эта поэзия детерминизма, позитивистский литературный жанр. Факт бесспорный! Кто сомневается, пусть возьмет томик Доде или Мопассана, и он изумится, как мало они его трогают и как слабо звучат <...>

Хосе Ортега-и-Гассет

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: