Писатели и критики о Марселе Прусте

Копающийся в себе, явно несчастный, Пруст, несомненно, был полон жизненных сил — иначе не выдюжил бы произведения такого объема, — и будущее вызывало у него жгучий интерес. Он сам и его герои крепко держатся за существование, хотя по логике вещей должны кончать самоубийством; пусть болезнь душит их, но хоть одним глазком, хоть краешком глаза они все-таки с любопытством рассматривают нашу неуютную землю. Да, «В поисках утраченного времени» является эпосом любопытства и отчаяния. А что до приключений, то они вполне современны, поскольку это приключения духа, нервов, мозга, когда человек без всякой цели устремляется навстречу тому, сам не зная чему.

Эдвард Морган Форстер

 

Истинное величие Пруста в том, что он описал не утраченное, а обретенное время, собирающее воедино раздробленный мир и облекающее его новым смыслом на самой грани распада. Его нелегкая победа накануне смерти – свидетельство того, что он сумел посредством памяти и разума уловить в быстротекущем потоке форм трепетные символы человеческого единства. Самый гордый вызов, который произведения такого порядка могут бросить мирозданию, состоит в том, что они предстают перед ним как единое целое, как замкнутые в себе и однородные миры. Этим определяются сочинения, которым чуждо раскаяние.

Альбер Камю

 

У Пруста <...> поэзия не там, где ее ищут. Кусты шиповника и соборы – это лишь декорация. Поэзия же его – бесконечная череда карточных фокусов, стремительная игра отражений...

Светская жизнь, которую он ценил превыше всего, а критики считали забавой, была сердцевиной цветка его поэзии.

Жан Кокто

Перечитав еще раз произведение Пруста, испытываешь изумление при мысли о том, что некоторые критики обвиняли его в отсутствии плана. Но это совсем не так: весь этот огромный роман построен как симфония <...>

Говорить же, что Пруст был ослеплен светом, что в снобизме своем он не понимал даже того, что интерес могут представлять все классы, и портниха – не меньше, чем королева, – значит очень плохо прочитать его и совершенно не понять.

Андре Моруа

 

Я не думаю, что преувеличиваю значение Марселя Пруста; я не думаю, что его можно преувеличить. Мне кажется, давно уже ни один писатель нас не обогащал в такой мере, как Пруст <...>

Пруст – человек, наделенный гораздо более тонким и внимательным взором, чем обычный взор, и он им нас ссужает на все время, пока мы его читаем.

Андре Жид

 

Эстетика Пруста устарела <...> его идеализм может послужить поводом лишь к утомительным философским колебаниям и стать основой старомодного дофрейдовского изображения жизни.

Филипп Соллерс

Пруст, при всем видимом психологизме его так называемого анализа души, открыто ставил своей задачей предельно усложнить за счет бесконечного углубления в подробности – отношения между писателем и его персонажами <...> Пруст тем самым создал эпопею современного письма. Он совершил коренной переворот: вместо того чтобы описать в романе свою жизнь, как это часто говорят, он самую свою жизнь сделал литературным произведением по образцу своей книги...

Ролан Барт

 

 

Лекция 6. Французская символистская поэзия
П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме

Французский символизм: генезис и эстетика. Романтические и парнасские традиции в эстетике французского символизма. «Манифест символизма» Ж. Мореаса (1886). Мореас об особой роли идеи в символистской поэзии. Важнейшие особенности символа как нового типа художественного образа: многозначность, двуплановость структуры, суггестивность.

Место Поля Верлена (1844–1896) в поэзии французского символизма. Характеристика основных поэтических сборников Верлена («Сатурновские стихотворения», 1866; «Галантные празднества», 1869; «Добрая песня», 1870; «Романсы без слов», 1874; «Мудрость», 1881). Стихотворный сборник «Романсы без слов» – вершина творчества Верлена. Связь Верлена с импрессионистической традицией. «Пейзаж души». Стихотворение «Поэтическое искусство» – манифест литературного импрессионизма. Лирический герой Верлена.

Необычайная интенсивность творческого становления и развития Артюра Рембо (1854–1891). Ранние стихотворения Рембо («Офелия», «Сидящие», «Руки Жан-Мари», «Спящий в ложбине»). Концепция поэта-ясновидца. Усиление трагических мотивов в поэзии Рембо в середине 1871 г. Своеобразие символа в лирике Рембо (на примере стихотворения «Пьяный корабль»). Ассоциативность образа в сонете «Гласные». Декадентские мотивы в книгах «Озарения» (1872) и «Пребывание в аду» (1873). Творческий кризис Рембо и отказ от литературного творчества.

Стефан Малларме (1842–1898) – теоретик символизма. Концепция поэта и поэзии в сборнике «Отклонения» (1897). Малларме в поисках «чистого» поэтического языка. «Герметизм» Малларме («Гробница Эдгара По», «Проза для Дез Эссента»). Образ поэта в сонете «Лебедь» (1885). Поэма «Удача никогда не упразднит случая» (1897): семантика и поэтика поэмы.

 


Литература

Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.

Гурмон Р. де Книга масок. – Томск, 1996.

Обломиевский Д. Французский символизм. – М., 1973.

Птифис П. Артюр Рембо / Пер. с фр. – М., 2000. – (Жизнь замечательных людей).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: