Писатели и критики о Генрихе Ибсене

Ибсен едва ли не единственный великий трагик нашей эпохи <...>

Александр Блок

Ибсен в области драмы совершил то же, что Толстой в области романа, – условную и сочиненную по рецепту правду заменил безусловной и художественной, довел интенсивность действия, простоту и гибкость языка до тревожной иллюзии действительности <...>

Наконец, помимо технического совершенства и реализма, которым будут долго подражать, театр Ибсена замечателен тем, что в нем внешняя интрига уступает место внутренней и прежняя драма страстей и характеров заменена драмой человеческой совести <...>

В настоящее время Ибсен пользуется в одинаковой мере симпатиями и антипатиями читающей публики. Одни считают его самым глубоким поэтом нашего века; другие отворачиваются от него с тем инстинктивным чувством страха, с каким здоровый человек бежит на свежий воздух из сумасшедшего дома. Одни восхищаются той силой, с которой в его пьесах проводится известная идея; другим же кажется, что из-за идеи в пьесах Ибсена не видно живых людей <...>

Николай Минский

Мы видели, что Вагнер не в состоянии был выдумать ни одной фабулы, ни одного образа, ни одного положения, а всегда крал их из старых поэтических произведений или из Библии. У Ибсена почти столь же мало истинной оригинальной творческойсилы, как у его родственника по духу, но так как он брезгает манерой заимствовать у других, более плодовитых писателей или черпать из живых народных преданий, то его произведения, при более тонком и глубоком анализе, оказываются еще беднее вагнеровских. Если не дать себя ослепить способностью к вариациям контрапунктиста, чрезвычайно искусного в драматической технике, и проследить темы, которые он обрабатывает с такой виртуозностью, то мы тотчас же заметим, что они безнадежно однообразны.

Макс Нордау

 

Лекция 10. Литературный процесс в Англии на рубеже XIX–XX вв.

Кризис викторианства как системы духовных и эстетических ценностей. Антивикторианский пафос английской литературы на рубеже XIX-XX в. Распространение социалистических идей в среде английской интеллигенции на рубеже веков (Б. Шоу, Г. Уэллс, У. Моррис). Сложность литературной ситуации в Англии на рубеже веков.

Критический реализм в английской литературе (Дж. Мередит, С. Батлер, Т. Гарди, Дж. Голсуорси).

Неоромантизм в английской литературе. Специфика английского неоромантизма. Неоднородность неоромантизма в Англии. Жанровые предпочтения английских неоромантиков: приключенческий (Дж. Конрад, Г. Хаггард, Р. Киплинг), исторический (Р.Л. Стивенсон), детективный (А. Конан-Дойл, Г.К. Честертон) роман.

 

Литература

Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература XIX века. – Л., 1984.

Олдингтон Р. Стивенсон: Портрет бунтаря. – М., 1985.

Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. – М., 1970.

Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. – М., 1986.

 

 

Лекция 11. Интеллектуальная «драма-дискуссия» Б. Шоу

Бернард Шоу (1856–1950) – крупнейший представитель западноевропейской «новой драмы». Фабианство Шоу. Журналистская деятельность Шоу («Сент-Джеймс Газетт», «Уорлд», «Дейли Кроникл»). Эстетические взгляды писателя. Критика Шоу предшествующей драматургической традиции. Влияние Ибсена на Шоу. Книга Шоу «Квинтэссенция ибсенизма» (1891). Проблема идеала. Оценка Шоу творчества Г. Ибсена в книге. Шоу как продолжатель ибсеновской драматургической традиции.

Цикл «Неприятные пьесы» (1898). Общая характеристика цикла (проблема видимости и сущности, социальный критицизм, публицистичность, сатирическая направленность, преодоление внешнего драматизма «старой» драмы). Диалектическая сложность и реалистическая многомерность образа в пьесе «Дома вдовца» (1892). «Профессия миссис Уоррен» (1894) – лучшая пьеса цикла: диалектика характеров и понятий, обстоятельность ремарок, прием «дискуссии», гротеск и парадокс в пьесе.

«Приятные пьесы» (1898). Этическая проблематика цикла. Конфликт «идеалистов» и «реалистов» в пьесе «Кандида» (1895). «Три пьесы для пуритан» (1901). Смысл названия цикла. Парадоксы самопознания личности в пьесе «Ученик дьявола» (1897).

Комедия «Пигмалион» (1913). Мифологическая реминисценция в названии пьесы. Тема творчества в комедии.

«Дом, где разбиваются сердца» (1913–1919) – образец интеллектуальной «драмы-дискуссии». Смысл подзаголовка пьесы. Проблема интеллигенции в драме. Сущность и характер конфликта. Антивикторианский парадокс Шоу. Символика в пьесе. Соединение трагического и комического в пьесе. Значение Шоу для становления «новой драмы» и развития мировой драматургии ХХ в.

 

Литература

Балашов П. Художественный мир Бернарда Шоу. – М., 1982.

Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX–XX веков. – М., 1974.

Пирсон Х. Бернард Шоу. – М., 1998. – (Портреты). 

Черноземова Е.Н. Шоу, Джордж Бернард // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 418–426.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: