Методы управления персоналом

Конспект лекций по курсу «Управление персоналом».

                            

                             Содержание.

1.Введение в управление персоналом. Принципы и методы управления персоналом.

2. Функции службы управления персоналом на предприятиях.

3. Подбор и отбор кадров на предприятии.

4. Адаптация персонала на предприятии.

5 Обучение персонала.

6. Деловая оценка персонала на предприятии.

7. Управление деловой карьерой на предприятии.

8. Мотивация трудовой деятельности персонала на предприятии.

9. Управление конфликтами в организации.

10. Оценка эффективности управления персоналом.

Тема 1. Введение в управление персоналом. Принципы и методы управления персоналом.

Управление персоналом -деятельность, выполняемая на предприятиях (в организациях), которая способствует наиболее эффективному использованию персонала для достижения организационных и личных целей.

     Управление человеческими ресурсами – это стратегический и целостный подход к управлению наиболее ценными активами организации, а именно людьми, которые вносят свой вклад в достижение целей фирмы.

Различия в подходах к управлению персоналом и человеческими ресурсами представлены в таблице 1.

 

                                                                                      Таблица 1.

Различия в подходах к управлению персоналом и человеческими ресурсами.

                 Управление персоналом          Управление человеческими ресурсами
§ Реактивная, вспомогательная роль § Акцент на выполнение процедур § Специальный департамент § Сосредоточение на потребностях и правах персонала § Персонал рассматривается как издержки, которые необходимо контролировать § Конфликтные ситуации регулируются на уровне топ-менеджера § Согласование оплаты и условий труда происходит в ходе коллективных переговоров § Оплата труда определяется в зависимости от внутренних факторов организации § Вспомогательная функция для других департаментов § Содействие переменам § Постановка коммерческих целей в свете последствий для персонала § Негибкий подход к развитию персонала § Проективная, инновационная роль § Акцент на стратегию § Деятельность всего менеджмента § Сосредоточение на требованиях к персоналу  в свете целей бизнеса § Персонал рассматривается как инвестиции, которые Необходимо развивать § Конфликты регулируются лидерами рабочих групп § Планирование человеческих ресурсов и условий занятости  происходит на уровне руководства § Устанавливается конкурентная оплата труда и условия занятости для того, чтобы опережать конкурентов § Вклад в добавочную стоимость бизнеса § Стимулирование перемен § Полная приверженность целям бизнеса § Гибкий подход к развитию персонала

 

Особенность системы управления персоналом заключается в согласовании экономических и социальных целей.

Экономические целинаправлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности организации за счет рационального формирования, использования и развития человеческих ресурсов. Данные цели выражаются в приращении прибыли и конкурентных преимуществ организации.

Социальные целинаправлены на удовлетворение потребностей работников

Главная цель УП– рациональное формирование, использование и развитие трудового и творческого потенциала для достижения организационных целей и удовлетворения потребностей работников.

 

Методы управления персоналом.

Методы управления персоналом (МУП) – способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы МУП: административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долго, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актами и распоряжениями вышестоящих органов управления.

 Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия.

Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей.

Организационной нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты и др.); технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.); эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта); трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные; нормативы рентабельности.

Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придание юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации.

Распоряжения и указы издаются руководителем производственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального подразделения.

Экономические  методы – это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развития организации. Важнейшим экономическим  методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объясняет и синтезирует в себе все экономические методы управления.

С помощью планирования определяется программа деятельности организации.

В условиях рыночной системы хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг.

Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использование закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны.

К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести:

-формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников;

-комфортный психологический климат в коллективе: формирование личной мотивации людей исходя из философии организации;

- минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражения);

-разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников: рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования;

- формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: