Шизоидный (интровертированный) ТИП – краткая характеристика

Основные черты Ситуации психологического комфорта Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации
Наиболее яркими чертами подростков этого типа являются не окрашенные негативизмом замкнутость, отгороженность от окружающих, эмоциональная холодность, что делает их малопонятными для других. Часто отсутствуют видимые стремления установить близкие отношения складываются с трудом. Очень часто такие подростки сосредоточены на идее совершенствования в какой-либо области, во всем хотят разобраться сами. Независимы от мнения окружающих, действуют самостоятельно, но без риска и опрометчивости. В "принятой" работе добросовестны, исполнительны, предпочитают индивидуальные виды деятельности. Снижен видимый интерес к противоположному полу (хотя истинное половое влечение часто весьма напряженно). Бедность мимики и жестикуляции. Воспитание в условиях теплых заботливых отношений со стороны близких. Оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения. Условия общения не только в кругу семьи, но и с чужими людьми, взрослыми и сверстниками. Психологический комфорт интровертированных подростков возрастает при принятии взрослыми и поддержке их самых неожиданных увлечений (кроме опасных и асоциальных). Необходимо своевременное семейное – половое просвещение и воспитание. Интровертированные подростки легко переносят и часто стремятся к одиночеству, заполненному чтением книг, фантазированием, хобби. Любят беседы на интересующие их темы со своими "единомышленниками". Воспитание в условиях жестких взаимоотношений, в условиях доминирующей гиперпротекции, в"маятниковых" условиях, в условиях изоляции, сопровождающейся эмоционально-психологической депривацией. При сформировавшейся акцентуации происходит ее усиление в ответ на бурные аффективные реакции взрослых, длительные психотравмирующие ситуации. Интровертированные подростки болезненно реагируют на неумелые грубые попытки взрослых проникнуть в их внутренний мир, вмешаться в их дела – неожиданно "выдают" резкую прямолинейную критику других без учета последствий для себя. Так же часто вступают в конфликт, если требования других противоречат их внутренним принципам. Невыносимы для них ситуации длительного неформального общения в группах. Возможны срывы в ситуациях необходимости быстрого принятия решения.

 

Таблица 14

ШИЗОИДНЫЙ (ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЙ) ТИП – индивидуальный подход и коррекция

Общие требования



Индивидуальный подход и коррекция

в урочной деятельности во внеурочной деятельности
Принятие интровертированного подростка, доброжелательное, заинтересованное отношение к нему. Включение в группу только с согласия самого подростка (следует помнить, что интровертированный подросток при самостоятельной работе быстрее достигает поставленных целей). Акцентирование любых успехов подростка в его общении с окружающими. Терпимое отношение к "чудачествам" интровертированного акцентуанта, т.к. они являются сущностью его противоречивой натуры. Искренняя компетентная заинтересованность идеями и увлечениями подростка, что может помочь умелому включению подростка в групповое взаимодействие. Прежде всего –- это четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности, что накладываясь на добросовестность и исполнительность нтровертированных акцентуантов, во многом обеспечивает их активное участие в урочной деятельности, и наоборот, невключенность таких подростков в целевые установки деятельности приводит чаще всего к пассивности на уроке. Учителю необходимо иметь арсенал средств, позволяющих в случае "ухода подростка в себя" легко вернуть его к учебной деятельности: вербальная, визуальная, тактильная стимуляция, вопрос, задание и т.п., своевременное переключение подростка с одного вида деятельности на другой. Поэтапный контроль работы. Поручения. Интровертированные подростки прекрасно справляются со всеми видами поручений, которые осуществляются индивидуально и не были сразу ими отвергнуты. Гораздо важнее суметь включить интровертированного акцентуанта в выполнение поручения, требующего определенного взаимодействия с другими, при этом важно учитывать желания, интересы и предпочтения самого подростка. Участник коллективных дел в сфере интересов, связанных с развитием и реализацией потребности в общении. Внушение: способный, успешный в деятельности, понимаемый, принимаемый, интересный собеседник и товарищ. Обучение: умению выражать свои чувства и понимать чувства и состояние других, умению общаться. Воспитательные воздействия: убеждение, поощрение, проявление внимания, обходное движение, просьба, опосредование, поддержка организаторского успеха, параллельное действие, доверие, предупреждение.

Таблица 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: