Методика «Атмосфера школы» Л. Кривцова, Москва

Данная методика предполагает индивидуальную работу каждого педагога с таблицей. Педагоги самостоятельно анализируют составляющие школьной атмосферы с помощью ответов на предлагаемые вопросы, затем их ответы суммируются, анализируются по четырем составляющим и делается вывод об уровне благополучия эмоциональной атмосферы в образовательной организации.  Сделанный общий вывод позволяет наметить план действий по ее изменению в позитивную сторону в конкретной школе. Методика авторская, валидная, апробирована практикой в многочисленных школах разного типа центральной части России. Она проста в использовании и доступна

Описание составляющих школьной атмосферы  с точки зрения важных для развития ребенка переживаний №№ Вопрос Да Нет
I. Безопасно ли в школе, надежны ли правила? Есть ли ясность критериев успешного обучения? Регулируют ли порядок реально существующие правила и запреты, действующие санкции? Получают ли ученики помощь и подсказку в ориентировании в правилах и санкциях (важно для «новеньких», «особенных» детей).   ВСЕ ЭТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЧУВСТВА ПОКОЯ, УВЕРЕННОСТИ, НАДЕЖНОСТИ, ПОЯВЛЯЕТСЯ ЯСНОСТЬ, ДЕТИ ХОРОШО МОГУТ ОРИЕНТИРОВАЧТЬСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 1.   2.   3.   4.     5.   6.   7. 8. Знаю ли я, в каких местах школы не- безопасно? Есть ли у старшеклассников доступ к туалетам учеников начальной школы? Есть ли в школе дежурства учителей или старшеклассников на переменах? Есть ли в школе традиция посвящать специальное время разъяснению ученикам правил нашей школы? (знают ли ученики, какие санкции последуют со стороны школы за тот или иной проступок?) Есть ли в нашей школе инстанция, которая реально является авторитетной даже для храбрых нарушителей (директор, Совет отцов, Совет справедливости и т.п.)? Есть ли в школе гласность и прозрачность в отношении устанавливаемых наказаний? Чувствуют ли учителя себя в школе безопасно? Кто-то помогает «новеньким» адаптироваться, курирует их?    
II. Интересно ли в школе? Нравится ли в ней детям учиться и проводить время? Теплая ли атмосфера? III. ЭТО ДАЕТ ЧУВСТВА: «ИНТЕРЕСНО, НРАВИТСЯ, ВЕСЕЛО, ЗДОРОВО» ПОЯВЛЯЕТСЯ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ САМОГО ПРОЦЕССА ПРЕБЫВАНИЯ В ШКОЛЕ  9.     10.     11.     12.     13.   14.   15.   16. Есть ли в школе учителя, которые сами увлечены своим предметом и умеют увлечь детей? Нравятся ли детям проекты, групповые задания, межпредметные исследования? Приветствуется ли «театральность»? Есть ли в школе театральные постановки? Концерты? Художественные занятия? Есть ли место в школе, где ученики могли бы легально выразить свои чувства (доска объявлений, «Стена плача», Дерево приветствий и пр.)? Ведется ли работа по укреплению чувства: «Мы – команда» в классах? Принято «болеть» за своих в спортивных соревнованиях? Принято ли поздравлять с днем рождения именинников? Поощряются ли учителя, классные руководители за создание дружеских отношений в своем классе? Участвуют ли учителя/администрация в художественной самодеятельности/походах/спектаклях наряду с учениками?    
IV. Получают ли дети в школе опыт уважительного внимания, достойного обхождения с проблемами? V. Есть ли в школе культура справедливости? VI. ЭТО ДАЕТ ЧУВСТВО: МЕНЯ ЗАМЕТИЛИ, Я – КТО-ТО ВАЖНЫЙ, ЗА МЕНЯ ВСТУПАЮТСЯ, Я ИМЕЮ ПРАВА, У МЕНЯ ЕСТЬ ДОСТОИНСТВО, Я – ЛИЧНОСТЬ, Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ, Я ЗНАЮ СЕБЯ 17.   18.   19.     20.   21.     22.   23.   24. Соблюдают ли учителя конфиденциальность, когда дети им рассказывают личные истории? Есть ли традиция беречь личное достоинство «плохих» учеников? Привлекаются ли сами дети/и родители к процедуре формирования свода правил (и санкций) нашего класса/нашей школы? Поощряются ли администрацией те учителя, которые хорошо знают, как живут их ученики? Есть ли в школе согласованная и твердая позиция в отношении нетерпимости к насилию, травле, воровству? Принято ли в школе сообщать родителям об успехах их ребенка? Принято ли «всем миром» помогать тому, кто оказался в трудном положении? Является ли помощь другому поощряемым поведением со стороны учителей? Учителя никогда публично не оглашают оценки детей и не сравнивают их друг с другом?    
VII. Думают ли в школе о будущем ребенка? Чувствует ли он смысл в прилагаемых усилиях? VIII. ЭТО ДАЕТ ОЩУЩЕНИЕ НАПРАВЛЕННОЙ В БУДУЩЕЕ ЖИЗНИ, ГОТОВНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ, ЗНАНИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, РЕАЛИСТИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА СИТУАЦИЮ И ГОТОВНОСТЬ ВЫБРАТЬ ЕДИНСТВЕННУЮ ПОДХОДЯЩУЮ ИМЕННО МНЕ ЦЕЛЬ 25.   26.     27.   28.   29.     30.     31.   32. Принято ли в школе помогать ребенку в понимании собственных способностей? Чувствуют ли дети / родители, что их за что-нибудь ценят в школе? Создают для каждого ситуацию успеха? Помогают ли учителя в профессиональном самоопределении? Приглашают ли в школу представителей СПО и НПО? Институтов, университетов? Есть ли в школе дополнительные занятия, развивающие жизненные навыки учеников, готовящие их к реальной взрослой жизни? Организуются ли встречи с успешными выпускниками? Школа поддерживает с ними отношения? Помогают ли учителя выбрать профиль старшеклассникам? Принято ли приглашать родителей для разговора о будущем профессиональном пути ученика?    

1.2. Алгоритм сбора информации по факту буллинга с учетом   саморефлексии педагогом психологического климата класса (И.С. Бердышев, М.Г.Нечаева):
Информация может поступить:
— от самого пострадавшего;
— от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации и отрефлексировать свое отношение к ней на основе внутреннего осознания педагогом общей атмосферы класса, самоощущения его сплоченности и психологического здоровья. Это крайне важно в плане разграничения реальных и вымышленных ситуаций: случаев оговора, патологических фантазий, лжи. Особенно это касается случаев буллинга с сексуальной составляющей по заявлениям и жалобам девочек-подростков. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:
— реальность самого буллинга;
— его длительность;
— его характер (физический, психологический, смешанный);
— основные проявления буллинга;

— участники (инициаторы и исполнители буллинга);
— их мотивации к буллингу;
— свидетели и их отношение к происходящему;
— поведение жертвы (пострадавшего);
— динамику всего происходящего;
— прочие важные для диагностики обстоятельства.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: