Данная методика предполагает индивидуальную работу каждого педагога с таблицей. Педагоги самостоятельно анализируют составляющие школьной атмосферы с помощью ответов на предлагаемые вопросы, затем их ответы суммируются, анализируются по четырем составляющим и делается вывод об уровне благополучия эмоциональной атмосферы в образовательной организации. Сделанный общий вывод позволяет наметить план действий по ее изменению в позитивную сторону в конкретной школе. Методика авторская, валидная, апробирована практикой в многочисленных школах разного типа центральной части России. Она проста в использовании и доступна
Описание составляющих школьной атмосферы с точки зрения важных для развития ребенка переживаний | №№ | Вопрос | Да | Нет |
I. Безопасно ли в школе, надежны ли правила? Есть ли ясность критериев успешного обучения? Регулируют ли порядок реально существующие правила и запреты, действующие санкции? Получают ли ученики помощь и подсказку в ориентировании в правилах и санкциях (важно для «новеньких», «особенных» детей). ВСЕ ЭТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЧУВСТВА ПОКОЯ, УВЕРЕННОСТИ, НАДЕЖНОСТИ, ПОЯВЛЯЕТСЯ ЯСНОСТЬ, ДЕТИ ХОРОШО МОГУТ ОРИЕНТИРОВАЧТЬСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Знаю ли я, в каких местах школы не- безопасно? Есть ли у старшеклассников доступ к туалетам учеников начальной школы? Есть ли в школе дежурства учителей или старшеклассников на переменах? Есть ли в школе традиция посвящать специальное время разъяснению ученикам правил нашей школы? (знают ли ученики, какие санкции последуют со стороны школы за тот или иной проступок?) Есть ли в нашей школе инстанция, которая реально является авторитетной даже для храбрых нарушителей (директор, Совет отцов, Совет справедливости и т.п.)? Есть ли в школе гласность и прозрачность в отношении устанавливаемых наказаний? Чувствуют ли учителя себя в школе безопасно? Кто-то помогает «новеньким» адаптироваться, курирует их? | ||
II. Интересно ли в школе? Нравится ли в ней детям учиться и проводить время? Теплая ли атмосфера? III. ЭТО ДАЕТ ЧУВСТВА: «ИНТЕРЕСНО, НРАВИТСЯ, ВЕСЕЛО, ЗДОРОВО» ПОЯВЛЯЕТСЯ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ САМОГО ПРОЦЕССА ПРЕБЫВАНИЯ В ШКОЛЕ | 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Есть ли в школе учителя, которые сами увлечены своим предметом и умеют увлечь детей? Нравятся ли детям проекты, групповые задания, межпредметные исследования? Приветствуется ли «театральность»? Есть ли в школе театральные постановки? Концерты? Художественные занятия? Есть ли место в школе, где ученики могли бы легально выразить свои чувства (доска объявлений, «Стена плача», Дерево приветствий и пр.)? Ведется ли работа по укреплению чувства: «Мы – команда» в классах? Принято «болеть» за своих в спортивных соревнованиях? Принято ли поздравлять с днем рождения именинников? Поощряются ли учителя, классные руководители за создание дружеских отношений в своем классе? Участвуют ли учителя/администрация в художественной самодеятельности/походах/спектаклях наряду с учениками? | ||
IV. Получают ли дети в школе опыт уважительного внимания, достойного обхождения с проблемами? V. Есть ли в школе культура справедливости? VI. ЭТО ДАЕТ ЧУВСТВО: МЕНЯ ЗАМЕТИЛИ, Я – КТО-ТО ВАЖНЫЙ, ЗА МЕНЯ ВСТУПАЮТСЯ, Я ИМЕЮ ПРАВА, У МЕНЯ ЕСТЬ ДОСТОИНСТВО, Я – ЛИЧНОСТЬ, Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ, Я ЗНАЮ СЕБЯ | 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. | Соблюдают ли учителя конфиденциальность, когда дети им рассказывают личные истории? Есть ли традиция беречь личное достоинство «плохих» учеников? Привлекаются ли сами дети/и родители к процедуре формирования свода правил (и санкций) нашего класса/нашей школы? Поощряются ли администрацией те учителя, которые хорошо знают, как живут их ученики? Есть ли в школе согласованная и твердая позиция в отношении нетерпимости к насилию, травле, воровству? Принято ли в школе сообщать родителям об успехах их ребенка? Принято ли «всем миром» помогать тому, кто оказался в трудном положении? Является ли помощь другому поощряемым поведением со стороны учителей? Учителя никогда публично не оглашают оценки детей и не сравнивают их друг с другом? | ||
VII. Думают ли в школе о будущем ребенка? Чувствует ли он смысл в прилагаемых усилиях? VIII. ЭТО ДАЕТ ОЩУЩЕНИЕ НАПРАВЛЕННОЙ В БУДУЩЕЕ ЖИЗНИ, ГОТОВНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ, ЗНАНИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, РЕАЛИСТИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА СИТУАЦИЮ И ГОТОВНОСТЬ ВЫБРАТЬ ЕДИНСТВЕННУЮ ПОДХОДЯЩУЮ ИМЕННО МНЕ ЦЕЛЬ | 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. | Принято ли в школе помогать ребенку в понимании собственных способностей? Чувствуют ли дети / родители, что их за что-нибудь ценят в школе? Создают для каждого ситуацию успеха? Помогают ли учителя в профессиональном самоопределении? Приглашают ли в школу представителей СПО и НПО? Институтов, университетов? Есть ли в школе дополнительные занятия, развивающие жизненные навыки учеников, готовящие их к реальной взрослой жизни? Организуются ли встречи с успешными выпускниками? Школа поддерживает с ними отношения? Помогают ли учителя выбрать профиль старшеклассникам? Принято ли приглашать родителей для разговора о будущем профессиональном пути ученика? |
1.2. Алгоритм сбора информации по факту буллинга с учетом саморефлексии педагогом психологического климата класса (И.С. Бердышев, М.Г.Нечаева):
Информация может поступить:
— от самого пострадавшего;
— от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.
|
|
|
|
Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации и отрефлексировать свое отношение к ней на основе внутреннего осознания педагогом общей атмосферы класса, самоощущения его сплоченности и психологического здоровья. Это крайне важно в плане разграничения реальных и вымышленных ситуаций: случаев оговора, патологических фантазий, лжи. Особенно это касается случаев буллинга с сексуальной составляющей по заявлениям и жалобам девочек-подростков. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:
— реальность самого буллинга;
— его длительность;
— его характер (физический, психологический, смешанный);
— основные проявления буллинга;
— участники (инициаторы и исполнители буллинга);
— их мотивации к буллингу;
— свидетели и их отношение к происходящему;
— поведение жертвы (пострадавшего);
— динамику всего происходящего;
— прочие важные для диагностики обстоятельства.