Истероидный (демонстративный) ТИП – краткая характеристика

Основные черты Ситуации психологического комфорта Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации
Ярко выраженный эгоцентризм, постоянное желание быть в центре внимания, желание произвести "впечатление". Если эта доминирующая установка демонстрантов подкрепляется общими или специальными способностями, возможна весьма продуктивная творческая деятельность. При отсутствии "дара" развитие демонстранта часто происходит по типично истероидному типу – привлечение к себе внимания, задействуя мотивы жалости, удивления, даже неприязни со стороны окружения. При этом за демонстративным поведением мы, как правило, обнаружим прагматическое стремление к различным "выигрышам", к манипулированию людьми. Для демонстрантов характерны коммуникабельность, развитость интуиции, высокая приспособляемость к людям. Ситуация полного удовлетворения своих потребностей. Ситуации повышенного внимания к своей особе у членов группы или значимых лиц. При этом ярко наблюдается феномен поведенческой мимикрии –подросток ведет себя в достаточно строгом соответствии с ожиданиями окружающих. Для демонстративных подростков важна широкая сфера общения и возможность самовыражения. Если это самовыражение социально позитивно ориентировано, чаще всего реализуется нормальная линия развития личности. Тем не менее, приходится признать, что наиболее комфортная ситуация для демонстранта – это возложение заботы о себе на других. Эгоистичность, несамостоятельность, внушаемость, истеричность – древняя форма приспособления слабых. Воспитание по типу "кумир семьи", воспитание в условиях потворствующей гиперпротекции, воспитание в тревожно-мнительной атмосфере, в атмосфере культа болезней. Тяжело переносят следующие ситуации: ситуацию снижения внимания к своей особе, "развенчания" мнимых достоинств и достижений. В этих условиях подростки раздражают окружающих своей продолжающейся самоуверенностью, высокими притязаниями, проявляющимися в форме бравады, хвастливой болтовни, девиантного поведения. В связи с этим возникают самые различные конфликты, в которых демонстративные подростки активно защищают сове "Я". Иногда подросток видит выход во все более отклоняющемся поведении, вплоть до криминального, но все это демонстрация: "Помогите мне, а то я пропаду!" Непереносима для них ситуация личной ответственности за трудоемкое "непрестижное" поручение – велика вероятность симуляции.

 

Таблица 18

ИСТЕРОИДНЫЙ (ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ) ТИП – индивидуальный подход и коррекция

Общие требования



Индивидуальный подход и коррекция

в урочной деятельности во внеурочной деятельности
Создание оптимальных условий для развития общих, частных и специальных способностей. Объективное отношение к успехам и заслугам подростка. Подкрепление социально-адаптивного поведения и блокировка попыток с помощью истероидных реакций (особенно связанных со здоровьем) манипулировать людьми. Алгоритм коррекции демонстративной акцентуации: 1. Гипервнимание. Взрослый часто обращает внимание на подростка, упреждая его поведенческие реакции. 2. Избирательное внимание. Взрослый подкрепляет своим вниманием позитивные поведенческие реакции подростка, стараясь игнорировать рецидивы демонстративности. 3. Стабилизация результатов оперантного обслуживания за счет количества и направленности внимания взрослого в зависимости от поведения подростка Педагог в урочной деятельности может с успехом применять уже описанный коррекционный алгоритм. Применять его несколько сложнее, если подросток имеет затруднения в учебе (труднее найти оперантно закрепляемые поведенческие паттерны). В этом случае необходимо начинать обучение демонстративного подростка с дачи ему посильных заданий, гарантирующих успех, затем должен происходить постепенный переход к более сложным заданиям, сопровождающийся поощрением усилий в решении более сложных задач. Позитивно срабатывают следующие приемы: обучение в группе с одноклассниками равных или больших возможностей; поддерживание высокого уровня интенсивности учебной деятельности; предоставление объективной информации о результатах, создание условий для адекватной самооценки. Поручения: организатор общественно-полезных и культурно-массовых мероприятий в сфере своих способностей и интересов. Внушение: о наличии реальных, а не мнимых достоинств; подкрепление простоты и искренности в общении с одноклассниками; он (подросток) привлекателен для окружающих естественностью, доброжелательностью к другим. Обучение: самоконтролю поведения; умению демонстрировать свои позитивные качества. Воспитательные воздействия:индивидуальные беседы о действительных условиях уважения и внимания окружающих; рассказ-размышление; спор-дискуссия; убеждение на собственном опыте; намек; ласковый упрек; предупреждение; пробуждение гуманных чувств; проявление огорчения; мнимое безразличие; ирония; игра; поощрение. Эффективен скрытый тренинг.

Таблица 19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: