Это варвар, дикарь, ребенок... Но ребенок с музыкой в душе, и порой он слышит такие голоса, каких до него не слышал никто...
Жюль Леметр
Кем надо быть, чтобы представить себе большого и победившего художника медиумической крошкою, испорченным ребенком, который не ведает, что творит <...> Он давал языку, на котором писал, ту беспредельную свободу, которая и была его открытием в лирике <...> Парижская фраза во всей ее нетронутости и чарующей меткости влетела с улицы и ложилась в строчку целиком, без малейшего ущемления, как мелодический материал для всего последующего построения. В этой поступательной непринужденности – главная прелесть Верлена. Обороты французской речи были для него неделимы. Он писал целыми реченьями, а не словами, не дробил их и не переставлял.
Борис Пастернак
Он – безумец, скажете вы? Согласен <...> Конечно, безумец. Но будьте с ним осторожней: этот блаженный создал новое искусство, и не исключено, что когда-нибудь о нем скажут то же, что говорят теперь о Вийоне, с которым его уместней всего сравнить: «Это лучший поэт своего времени!»
|
|
Анатоль Франс
Его туманная печаль, неопределенный символизм и несокрушимый идеализм должны были прельщать молодых людей после яростного объективизма некоторых представителей натуралистической школы, так же как колеблющийся ритм, мягкая гармония и широкая, медленно развертывающаяся волна его поэзии должны были ласкать чувства, наболевшие от металлического стиха с твердыми очертаниями некоторых парнасцев.
Гюстав Лансон
Верлен был яснее и проще своих учеников: в его всегда меланхолических, звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет чистоты, ищет бога и не находит, хочет любить людей и не может.
Максим Горький
Писатели и критики об Артюре Рембо
Искусство Малларме, Рембо, Сезанна и тяготеющих к ним современников является для элиты неким духовным островом Цитеры, где находит себе убежище французское превосходство. Французские интеллектуалы демонстративно отворачиваются от государственных проблем, которые считаются запятнанными политикой <...>
Жан-Ришар Блок
Рембо – сюрреалист в практике своей жизни и во всем прочем.
Андре Бретон
В отличие от критицизма Флобера, критицизм Рембо как знамение эпохи был лирически сконцентрирован и эмоционально сгущен, был окрашен тонами анархического вызова, демонстративной бесшабашности.
Л.Г. Андреев
Писатели и критики о Стефане Малларме
Сознательно убив в себе всю непосредственность простых и живых восприятий, он из поэта превратился в настоящего виртуоза. Он полюбил слова за их возможное значение больше, чем за их действительный смысл. Из слов этих он творил мозаику, в изысканности которой была своя простота.
|
|
Реми де Гурмон
Малларме непереводим даже на французский язык.
Жюль Ренар
Малларме был поэтом, обладавшим уникальным даром улавливать эти многократно опосредованные сходства между сугубо разноплановыми явлениями. Его метафоры-аналогии на первый взгляд представляются чрезвычайно прихотливыми и неочевидными, однако на поверку – если в них вдуматься – поражают своей абсолютной точностью.
Георгий Косиков
Лекция 7. Символизм в драматургии
«Театр молчания» М. Метерлинка
Место Мориса Метерлинка (1862–1949) в западноевропейской «новой драме». Пьеса-сказка «Принцесса Мален» (1889). Переработка сказочных мотивов в пьесе. Концепция мира, человека и искусства в книге «Сокровище смиренных» (1896): трагизм повседневности, концепция Неизвестного, тотальная «некоммуникабельность» человека. Оппозиция Гамлет–Отелло. «Сокровище смиренных» как теоретическое обоснование «театра молчания».
Театр марионеток Метерлинка. «Драмы ожидания» – пьесы «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Там, внутри» (1894), «Смерть Тентажиля» (1894). «Слепые» как образец статичной драмы. Композиционные особенности пьесы. Художественное время и пространство в «Слепых». Принципы и приемы создания образа персонажей. Система образов в пьесе. Тема смерти. Специфика диалога. Исследователи о своеобразии символа в пьесах Метерлинка. Смысл названия пьесы.
Книга Метерлинка «Сокровенный храм» (1902) – поворот к героическому оптимизму в творчестве писателя. Отражение эволюции взглядов Метерлинка в драме «Монна Ванна» (1902). Неоромантические элементы в пьесе. Сатирическое звучание драмы «Чудо святого Антония» (1903). Значение художественных открытий Метерлинка для европейской драматургии.
Литература
Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. – М., 1967.
Аникст А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988.
Бердяев Н. К философии трагедии. Морис Метерлинк // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. – М., 1994. – Т. 2. – С. 187–210.
Храповицкая Г.Н. Метерлинк // Зарубежные писатели: Биобилиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 42–47.
Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней: Очерки. – М., 1973.