Тема: Философские проблемы человека

Основное содержание раздела:

Философия как способ духовного самопознания человека. Специфика философского осмысления, проблема человека. Философская антропология как философское учение о человеке и как направление в философии ХХ века. Предмет философской антропологии. И.Кант о значении философской антропологии. Проблема человека в истории философии.

Понятие «человек». Концепции антропосоциогенеза. Включенность человека сразу в два «мира» - общества и природы. Биологическое и социальное начала в человеке, их диалектическое переплетение. Природа и сущность человека.

Тело и душа человека. Темы человеческого тела, мужского и женского начал, пола в философии. Проблема здоровья. Норма и аномалия. Внутренний мир человека. Человеческое «Я». «Я» и «Ты». Понятие и структура сознания. Проблема происхождения и природы сознания. Сознание и самосознание. Сознание и язык. Сознание, подсознание, бессознательное, надсознание. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание.

Человек как субъект деятельности Понятие деятельности. Субъект, объект и результат деятельности. Основные формы человеческой жизнедеятельности: труд, общение и познание.

Свобода как способ самореализации индивида. Свобода внешняя и внутренняя. Проблема свободы в истории философии. Творчество как условие и элемент человеческой деятельности. Основные формы проявления свободы: творчество, игра, риск. Свобода и произвол. Свобода и ответственность.

Бытие человека. Жизнь человека, ее биологические, социальные, духовные измерения. Проблема смысла человеческой жизни. Существование человека и его сущность. Жизнь в условиях отчуждения, социальных кризисов, войны и других «предельных» ситуаций. Личность и общество. Проблема социализации личности: институты, этапы, формы.

 

Методические рекомендации к теме:

Изложение темы начните с анализа понятий «философская антропология», «человек», "индивид", "личность", "индивидуальность", отражающих рассмотрение человека в разных аспектах. Далее следует уяснить, что личность как социальный аспект человека представляет собой не только продукт общественного развития, но и субъект общественных отношений, что не только общество способствует развитию личности, но и развитие личности влияет на раз­витие общества. Обратите внимание на то, что личность не может сформи­роваться вне общения и деятельности. В личностных характеристиках от­ражается диалектика личных и общественных интересов, что, в свою оче­редь, предопределяет социальные роли и статус личности.

Выделите основные подсистемы в структуре личности /биологическую, психологическую, подсистему социального опыта и подструктуру направ­ленности личности/. Раскройте диалектическое единство личности как об­щего /социально-типического/, особенного /классового, национального/ и отдельного /индивидуального/.

Покажите, что социализация - это процесс включения индивида в жизнь общества. Подчеркните, что это двусторонний процесс, охватывающий как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, так и процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.

Выделите основные этапы, формы социализации, основные факторы, влияющие на формирование личности. Отметьте, что поскольку личность - это человек, сформировавшийся в определенных исторических условиях, то в этом смысле можно говорить об исторических типах личности, отражаю­щих черты определенных социальных групп, характерных именно для данно­го общества. Социальные группы /коллектив, семья, группы по интересам и т.п./ составляют микросреду личности и играют решающую роль в ее формировании. Принадлежность к профессиональным и региональным группам, этническим и социальным общностям также способствует формированию типических черт личности. Покажите значение индивидуального жизненного опыта. Охарактеризуйте основные типы личностей.   

Выявите различные трактовки понятия «свобода» в философии, в частности, свобода как сущностная характеристика чело­века. Разграничьте понятия "внешней" и "внутренней" свободы", свободы "материальной" и "духовной". Охарактеризуйте важнейшее условие свободы - реально существующий уровень возможностей, который представляет общество личности. Свобода личности должна быть рассмотрена с точки зрения использования личностью представленных обществом возмож­ностей для ее развития. Определите также, как влияет на свободу лич­ности уровень духовного развития самого человека. В заключение проана­лизируйте, как соотносится свобода с понятиями "необходимость" и "от­ветственность".

Раскройте различные философские трактовки по­нятия "ценность". Покажите двойственную природу ценностей как единства значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала. Раскройте сложную многоуровневую структуру ценностей. Отметьте, что ценности проявляются только в субъектно-объектных отношениях. Далее следует раскрыть сущность таких понятий, как "ценностные установки", "ценностные ориентации". Выделите иерархию ценностей по различным критериям /например, по носителям, по субъектам, по направленности и т.п./.

Охарактеризуйте основные типы ценностей: материальные и духовные, нравственные, эстетические, религиозные.

Объясните, какую роль играют системы ценностей в жизни отдельного человека и общества в целом.

Обоснуйте, почему в философии XX века такое значение приобрела аксиология - раздел философии, изучающий природу ценностей, исследующий общезначимые принципы, определяющие направленность челове­ческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Подчеркните, что разные философские учения по-разному отвечают на вопрос о смысле человеческого существо­вания. Раскройте содержание основных философских подходов к решению этой сложной проблемы:

- смысл жизни в самой жизни, он изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях;

- смысл жизни за пределами жизни, в жизни после смерти;

- смысл жизни в слиянии с природой /в жизни и после нее/;

- смысл жизни создается самим субъектом;

- вопрос о смысле человеческого существования неправомерен, ответа на него нет и быть не может.

Сопоставьте соотношения понятий "смысл жизни" и "цели жизни". В заключение сравните особенности обыденной, религиозной и философской трактовок смысла жизни человека. Покажите мировоззренческую ценность решения проблемы смысла человеческого существования.

Вопросы и задания:

1. Философская антропология: понятие и предмет. Тема человека в истории философии.

2. Проблема антропосоциогенеза: теории и концепции.

3. Социальная сущность человека и его природно-биологическое существование. Уровни человеческого существования: индивид, индивидуальность, личность.

4. Деятельность как способ существования человека. Структура и виды деятельности. Виды общественного бытия, основные характеристики человеческого бытия. Свобода и ответственность

5. Философские трактовки ценности. Основополагающие ценности человеческого существования.

6. Смысл человеческой жизни. Жизнь и смерть в контексте философского понимания.

 

7. Практическое задание (рекомендательного характера): написать эссе по теме «Экзистенциальные проблемы бытия человека» (к примеру, проблема одиночества, проблема «жизнь в сети», проблема страха, проблема свободы и т.д.).

 

Доклады и сообщения:

 

1. Творчество как феномен.

2. Разум как уникальное свойство человека.

3. Пределы человеческих возможностей.

4. «Человек играющий»: специфика восприятия.

5. Любовь и счастье в философском понимании.

 

Литература и источники:

Иточники:

 

 

1.  Homo ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры. – М.: Айрис –пресс, 2003.

2. Аристотель. О душе, М., 2006.

3. Бердяев Н. О назначении человека, М., 1993.

4.  Бердяев Н. Самопознание/ Русская идея, М., 2004.

5. Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - 544 с.

6. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции, М., 2009.

 

Литература:

1. Губин В., Некрасова Е. Философская антроология. – М.: Форум, 2008. 400 с.

2. Гуревич П. С. Человек. – М, 1997

3. Ильин В. В. Философская антропология: учебное пособие для вузов. — 2-е издание. — М.: Книжный дом Университет (КДУ), 2006. — 232 с.

4. Имянитов Н. С. Объективные смыслы жизни и существования. // Вопросы философии. 2006, № 7

5. Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века. // Вопросы философии. 2006, №4

6. Моторина Л.Е. Философская антропология. – М.: Академический проект, 2009 

7. Проблема человека в западной философии / под ред. П. С. Гуревича – М: Прогресс,  1988

8. Самсонов А.Л. Человек и биосфера – проблема информационных оценок. // Вопросы философии. 2003, №6

9. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 828 с.

10.  Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990, №6

11.  Шведов М.Ш. Человек как незавершенная завершенность. // Вопросы философии. 2004, № 2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: