ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛЕЙНОЙ САУ МЕТОДОМ ГАРМОНИЧЕСКОЙ ЛИНЕАРИЗАЦИИ
9.1. Цель работы
Экспериментальное и аналитическое исследование релейной САУ.
9.2. Основные понятия и определения
Структурная схема релейной САУ стабилизации скорости электродвигателя постоянного тока представлена на рис. 9.1.
|
|
|
| Р.Э. |
|
|
|
|
|
Здесь РЭ - релейный элемент; α - коэффициент обратной связи по току. Остальные обозначения совпадают с обозначениями, принятыми в лабораторной работе № 7.
В соответствии с катодом гармонической линеаризации /4/ передаточная функция нелинейного элемента имеет вид

где
и
- коэффициенты гармонической линеаризации. Для однозначного нелинейного элемента.
Для нелинейного элемента, характеристика которого показана на рис. 9.2
|
|
|

где Δ - зона нечувствительности релейного элемента; A - амплитуда колебаний входного сигнала. Из рис. 9.1 можно записать

Из (9.4) можно определить передаточную функцию замкнутой системы


где
(9.6)
Характеристическое уравнение замкнутой САУ имеет вид

Заменив
на
, характеристическое уравнение примет вид

где
и
- соответственно действительная и мнимая части полинома
.
Согласно методике, изложенной в /4/, приравнивал действительную и мнимую части равенства (9.8) к нулю получим два уравнения для нахождения частоты
возможных колебаний и амплитуды 


Решая совместно (9.9) и (9.10), получим уравнение для нахождения частоты возможных автоколебаний:

После нахождения частоты по (9.9) или (9.10) можно определить
и затем по (9.3) определяется амплитуда возможных автоколебаний.
В нашем конкретном случае выражение (9.11) имеет вид



При отсутствии обратной связи, по току, то есть
,

С учётом (9.6) выражение (9.12) примет вид

При наличии положительных значений
в системе возможны автоколебания с такой частотой. Достаточное условие возникновения автоколебаний имеет вид

где


индекс “
” означает подстановку после взятия производных 
В лабораторной работе необходимо исследовать две релейные САУ: систему стабилизации скорости и следящую САУ.
Структурная схема релейной следящей САУ без учёта инерционности преобразователя представлена на рис. 9.3.
Из рис. 9.3. можно записать

|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из последнего выражения передаточная функция замкнутой САУ имеет вид

где


С учётом (9.17) и (9.18) выражение (9.11) для определения частоты колебаний
будет иметь вид

Обозначив
, последнее уравнение запишем:

где


Частота возможных автоколебаний определится из выражения
(9.20)
При отсутствии обратных связей по скорости и току, то есть
выражение для нахождения
будет иметь вид

Определение устойчивости колебаний, то есть возникновение автоколебаний, производится аналогично как и в предыдущем случае.
9.3. Схема моделирования САУ
Схемы моделирования релейной САУ стабилизации скорости и следящей системы представлены соответственно на рис. 9.4 и 9.5.
Положения программных переключателей могут быть определены из следующих соотношении:



Положения программных переключателей должны быть определены из следующих соотношений:


9.4. Исходные данные к работе
Исходные данные для САУ стабилизации скорости приведены в табл. 9.1.
Таблица 9.1

| Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 0,05 | 0,06 | 0,08 | 0,05 | 0,05 | 0,12 | 0,12 | 0,08 | 0,05 |
| 0,06 | 0,1 | 0,13 | 0,13 | 0,15 | 0,15 | 0,1 | 0,2 | 0,2 |
| α | 0 0,31 | 0 0,35 | 0 0,31 | 0 0,7 | 0 0,76 | 0 0,17 | 0 0,1 | 0 0,52 | 0 1,1 |
| Δ | 0 0,4 | 0 0,5 | 0 0,4 | 0 0,6 | 0 0,5 | 0 0,7 | 0 0,5 | 0 0,5 | 0 0,5 |
Исходные данные для релейной следящей СЛУ приведены в табл. 9.2.
Таблица 9.2

| Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 0,05 | 0,08 | 0,05 | 0,08 | 0,06 | 0,08 | 0,08 | 0,05 | 0,12 |
| 0,06 | 0,06 | 0,1 | 0,1 | 0,13 | 0,15 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
| α | 0 0,42 | 0 0,22 | 0 0,75 | 0 0,42 | 0 0,6 | 0 1,3 | 0 0,85 | 0 0,2 | 0 0,85 |
| 0,1 | 0,2 | 0,1 | 02 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,2 |
| Δ | 0 0,4 | 0 0,5 | 0 0,7 | 0 0,7 | 0 0,6 | 0 0,5 | 0 0,4 | 0 0,6 | 0 0,7 |
Выходное напряжение релейного элемента в обоих случаях, то есть 
9.5. Порядок выполнения работы
1. В соответствии " исходными данными табл. 9.1 и табл. 9.2 для двух значений α,
,
и зоны нечувствительности релейного элемента Δ рассчитать параметры возможных колебаний
, и определить их устойчивость.
2. Вычертить схемы моделирования САУ с указанием положений программных переключателей.
3. Снять осциллограммы изменения э.д.с. двигателя для первой САУ и угла поворота для второй САУ при ступенчатом изменении задающего напряжения и экспериментально определить параметры автоколебаний для указанных в таблицах, значений коэффициентов α,
,
и зоны нечувствительности Δ.
4. Экспериментально определить зону нечувствительности Δ, при которой автоколебания отсутствуют.
5. Экспериментально определить влияние
на параметры колебаний.
6. Пункты 1 и 2 выполняются в ходе домашней подготовки к выполнению работы.
9.6. Содержание отчёта
1. Название и цель работы.
2. Структурные схемы САУ.
3. Схемы моделирований САУ с указанием положений программных переключателей.
4. Расчёт параметров возможных колебаний и определение их устойчивости.
5. Для всех случаев, указанных в пунктах 2 и 4, построить осциллограммы переходных процессов для э.д.с. и угла поворота двигателя.
9.7. Контрольные вопросы
1. Метод гармонической линеаризации.
2.Аналитический метод определения параметров и устойчивости колебаний в релейных САУ,
3. Влияние обратной связи по току в САУ стабилизации скорости на параметры колебаний.
4. Влияние обратных связей по току и э.д.с. двигателя на параметры нечувствительности релейного элемента, на параметры и устойчивость колебаний в САУ.






