Эпилептоидный (возбудимый) ТИП – краткая характеристика

Основные черты Ситуации психологического комфорта Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации
В основе всего комплекса черт возбудимого типа лежит несбалансированность возбуждения и торможения нервных процессов. Типичное состояние для возбудимых – дисфория, состояние подавленности с угрюмой агрессивностью по отношению ко всему внешнему. В этом состоянии возбудимый подросток подозрителен, заторможен, интеллектуально-ригиден. Но, будучи в состоянии дисфории, подросток всегда склонен к аффективной вспыльчивости, немотивированной жесткости по отношению к более слабым. Возбудимые подростки педантичны, корыстны, азартны. Стремятся к власти над людьми и гедонистическим удовольствиям. Иногда, попав под власть влечения, гнева, азарта, теряют контроль над собственным поведением. Теплая, эмоционально и интеллектуально насыщенная обстановка в семье и окружении подростка. Удовлетворение разумных материальных, духовных и интеллектуальных потребностей и интересов подростка. Доверительное, основанное на общности интересов взаимодействие подростка с родителями и значимыми взрослыми. Уважительное отношение к личности подростка в сочетании с требовательностью, контролем его поведения и деятельности. Наличие увлечений и обязанностей, дающих выход накапливающейся избыточной психофизической энергии возбудимого подростка: спорт, физический труд, туризм и т.п. Воспитание в условиях жестких взаимоотношений, обычно сочетаемых с эмоциональным отвержением ребенка. Интеллектуальная бедность семейной среды. Особенно провоцирует развитие у ребенка возбудимых черт применение физических наказаний. Возбудимый тип развивается на определенной биологической "почве", но именно неправильное воспитание в семье провоцирует проявление возбудимых черт, их фиксацию и развитие. Непереносимые ситуации: ущемление интересов и личного достоинства подростка; безнадзорность; противодействие высокому уровню притязаний подростка; противодействие интенсивным желаниям и влечениям подростка; конфликт, например, напряженная, агрессивная атмосфера на уроке, а также во время любого взаимодействия; необходимость быстро высказаться.

 

Таблица 16

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ (ВОЗБУДИМЫЙ) ТИП – индивидуальный подход и коррекция

Общие требования



Индивидуальный подход и коррекция

в урочной деятельности во внеурочной деятельности
Общекультурное и интеллектуальное развитие, развитие навыков общения и саморегуляции. Вовлечение подростка в сотрудничество со значимыми взрослыми по достижению интересной цели. Позиция взрослогопо отношению к возбудимому подростку: не провоцировать конфликты, учитывать его аффективную взрывчатость; доброжелательная, спокойная, сдержанная манера взаимодействия; уважение интересов и личного достоинства подростка, стремление найти конкретное решение; проведение индивидуальной беседы в момент отсутствия у подростка аффективного напряжения; апелляция к сознанию, при наличии отклоняющегося поведения обсудить возможный ущерб, дать подростку возможность говорить. Контроль и руководство учебной деятельности, помощь в организации познавательной деятельности. Тренировка сдержанности, умения выслушать учителя и товарищей. Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение учебных заданий по возрастающей степени трудности и предоставление времени на их исполнение. Доброжелательно аргументировать выставление определенной отметки. В случае недостаточной развитости устной речи практиковать письменные ответы. Нельзя вести урок в присутствии возбудимого подростка в раздраженной агрессивной манере, тем более адресованной ему. Необходима профилактика подавления возбудимыми более слабых сверстников (отвлечение, предупреждение). Поручения для возбудимых подростков должны соответствовать их властолюбию, аккуратности, стремлению чем-либо владеть и распоряжаться. Организатор и участник коллективных творческих дел в сфере интересов. Внушение:отношение окружающих к подростку положительно, так как его ценят за определенные качества; он интересный собеседник, добрый человек, заботливый товарищ, верный друг. Обучение:самообладанию, самоконтролю, умению отказываться от неразумных желаний, приносящих вред ему и другим, умению понимать других. Воспитательные воздействия: убеждение на позитивном опыте подростка, предупреждение, намек, ласковый упрек, пробуждение гуманных чувств, активизация сокровенных чувств. Весьма эффективен скрытый психологический тренинг.

Таблица 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: