Рене Шпиц и психопатология раннего детства

Большая часть работ Рене Шпица посвящена исследованию психопатологии младшего детского возраста. Здесь он натолкнулся на действительно поразительные наблюдения, на основе которых выдвинул следующие гипотезы:

1. Нарушения личности матери отражаются в нарушениях у ребенка.

2. В раннем детстве патогенные психические влияния являются следствием неудов­летворительных отношений между матерью и ребенком. Последние Шпиц разделил на две категории:

а) неадекватные психотоксические отношения между матерью и ребенком (качественная причина) 

По поводу а). Не вдаваясь в подробности, следует лишь упомянуть, что Шпицу удалось показать, что целый ряд органических и поведенческих симптомов маленького ребенка, таких, как 1) отказ от кормления, рвота и кома у новорожденных, 2) колика трехмесячных, 3) младенческая экзема, 4) постоянное и интенсивное раскачивание на четвереньках, 5) копрофагия и игра с фекалиями, в значительном числе случаев является следствием психотоксических влияний со стороны матери, таких, как 1) первичное, открытое пассивное отвержение, 2) первичная, тревожная гиперопека, 3) враждебность в форме тревоги, 4) колебание между баловством и враждебностью, 5) циклические смены настроения.

б) недостаточные отношения между матерью и ребенком (количественная причина).

По поводу б). Здесь, в сфере расстройств у маленького ребенка, которые были вызваны количественно неудовлетворительными отношениями между ребенком и матерью, открытия Шпица имеют огромное практическое значение. Во время работы в американских яслях и детских домах Шпиц установил, что у детей, которые в возрасте после шести-восьми месяцев, то есть после установления либидинозного объекта, на долгое время были разлучены с матерью и при этом не получали эрзац-объект (характерно, что заменить объект удавалось только в тех случаях, когда до разлучения между матерью и ребенком существовали плохие отношения), развивается специфический синдром: в первый месяц ребенок становится плаксивым, капризным, он цепляется за любого постороннего человека, с которым ему удается установить контакт. На втором месяце плач переходит в крик; теряется вес, коэффициент развития не возрастает. На третьем месяце дети начинают отказываться от контакта. Чаще всего они лежат на животе в кроватке, что является патогномическим признаком. Становится все более выраженным отставание в развитии. Обращает на себя внимание застывшее, словно парализованное, лицо с широко открытыми глазами и отсутствующим взглядом.

Между третьим и пятым месяцем имеется переходный период, в котором все симптомы становятся более выраженными и закрепляются. Шпиц назвал эту кар­тину заболевания «анаклитической депрессией». Если в этот промежу­ток времени, То есть не позднее конца пятого месяца с момента сепарации, мать возвращается, то ребенок выздоравливает.

Если же разлука продолжается более пяти месяцев, картина заболевания перехо­дит в состояние, которое Шпиц назвал госпитализмом. Дети проявляют признаки тяжелого распада (маразма) с высоким уровнем смертности. Они становятся абсолютно недоступными для контакта, даже в случае возвращения матери. Они становятся совершенно пассивными. Они не достигают стадии управления моторикой и не могут переворачиваться со спины на живот. Выражение лица становится пустым и слабоумным, движение глаз не координируется. Коэффициент развития падает до уровня идиотии. Явления госпитализма, как правило, возникают тогда, когда на первом году жизни ребенок более пяти месяцев лишен объектных отношений.

 



Маргарет Шонбергер Малер.

 

М. Малер родилась в 1897. Получила образование в Венгрии и Германии, где она специализировалась в педиатрии и работала с сильно нарушенными и психотическими детьми. В стимулирующей академической и интеллектуальной обстановке Хайдельберга, Малер расширяла свой интерес в психологии и обучалась психоанализу.

Начавшаяся война заставила Малер эмигрировать сначала в Лондон, а затем в Нью-Йорк, где она продолжила свое предназначение и работу в психоанализе и реализовала свои исследовательские усилия. Она основала терапевтическое детское дошкольное отделение в Masters Childrens Center в Нью-Йорке. Центр, позже был расширен, чтобы включить семейный центр мать-дитя и мог обеспечить оптимальную обстановку для самой Малер и ее коллег, способствуя далее их исследованию детского развития.

До своей смерти в 1985, М. Малер продолжала писать, обучать, и супервизировать аналитиков в Нью-Йорке и Филадельфии. Ее многие публикации продолжают обеспечивать богатый ресурс для клиницистов и исследователей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: