Лекция 14. Проблема творческого метода Г. Гауптмана

Герхарт Гауптман (1862–1946) – один из ярчайших представителей немецкого натурализма. Сочетание натурализма с элементами критического реализма в драме «Перед восходом солнца» (1889). Драма вырождения семьи Краузе. Проблема «инстинкта» и культуры в драме. Система образов в пьесе. Способы характеристики персонажей (речевая характеристика, система лейтмотивов, отношение к искусству, отношение к любви и др.). Натуралистические черты в поэтике пьесы. Символика в пьесе.

«Одинокие» (1891) – драма одиночества и потерянности современного человека. Развитие в пьесе тем и мотивов драмы «Перед восходом солнца» (семейная тема, тема искусства, мотив опьянения, неудавшейся любви, самоубийства и др.). Углубление социального анализа и усиление реалистических тенденций в пьесе. Образ Йоганнеса Фокерата. Старшее поколение семьи Фокератов в пьесе. Тема религии в драме. Антиницшеанские мотивы (образ Анны Мар). Символический образ Мюггельского озера, его художественная функция. 

Социальный конфликт в драме-дискуссии «Ткачи» (1892). Коллективный образ народа в пьесе. Своеобразие и художественная функция ремарок в пьесах Гауптмана.

«Вознесение Ганнеле» (1893) – переход к неоромантической драме. Воплощение романтического двоемирия в композиции пьесы. Неоромантический мотив «грёзы» как способа преодоления трагизма бытия. Символистская драма-сказка «Потонувший колокол» (1896). Проблема творческой личности в драме. Проблема природы и цивилизации в пьесе. Влияние Л.Н. Толстого и Г. Ибсена, Э. Золя на драматургию Гауптмана.

Социально-философский роман «Юродивый Эмануэль Квинт» (1910) – первое большое эпическое полотно Гауптмана. Мистико-богоискательские мотивы в романе. Пути достижения счастья заблудившимся человечеством, смысл человеческой жизни – основные проблемы романа. Образ Эмануэля Квинта. Значение творчества Гауптмана для западноевропейской литературы.

 

Литература

Мандель Е.М. Гауптман-драматург. Творчество конца XIX – начала XX в. – Саратов, 1972.

Мережковский Д.С. О современной немецкой драме и Гауптмане // Эстетика и критика: В 2 т. – М.: Харьков, 1994. – Т. 1. – С. 277–284.

Сильман Т. Г. Гауптман. – Л.; М., 1958.

Храповицкая Г.Н. Гауптман, Герхарт // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 1. – С. 161–167.

Писатели и критики о Герхарте Гауптмане

Гауптман пришел к тому же, к чему роковым образом приходят все истинно современные писатели – к новому мистическому миросозерцанию.

Дмитрий Мережковский

 

 

Лекция 15. Экспрессионизм в немецкоязычных литературах

Социальные и эстетические предпосылки экспрессионизма. Экспрессионизм в живописи (группы «Мост» и «Синий всадник»). Формирование экспрессионизма в литературе. Поэзия раннего немецкого экспрессионизма (Г. Тракль, Г. Гейм). Влияние на поэтику Тракля поэтической традиции Уитмена, Верхарна, Рембо. Лирический сборник Г. Тракля «Стихотворения» (1913). Коллективный поэтический сборник «Сумерки человечества». Экспрессионизм в драматургии (Газенклевер, Кайзер, Толлер). Проблема экспрессионизма Ф. Кафки. Черты экспрессионизма в новеллистике Кафки («Превращение», «Мост», «Деревья» и др.).

Литература

Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство: Сб. статей. – М., 1966.

Лекция 16. Литературный процесс в США на рубеже XIX–XX вв.

Специфика литературного процесса в США на рубеже веков: регионализм американской литературы, специфический характер американского романтизма, его большая временная протяженность. Поздние романтики (Э. Дикинсон, Г. Мелвилл, У. Уитмен). Становление реализма в американской литературе. «Нежный реализм» У. Хоуэллса. 

Нравственно-психологическая направленность творчества Генри Джеймса (1843–1916). Роман Джеймса «Женский портрет» (1881): проблема доверия к себе; оценка европейской цивилизации в романе; скептицизм писателя. Влияние европейских писателей на становление Джеймса. Джеймс и Тургенев. Литература «разгребателей грязи».

Уитменовская традиция в поэзии Карла Сэндберга (1878–1967). Натуралистические черты лирики Сэндберга. Поэтический сборник «Стихи о Чикаго» (1916).

Американский натурализм (Х. Гарленд, С. Крейн, Ф. Норрис) как эстетическая реакция на «нежный реализм». Специфика натурализма в США и его роль в становлении реалистического романа.

 

Литература

Писатели США. Краткие творческие биографии / Сост. и общ. ред. Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. – М., 1990.

Литература США XX века. Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой). – М., 1978.

 

Лекция 17. Реализм в американской литературе рубежа XIX–XX вв.

Марк Твен (1835–1910) – основоположник реализма в американской литературе, создатель эпоса американской жизни. Ранние юмористические рассказы Твена, их фольклоризм, пародийная установка и юмористический колорит. Мир журналистики в ранних рассказах и очерках писателя («Журналистика в Теннесси», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»). Просветительский идеал «естественного» бытия в «Приключениях Тома Сойера» (1876). «Приключения Гекльберри Фина» (1884): образ Миссисипи в романе, его символическое значение. Антибуржуазный пафос романа. Романы Твена на историческом материале («Принц и нищий», 1882; «Янки при дворе короля Артура», 1889). Твен-памфлетист («Человеку, сидящему во тьме», «Соединенные Линчующие Штаты», «Военная молитва»). Значение Твена для последующего развития американской литературы.

Влияние социалистических идей, концепций Г. Спенсера и Ф. Ницше на формирование Джека Лондона (1876–1916). Романтические традиции в творчестве Лондона. Поэтизация Севера в цикле «Северные рассказы». Романтика борьбы с природой («Любовь к жизни»). Критика ницшеанства в романах «Морской волк» (1904) и «Мартин Иден» (1909). Духовный кризис писателя. Место Д. Лондона в литературе критического реализма США.

Влияние философии Г. Спенсера на Теодора Драйзера (1871–1945). Бальзаковские традиции и мотивы в романе «Сестра Керри» (1900). Изображение американского общества в романе.

Общие закономерности литературного процесса «рубежа веков». Традиции и новаторство в литературе конца XIX – начала XX вв. Историко-культурное значение изученного периода.

 

Литература

Батурин С.С. Драйзер. – М., 1975.

Богословский В.Н. Джек Лондон. – М., 1964.

Зверев А.М. Джек Лондон. – М., 1975.

Зверев А.М. Мир Марка Твена: Очерк жизни и творчества. – М., 1985.

Мендельсон М. Марк Твен. – М., 1964.

Мендельсон М. «Американская трагедия» Теодора Драйзера. – М., 1971.

Старцев А.И. Марк Твен и Америка. – М., 1963.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: