Писатели и критики о Поле Верлене

Это варвар, дикарь, ребенок... Но ребенок с музыкой в душе, и порой он слышит такие голоса, каких до него не слышал никто...

Жюль Леметр

 

Кем надо быть, чтобы представить себе большого и победившего художника медиумической крошкою, испорченным ребенком, который не ведает, что творит <...> Он давал языку, на котором писал, ту беспредельную свободу, которая и была его открытием в лирике <...> Парижская фраза во всей ее нетронутости и чарующей меткости влетела с улицы и ложилась в строчку целиком, без малейшего ущемления, как мелодический материал для всего последующего построения. В этой поступательной непринужденности – главная прелесть Верлена. Обороты французской речи были для него неделимы. Он писал целыми реченьями, а не словами, не дробил их и не переставлял.

Борис Пастернак

 

Он – безумец, скажете вы? Согласен <...> Конечно, безумец. Но будьте с ним осторожней: этот блаженный создал новое искусство, и не исключено, что когда-нибудь о нем скажут то же, что говорят теперь о Вийоне, с которым его уместней всего сравнить: «Это лучший поэт своего времени!»

Анатоль Франс

 

Его туманная печаль, неопределенный символизм и несокрушимый идеализм должны были прельщать молодых людей после яростного объективизма некоторых представителей натуралистической школы, так же как колеблющийся ритм, мягкая гармония и широкая, медленно развертывающаяся волна его поэзии должны были ласкать чувства, наболевшие от металлического стиха с твердыми очертаниями некоторых парнасцев.

Гюстав Лансон

 

Верлен был яснее и проще своих учеников: в его всегда меланхолических, звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет чистоты, ищет бога и не находит, хочет любить людей и не может. 

Максим Горький

Писатели и критики об Артюре Рембо

Искусство Малларме, Рембо, Сезанна и тяготеющих к ним современников является для элиты неким духовным островом Цитеры, где находит себе убежище французское превосходство. Французские интеллектуалы демонстративно отворачиваются от государственных проблем, которые считаются запятнанными политикой <...>

Жан-Ришар Блок

 

Рембо – сюрреалист в практике своей жизни и во всем прочем.

Андре Бретон

 

В отличие от критицизма Флобера, критицизм Рембо как знамение эпохи был лирически сконцентрирован и эмоционально сгущен, был окрашен тонами анархического вызова, демонстративной бесшабашности.

Л.Г. Андреев

Писатели и критики о Стефане Малларме

Сознательно убив в себе всю непосредственность простых и живых восприятий, он из поэта превратился в настоящего виртуоза. Он полюбил слова за их возможное значение больше, чем за их действительный смысл. Из слов этих он творил мозаику, в изысканности которой была своя простота.

Реми де Гурмон

 

Малларме непереводим даже на французский язык.

Жюль Ренар

 

Малларме был поэтом, обладавшим уникальным даром улавливать эти многократно опосредованные сходства между сугубо разноплановыми явлениями. Его метафоры-аналогии на первый взгляд представляются чрезвычайно прихотливыми и неочевидными, однако на поверку – если в них вдуматься – поражают своей абсолютной точностью.

Георгий Косиков

 

 

Лекция 7. Символизм в драматургии
«Театр молчания» М. Метерлинка

Место Мориса Метерлинка (1862–1949) в западноевропейской «новой драме». Пьеса-сказка «Принцесса Мален» (1889). Переработка сказочных мотивов в пьесе. Концепция мира, человека и искусства в книге «Сокровище смиренных» (1896): трагизм повседневности, концепция Неизвестного, тотальная «некоммуникабельность» человека. Оппозиция Гамлет–Отелло. «Сокровище смиренных» как теоретическое обоснование «театра молчания».

Театр марионеток Метерлинка. «Драмы ожидания» – пьесы «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Там, внутри» (1894), «Смерть Тентажиля» (1894). «Слепые» как образец статичной драмы. Композиционные особенности пьесы. Художественное время и пространство в «Слепых». Принципы и приемы создания образа персонажей. Система образов в пьесе. Тема смерти. Специфика диалога. Исследователи о своеобразии символа в пьесах Метерлинка. Смысл названия пьесы.

Книга Метерлинка «Сокровенный храм» (1902) – поворот к героическому оптимизму в творчестве писателя. Отражение эволюции взглядов Метерлинка в драме «Монна Ванна» (1902). Неоромантические элементы в пьесе. Сатирическое звучание драмы «Чудо святого Антония» (1903). Значение художественных открытий Метерлинка для европейской драматургии.


Литература

Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. – М., 1967.

Аникст А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988.

Бердяев Н. К философии трагедии. Морис Метерлинк // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. – М., 1994. – Т. 2. – С. 187–210.

Храповицкая Г.Н. Метерлинк // Зарубежные писатели: Биобилиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 42–47.

Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней: Очерки. – М., 1973.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: