Я дочитываю книгу, одну из немногих, которые могут взволновать, ибо из главной мечты и прихотливых ароматов души она соткала свою бурю. Прийти к пронзительности звучания через головокружительную утонченность интеллекта и человечность, в столь извращенной атмосфере прекрасного, – это чудо, совершаемое Вами по всем правилам писательского искусства!
«It was the portrait that had done everything». Этот портрет во весь рост, портрет некоего Дориана Грея, будет смущать и преследовать неотступно, но уже написанный, ставший книгой.
Стефан Малларме
Оскар Уайльд – самый выдающийся английский писатель конца прошлого века, он создал целый ряд блестящих произведений, полных новизны, а в смысле интересности и оригинальности личности он не может быть поставлен в уровень ни с кем, кроме Ницше <...> Оскар Уайльд напоминает красивую и страшную орхидею. Можно говорить, что орхидея – ядовитый и чувственный цветок, но это цветок, он красив, он цветет, он радует.
Константин Бальмонт
Великие индивидуалисты нашего времени – Ницше, Ибсен, Уайльд – решительно и смело порвали связь с буржуазными традициями общества. Они умело противопоставили личность мертвящему общественному организму. Развитие их положений как в критике, так и в образах творчества ознаменовало собою новую фазу в развитии индивидуализма. Но Ибсен провозгласил грядущее, новое Царство Духа на крайних пределах своего творчества. О блаженном острове детей мечтал Ницше. В зерне христианства новую, вселенскую, жизненную красоту видел Оскар Уайльд. В то же время и в социализме ничего враждебного для развития личности не усматривал он. Великие индивидуалисты нашего времени наметили пути отторжения личности от устоев мещанской жизни. Но они же оставили открытым вопрос о возможности в будущем строе проявить свою личность в унисон с обществом. И даже более того: ясно дали понять они, что углубленный, расширяя свое я до мира, не только растворяет в себе мир, но и сам растворяется в нем.
|
|
Андрей Белый
Лекция 13. Общая характеристика немецкой литературы
рубежа XIX–XX вв. Довоенное творчество Томаса Манна
Социо-культурная ситуация в Германии на рубеже XIX-XX вв. Победа Пруссии в франко-прусской войне. Объединение Германии и рост милитаристских настроений и пангерманистских амбиций в обществе. Подъем рабочего движения и рост популярности социалистической идеологии. Агрессивный националистический характер официальной пропаганды. Кризис буржуазной культуры.
Натурализм в немецкой литературе. Специфика немецкого натурализма и его роль в развитии критического реализма. Концепция «секундного стиля» А. Хольца и И. Шлафа.
|
|
Импрессионизм и символизм в немецкоязычных литературах. Венский круг писателей (П. Альтенберг, А. Шницлер, Г. фон Гофмансталь, Р.М. Рильке).
Реализм в немецкой литературе (Т. Фонтане, Г. Манн, Т. Манн). Довоенное творчество Томаса Манна (1875–1955). Концепция бюргерства в творчестве Т. Манна. «Будденброки» (1901) - роман об упадке бюргерской культуры. Жанровое своеобразие романа: семейная хроника с элементами эпопеи. Сочетание психологического анализа с философскими обобщениями в романе. Новеллистика Т. Манна. Проблемы искусства в новеллах «Тонио Крегер» (1903), «Смерть в Венеции» (1911). Традиции лирической новеллы Т. Шторма в новеллистике Т. Манна. Поэтика лейтмотивов. Т. Манн и русская литература.
Литература
Адмони В.Г., Сильман Т.И. Томас Манн: Очерк творчества. – Л., 1960.
Апт С.Е. Томас Манн. – М., 1972.
Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна: Мировоззрение и жизнь. – М., 1981.
Дудова Л.В. Манн, Томас // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 2. — С. 14—20.
Федоров А.А. Томас Манн: Время шедевров. — М., 1981.
Писатели и критики о Томасе Манне
В Томасе Манне прекраснейшая гуманистическая традиция нашей литературысочетается с животворным духом прогресса.
Иоганнес Бехер
Томас Манн создал своего рода художественную «феноменологию духа» XX столетия: отражение характера эпохи в духовном строе индивидуальности.
Владимир Днепров
Мир Томаса Манна привлекает своей тщательно выписанной, несущей в себе необъяснимое успокоение предметностью. Среди немецких романистов XX века именно этот писатель сознательно опирался, по-своему ее варьируя, на идею Гёте об исключительном значении зримого и культуры глаза.
Нина Павлова
По глубине постижения особенностей музыкального мышления, музыки вообще рядом с Ролланом в современной западноевропейской литературе может быть поставлен, пожалуй, лишь автор «Доктора Фаустуса».
Виктор Балахонов