Статья 16. Хорошее управление

 

Впрочем, возможно, что я ошибаюсь, и то, что принимаю за золото и алмаз, не более чем крупицы меди и стекла.

Рене Декарт

 

1. Общий принцип права как принцип хорошего (надлежащего) управления получил свое развитие в основном в отношении административных и судебных процедур, касающихся деятельности органов власти в целях защиты интересов граждан. В соответствии с данным принципом, в частности, органы власти обязаны принимать решения в отношении частных лиц путем предварительного открытого обсуждения с заинтересованными частными лицами, предоставлять максимальную возможность таким лицам предоставить все необходимые документы, сведения, объяснения в защиту своих прав, разъяснять частным лицам их субъективные права, принимать обоснованное решение, содержащее мотивы принятия решения, учета или отклонения каждого из обстоятельств, представленных частным лицом. Порядок принятия решения любым органом власти должен соответствовать этому принципу, поэтому нормы, связанные с реализацией этого принципа, можно найти в любом нормативном акте. Наиболее широко требования хорошего управления применяются к деятельности органов исполнительной и судебной власти, органов контроля и надзора и корпоративного управления.

Эти требования достаточно жесткие. Например, в случае непредоставления налогоплательщику возможности предоставить документы или иные сведения, которые могут повлиять на принятие решения о взыскании налога, или в случае иных существенных нарушений процедуры принятия решения такое решение может быть отменено на основании п. 12 ст. 100.1 и п. 12 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ. Рассмотрение дела судом в незаконном составе, в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных надлежащим образом, принятие решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, нарушение тайны совещания судей в числе других случаев являются основаниями для отмены решения суда (ч. 4 ст. 270, ч. 4 ст. 288 АПК РФ).

2. В корпоративном праве положения Кодекса корпоративного поведения*(145) представляют собой пример реализации принципа хорошего управления применительно к отношениям между менеджментом и акционерами общества в целях защиты интересов последних. Реализация этого принципа обусловлена фидуциарными обязанностями органов управления и необходима для обеспечения доверия в корпорации. Глава 5 Кодекса указывает, что, приобретая акции и предоставляя обществу необходимый капитал, акционеры тем самым доверяют обществу распоряжаться своими средствами в соответствии с целями, которые были продекларированы обществом при размещении акций. При этом акционеры - должностные лица общества должны действовать в интересах акционеров разумно и добросовестно. Доверие к обществу основывается на существующих в нем механизмах реализации прав и обеспечения интересов акционеров. Чем более прозрачны и эффективны такие механизмы, тем более понятны и предсказуемы для акционеров действия органов и должностных лиц общества, тем больше у акционеров возможностей влиять на их действия.

В гл. 7 Кодекса, посвященной информационной открытости (корпорации перед инвесторами и менеджмента перед участниками), рекомендуется предусмотреть обязанность исполнительных органов общества проводить регулярные встречи с инвесторами и акционерами общества, организовывать пресс-конференции, публиковать информацию об обществе в средствах массовой информации, брошюрах и буклетах, а также раскрывать информацию об обществе на веб-сайте общества в сети Интернет, если общество имеет такую возможность. Специально необходимо отметить, что при освещении своей деятельности общество ни при каких обстоятельствах не должно уклонятся от раскрытия негативной информации о себе, которая является существенной для акционеров и потенциальных инвесторов.

Для реализации принципа в соответствии с рекомендациями Кодекса менеджмент должен обеспечивать:

- раскрытие информации о деятельности корпорации и о решениях менеджмента корпорации; раскрываемая информация должна максимально достоверно отражать финансово-экономическое состояние корпорации для справедливой оценки состояния и эффективности использования вложенного участниками капитала;

- обсуждение участниками корпорации вопросов повестки дня общего собрания, учет замечаний и предложений акционеров в отношении документов (как при подготовке к общему собранию, так и на самом собрании) и голосование на общем собрании;

- объяснение участникам экономических причин действий менеджмента, обоснование решений, принимаемых менеджментом, и доведение этой информации до участников корпорации;

- постоянный диалог между менеджментом и участниками корпорации, эффективное взаимодействие менеджмента с акционерами и акционеров между собой для согласования целей при управлении делами корпорации (менеджмент должен не препятствовать созданию коалиций акционеров, а, наоборот, создавать условия для их возникновения путем организации интернет-конференций, форумов, на которых могут участвовать акционеры для обсуждения вопросов повестки дня общего собрания;

- применение примирительных процедур при возникновении конфликтов между мажоритарным и миноритарными участниками или между менеджментом и участниками корпорации.

3. Принцип хорошего управления требует открытости от действий органов власти или органов управления компаниями, но в то же время не исключает наделения этих органов максимально широкими полномочиями для эффективного выполнения своих функций. Поэтому защита интересов участников корпорации по сохранению вложенного капитала, его росту и оптимальному использованию обусловливает необходимость распределения контроля и отчетности по вертикали между всеми органами управления корпорации, включая общее собрание акционеров. Это необходимо для осуществления общего контроля участников корпорации над использованием капитала. Исполнительные органы обязаны периодически (один раз в месяц или в квартал) отчитываться перед советом директоров за исполнение и соблюдение годового бюджета корпорации и решений общего собрания акционеров и совета директоров, а совет директоров отчитывается перед участниками путем предоставления годового отчета о результатах работы за год. Эффективность контроля в данном случае обеспечивается не только путем привлечения независимого аудитора, но и других бизнес-консультантов, которые могут оценить эффективность работы менеджмента, поскольку деятельность аудитора ограничена проверкой достоверности финансовой отчетности корпорации.

4. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19*(146) прямо указывается на некоторые случаи, когда создание препятствий к реализации акционерами своего права на управление может служить основанием для признания решения общего собрания недействительным. К таким случаям отнесены несвоевременное извещение (неизвещение) акционера о дате проведения собрания, непредоставление возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня собрания, несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования.

Интересы акционеров заключаются в получении дохода с капитала. Должно сохраняться разумное распределение прибыли на противоположные по своему значению цели - развитие бизнеса и выплата дивидендов. Распределение прибыли для реализации только одной цели в течение нескольких лет подряд может привести к ущемлению интересов акционеров или корпорации в целом.

Нельзя забывать, что полномочия по распределению прибыли в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" распределены между советом директоров и общим собранием акционеров. Причем выплату дивидендов предлагает совет директоров, а расходы на развитие бизнеса - акционеры, но только формально, потому что бюджет корпорации на следующий год формируется в конце прошлого советом директоров, поэтому акционерам на общем собрании почти в середине текущего года приходится только подтвердить то, что за несколько месяцев до даты годового общего собрания акционеров было решено советом директоров.

Защита интересов участников корпорации по сохранению вложенного капитала, его росту и оптимальному использованию обусловливает необходимость распределения контроля и отчетности по вертикали между всеми органами управления корпорации, включая общее собрание акционеров. Это необходимо для осуществления общего контроля участников корпорации над использованием капитала. Исполнительные органы обязаны периодически (один раз в месяц или в квартал) отчитываться перед советом директоров за исполнение и соблюдение годового бюджета корпорации и решений общего собрания акционеров и совета директоров, а совет директоров отчитывается перед участниками путем предоставления годового отчета о результатах работы за год.

Эффективность контроля в данном случае обеспечивается не только путем привлечения независимого аудитора, но и других бизнес-консультантов, которые могут оценить эффективность работы менеджмента, поскольку деятельность аудитора ограничена проверкой достоверности финансовой отчетности корпорации.

Отдельно следует обратить внимание на защиту интересов участников при определении вознаграждения менеджерам корпорации. Правила, регулирующие вознаграждение членов совета директоров, утверждаются участниками корпорации. Вознаграждение исполнительного менеджмента и независимых консультантов (включая аудиторов) также должно определяться советом директоров.

Исходя из интересов участников, существенные изменения бизнеса корпорации должны получать одобрение участников корпорации. К таким изменениям можно отнести крупные сделки в отношении имущества стоимостью свыше 50% стоимости активов корпорации, а также реорганизацию общества, особенно если реорганизация касается распоряжения значительной частью активов или дохода корпорации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: