Писатели и критики о Морисе Метерлинке

Маленькие, прелестно-ирреальные драмы Метерлинка отличаются глубокой естественностью и правдивостью. Его герои, похожие на видения, полны жизни. Они похожи на те шары, которые, будучи заряжены электричеством, выбрасывают лучи при одном прикосновении шпильки. Это не отвлечения — это синтезы. Действующие лица его драм — это отдельные состояния одной человеческой души или, вернее, отдельные состояния коллективной души всего человечества. Это миги, минуты, которые могли бы стать вечными: они реальны именно потому, что ирреальны.

Реми де Гурмон

Вера в Звезду, чувство рока не внешнего, а внутреннего, чувство грозное и вместе с тем манящее, подобное бледному звездному сумраку, составляет неотъемлемое поэтическое открытие бельгийского мистика. Метерлинк первый попытался возобновить на современной сцене трагические эффекты грандиозных роковых настроений, которыми с таким неподражаемым искусством умели пользоваться греческие поэты.

Дмитрий Мережковский

Герои Метерлинка напоминают манеры и движения лиц, которым они подражают, но у них нет человеческого ума, и они не могут связать двух разумных слов... Нет, положительно таких идиотов вы не встретите ни в одном поэтическом произведении, где бы оно ни было написано. Эти бесконечные «охи» да «ахи», это непонимание самых простых слов, это повторение по четыре и по пяти раз одних и тех же фраз дают нам верную клиническую картину неизлечимого помешательства. Однако поклонники Метерлинка восторгаются особенно этими местами. Все это-де обусловлено глубоким художественным замыслом! Здравомыслящего читателя на эту удочку не поймаешь. Метерлинковские герои не говорят ничего, потому что им нечего сказать. Родитель не вложил им ни одной путной мысли в голову, потому что у него у самого в голове пусто.

Макс Нордау

 

Метерлинк – один из тех, кому мы обязаны установлением тесной литературной связи между ранними романтиками начала XIX века и символистами конца века.

Александр Блок

Лекция 8. Историко-культурная и литературная ситуация
в скандинавских странах на рубеже XIX–XX вв.

Неравномерность исторического и культурного развития скандинавских стран. Замедленное становление буржуазных отношений в скандинавских странах. Национально-освободительное движение и подъем литературы во второй половине XIX – начале XX в. Особый статус романтизма как выразителя свободолюбивых тенденций в общественной жизни и литературах скандинавских стран. Влияние философии С. Кьеркегора на скандинавские литературы. «Движение прорыва» в Дании (Г. Брандес). Становление и расцвет реализма в скандинавских литературах (Б. Бьёрнсон, Ю. Ли, Г. Ибсен, А. Стриндберг). Усложнение картины литературной жизни в 90-е гг. (формирование натурализма, символизма, неоромантизма, экспрессионизма и т.д.). Место норвежской литературы на рубеже XIX–XX вв.

Бьёрнстьерне Бьёрнсон (1832–1910) и социальная драма в норвежской литературе 70-х гг. Место драмы «Король» (1876) в творчестве Бьёрнсона.

Кнут Гамсун (1859–1952).«Новый психологизм» Гамсуна. Влияние Ф.М. Достоевского на Гамсуна. Роман «Голод» (1890) – художественная реализация принципов «нового психологизма». Элементы натурализма и импрессионизма в романе. Роман «Плоды земли» (1917). Тема человека-труженика в романе. Символический план романа. Принципы неореализма в «Плодах земли». Проблема творческого метода Гамсуна.


Литература

Неустроев В.П. Литература скандинавских стран, 1870–1970. – М., 1980.

 

 

Лекция 9. Творчество Г. Ибсена

Генрих Ибсен (1828–1906) – один из родоначальников «новой драмы». Традиции «национальной романтики» в ранних романтических драмах Ибсена («Фру Ингер из Эстрота», 1854; «Воители в Хельгеланде», 1857; «Борьба за престол», 1863). Реалистические тенденции в философских драматических поэмах «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867). Проблема личности в пьесах. Образ Пер Гюнта. Трактовка фольклорных мотивов в драме «Пер Гюнт». Особенности поэтики драмы. Б. Шоу о драматургической технике Ибсена. Ибсен и Григ.

Реалистическая социально-психологическая драма идей Ибсена («Кукольный дом», 1879; «Привидения», 1881). Тема женской судьбы в современном обществе. Ретроспективная композиция. Символика в реалистических пьесах Ибсена.

Поздний Ибсен. Углубление психологизма. Своеобразие символики. Проблема символизма позднего Ибсена. Тема искусства в драмах «Гедда Габлер», 1890; «Строитель Сольнес», 1892). Значение Ибсена для становления западноевропейской «новой драмы».

 

Литература

Адмони В. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – Л., 1989.

Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.

Храповицкая Г.Н. Генрих Ибсен // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 1. – С. 325–333.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: