Занятие 3. Философские проблемы науки и техники

1. Наука как теория и система знаний. Критерии научности. Специфика научного знания.

2. Методы научного познания: общетеоретические и эмпирические.

3. Наука как социальный институт. Генезис науки. Структура и учреждения науки. Функции науки. Место науки в системе культуры.

4. Понятие техники. Место и значение техники в жизни человека. Актуальность философского осознания феномена техники.

5. Влияние техники и технологий на развитие общества. Понятие НТП, структура и основные этапы. НТР и ее социальные последствия.

6. Сциентизм и антисциентизм в философии. Принцип «технологического детерминизма» и его критика.

7. Письменно составьте таблицу «Методы научного познания».

Темы докладов и сообщений

1. Философия техники Н.Бердяева.

2. Теория «трех волн» О.Тоффлера.

3. Концепция смены научных парадигм Т.Куна.

4. Технологические революции в истории человечества.

5. Человек в информационно-техническом мире.

Источники

1. Бердяев Н.А. Человек и машина// Вопросы философии. – 1989. - № 2.

2. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. – М., 1977.

3. Поппер К. Логика и рост научного знания: Пер. с англ. – М., 1983.

4. Тоффлер О. Шок будущего: Пер. с англ. – М., 2003.

5. Фукуяма Ф. Конец истории и последующий человек: Пер. с англ. – М., 2004.

 

Освещая первый вопрос, подчеркните многозначность и сложность понятия «наука». В частности, можно привести следующие определения данного термина:

· специфическая форма познания по выработке, систематизации и проверке новых знаний о мире;

· рациональный тип знания о мире в абстрактно-логической форме;

· отрасль духовного производства, основной продукцией которого являются понятия, законы и теории;

· социальный институт со своими структурой и функциями;

· непосредственная производительная сила общества.

Раскройте смысл каждой из этих дефиниций.

Характеризуя специфику научного познания, определите в чем своеобразие каждого элемента в структуре исследовательской деятельности (субъект, объект, цель, методы, средства, результат). Сопоставьте научное познание с другими формами познавательной деятельности (мифом, религией, философией и т.д.). Укажите, что отличает научное знание от ненаучного.

Объясните, как вы понимаете критерии научности (признаки научного знания), такие как: объективность, предметность, системность, универсальность, общезначимость, объективность, доказательность и т.д.

Во втором вопросе следует иметь в виду, что занятия наукой предполагают владение методологией. Как известно, метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) в широком смысле есть способ деятельности субъекта в любой ее форме. В узком смысле термин означает совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. В науке основная функция метода состоит во внутренней организации и регулировании процесса познания. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, избегать ошибок, быстрее достигать цели исследования.

Приведите известные Вам классификации методов науки. Охарактеризуйте основные эмпирические и теоретические методы.

В третьем вопросе дайте определение понятия «социальный институт». Покажите, что наука удовлетворяет одну из специфических человеческих потребностей – познавательную. Подумайте, почему И.Кант определял ее как главную? Раскройте структуру науки как социального института. Кратко охарактеризуйте основные исторические этапы развития науки. Проследите, как менялись формы организации научной деятельности. Раскройте роль университетов и научных сообществ в генезисе науки. Выделите основные функции науки (теоретико-познавательную, культурно-мировоззренческую, прогностическую и т.п.), обозначив содержание каждой из них. Определите место науке в системе культуры современного общества, проследив ее взаимосвязь с религией, моралью, правом, образованием и другими отраслями духовного производства.

В четвертом вопросе так же можно подчеркнуть неоднозначность понятия «техника». Следует отметить, что данный термин включает в себя:

· совокупность артефактов;

· совокупность различных видов технической деятельности по их созданию;

· совокупность технических знаний.

Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир.

Объясните актуальность философского осмысления темы техники, указав причины онтологического, антропологического, методологического и социокультурного характера.

Раскрывая влияние техники на развитие общества, укажите, что в наше время особую роль играет НТП как единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки, техники и производства. Дайте характеристику каждого из трех основных этапов научно-технического прогресса:

· первый с конца XVI до середины XVIII века,

· второй с конца XVIII до середины ХХ века,

· третий с середины ХХ века по настоящее время.

Отметьте, что современный этап определяется развертыванием научно-технической революции (НТР) и охватывает все основные сферы жизни общества. Проследите, как НТР качественно влияет на изменения в области политических, экономических, социальных и духовных отношений. Объясните, почему НТР не столько научно-технический, сколько социальный феномен. Покажите, что стремительное развертывание НТР привело к резкому ускорению всех социальных процессов, что усилило как прогрессивные, так и деструктивные тенденции в развитии техногенной цивилизации. Подумайте, в чем, на Ваш взгляд, состоит общий кризис современной мировой цивилизации.

В последнем вопросе укажите, что оценка роли науки и техники в жизни общества включает в себя две противоборствующие установки: сциентизм и антисциентизм (техницизм и антитехницизм), основывающихся на одном теоретическом фундаменте – технологическом детерминизме. Раскройте сущность данного принципа, приведя мнения как сторонников, так и противников НТР. Интересно, с этой точки зрения, проанализировать позиции таких мыслителей как Д.Белл, Р.Арон, О.Тоффлер, К.Ясперс, Ж.Эллюль, М.Кастельс и др.

 

Задания для самоконтроля

1. Категория «бытие» указывает на единство:

А. материи и идеи                                         Б. природы и общества   

В. объективной и субъективной реальности Г. Бога и человека

2. Наиболее общее определение движения можно рассматривать как:

А. всякое передвижение вообще  Б. отсутствие покоя

В. атрибут материи                       Г. всякое изменение вообще

3. Идеальное – атрибут:

А. материи Б. того, чего нет в объективном мире

В. сознания Г. пространства

4.Одномерность – свойство:

А. времени Б. пространства В. движения Г. материи

5. Протяженность – атрибут:

А. времени  Б. пространства В. движения Г. материи

6. Часть реального бытия, подвергающаяся познанию:

А. объект познания Б. субъект познания

В. предмет познания Г. метод познания

7. Познание на уровне сущности – это:

А. чувственное познание  Б. рациональное познание

В. теоретическое познание Г. интуитивное познание

8. Основная форма рационального познания:

А. восприятие Б. представление В. суждение Г. ощущение

9. Принцип, утверждающий возможность правильного познания мира:

А. оптимизм  Б. скептицизм В. агностицизм Г. солипсизм

10. Понятие «абсолютная истина» означает:

А. знание, которое обогащается последующим развитием науки

Б. целостное знание   

В. тонкое и исчерпывающее знание о мире

Г. совокупность относительных истин

11. Восстановите диалектическую пару:

Форма –         Причина –

Количество – Общее –

Явление –      Единое –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: