Первая стадия: базальное доверие в противоположность базальному недоверию

 

Это период, который в соответствии с доминирующей структурой влечений называется в классическом психоанализе оральной фазой. То, что Эриксон назвал базальным доверием, можно наблюдать в функционирующей диаде мать—ребенок.

Тяжелая фрустрация на этой стадии отражается в последующие годы в особых чертах характера и нарушениях психического состояния. В худшем случае такая фрустрация взаимности может стать причиной неспособности к синтезу и, как след­ствие, детской шизофрении.

 

Вторая стадия: автономия в противоположность стыду и сомнению

 

Созревание мышечных структур, включая мускулатуру сфинктеров, приводит к появлению у развивающегося младенца двух модальностей — «удерживания» и «высвобождения». Каждая из этих модальностей может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. Можно жадно «удерживать», словно речь идет о жизни и смерти, но можно также «удерживать» и упорствовать, не сдаваясь. Точно так же можно высвободиться назло и в отместку или легко и великодушно расстаться с веща­ми. Внутренние продукты тела не являются для ребенка ни чуждыми, ни плохими. Главное здесь — что чувствует ребенок: отдает ли он эти продукты сам или их у него отнимают.

Человека у которого не развилось авто­номное чувство собственной ответственности, всегда одолевают какие-то сомнения. За все, что он оставляет после себя, он опасается критики и осуждения со стороны других людей.

 

Третья стадия: инициатива в противоположность чувству вины

 

Этот период жизни чаще всего называют эдиповой фазой. Ребенок стремится проникать, завоевывать и преодолевать. Он позволяет совершаться событиям и хо­чет быть их причиной. Чувство собственной силы и возрастающая способность к воображению побуждают ребенка подражать действиям взрослых и фантазиро­вать о собственной грандиозности. Эти функции являются чересчур интенсивными и в силу биологических причин обречены на провал. Ребенок мал и неспособен одер­живать верх над взрослыми и брать на себя их реальные функции. Эта стадия пред­ставляет собой своего рода состязание, которое может привести к появлению чув­ства поражения и кастрированности.

Результатом этого периода жизни является одновременно горькое чувство вины (вследствие наложенных на себя самого запретов) и сладкого чувства обладания собственной инициативой.

 

Четвертая стадия: продуктивность в противоположность чувству неполноценности

Эта стадия отличается от всех предыдущих, поскольку в ней нет нового источни­ка внутреннею разлада. По этой причине Фрейд дал ей название «латентный пери­од». Тем временем ребенок становится подготовленным к систематическому обуче­нию. У культурных народов он должен ходить в школу, чтобы научиться читать и писать. У народов, еще не обладающих грамотностью, он обучается вещам, связан­ным с его природным окружением Ребенок вытеснил и сублимировал свое стремле­ние подчинять других людей путем открытого нападения. Желание стать отцом или матерью уступает место физическому и техническому совершенствованию. Теперь ребенок должен научиться добиваться признания благодаря действительным дости­жениям.

Строгое самоограничение в форме исключитель­ного внимания к работе может привести к тому, что ребенок превратится в бездумно­го конформиста, в некий автомат, который легко смогут эксплуатировать другие.

 

Пятая стадия: идентичность в противоположность неопределенности ролей.

Детство подошло к концу, и с наступлением пубертата начинается юношеский возраст. Чувство тождества, на которое прежде можно было положиться, поставле­но под сомнение. Быстрое изменение размеров тела и наступающая половая зре­лость не позволяют подростку чувствовать себя тем, кем он был раньше. С вопросом «Кто я?» связан важный вопрос, «Каким я кажусь другим людям?» Вхождение в груп­пировки уменьшает страх оказаться чужим и отличающимся от остальных подрост­ков. Юношеская «влюбленность» предоставляет возможность спроецировать собст­венный образ Я на других людей и более четко увидеть его в зеркальном отражении. Все прежние битвы совершаются еще раз. Но теперь они выносятся за пределы сво­ей семьи, а «невинных зрителей» наделяют ролями, о которых они не просили. Такие роли называются «друг» или «враг» — это люди, на которых хотелось бы быть похожим или которых следует отвергать.

В результате молодые люди, которые не уверены в своей половой идентичности, оказываются в полном смятении, из-за чего нередко возникают психотические ин­циденты или правонарушения.

 

Шестая стадия: интимность в противоположность изоляции.

Только тогда, когда у молодого человека сформировалось достаточно сильное чув­ство идентичности, он готов соединить свою идентичность с идентичностью других людей. Для этого требуется готовность и желание связать себя партнерскими отно­шениями с конкретным человеком. То есть необходима большая этическая сила, чтобы связать себя подобными отношениями, особенно если они требует значитель­ных жертв и компромиссов.  

В том случае, если способность к интимности не была достаточно развита, это часто приводит к изоляции, которая в свою очередь становится причиной пси­хических нарушений, депрессивной погруженности в себя или проблем, связанных с особенностями характера, С другой стороны, также и в браке часто встречается изоляция особого рода: изоляция вдвоем, ограждающая обоих партнеров от необхо­димости столкнуться и справиться со следующей критической стадией — развити­ем способности производить потомство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: