Писатели и критики о Бернарде Шоу

Шоу – единственный значительный мыслитель, последовательно идущий курсом подлинного Ницше, именно как продуктивный критик западной морали, тогда как, с другой стороны, будучи поэтом, он сделал окончательные выводы из Ибсена и отказался в своих пьесах от остатка художественности ради практических дискуссий.

Освальд Шпенглер

Убежденный в том, что искусство, эстетическое наслаждение является эффективнейшим средством образования и просвещения, он неутомимо сражался своим блестящим, насмешливым словом против силы, которая более всего ставит под угрозу этот эксперимент, — против глупости. Он делал все, что мог, для того чтобы устранить гибельный разрыв между правдой и действительностью и помочь человечеству подняться на новую ступень социальной зрелости. Осмеивая человеческие слабости, он никогда не смеялся над человеком. Он был другом человечества, и таким, я уверен, он будет жить в его памяти, в его сердце.

Томас Манн

Критические работы Шоу о театре остаются злободневными и сейчас, несмотря на то, что почти все пьесы, которые он смотрел и о которых писал, давно умерли и никто не в силах сдвинуть камень с их могилы. А все ханжи, все мастера повторять заезженные фразы попрятались по углам, спасаясь от очистительного смеха и едкого остроумия его пьес и предисловий. Он не имел себе равных при жизни, не имеет и теперь. Он умер, но никто еще не смеет спеть ему отходную, ни как пророку, ни как драматургу.

Шон О’ Кейси

 

Лекция 12. Эстетизм Оскара Уайльда

Оскар Уайльд (1854–1900) – глава английского эстетизма. Влияние Дж. Рёскина и У. Пейтера на формирование эстетических воззрений Уайльда. Уайльд и прерафаэлиты. Сотрудничество Уайльда в «Пэлл-Мэлл газетт». Книга «Замыслы» (1891) - изложение эстетического кредо Уайльда. Уайльд об «упадке лжи». Уайльд о соотношении искусства и действительности. Оценка эстетической позиции Золя.

Периодизация творчества Уайльда. Уайльд-поэт. Краткая характеристика поэтического сборника «Стихотворения» (1881). Традиции прерафаэлитов, парнасцев и импрессионистов в сборнике. Жанр литературной сказки в творчестве Уайльда (сборники «Счастливый принц»,1888; «Гранатовый домик», 1891). Неоромантические черты в сказках Уайльда. 

Роман «Портрет Дориана Грея» (1891) – воплощение эстетских принципов Уайльда. Тема двойника в «Странной истории доктора Джекиля и мистера Хайда» Стивенсона и в романе Уайльда. Проблема красоты в романе. Вопрос о соотношении искусства и действительности в романе. Проблема соотношения искусства и морали. Парадокс и символ. Черты стиля «модерн» в романе.

Драматургия Уайльда. Декадентские мотивы в одноактной драме «Саломея» (1893). Трактовка библейского мифа в пьесе. Реалистические черты в комедиях Уайльда («Идеальный муж», 1895; «Как важно быть серьезным», 1895).

Поздний Уайльд. Отход писателя от эстетизма. Культ страдания в «De Profundis» (1897) и в «Балладе Рэдингской тюрьмы» (1898). Б. Шоу о творчестве Уайльда.

 

Литература

Акройд П. Последнее завещание Оскара Уайльда. – М., 1993.

Ланглад Ж. де Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999. – (Жизнь замечательных людей.)

Образцова А.Г. Волшебник или шут? (Театр Оскара Уайльда). – СПб., 2001.

Черноземова Е. Уайльд // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 323–325.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: