Осознание Россией своего места в АТР

Место и роль России в АТР определяются особенностями ее географического положения, взаимоотношениями с соседними государствами Северо-Восточной Азии и экономическим значением Дальнего Востока. В силу объективных причин Дальневосточный регион России имеет два вектора "внешнего" развития – "китайское" и "тихоокеанское". Приоритеты геополитики и макроэкономики по этим направлениям не совпадают. Наиболее наглядно это проявилось при принятии решения о маршруте прокладки перспективного нефтепровода из Ангарска в Дацин (КНР) или на юг Приморья с последующим экспортом морем в Японию и Корею. Казалось бы, частный вопрос, но на самом деле он означает стратегический выбор наших приоритетов в АТР.

В 90-е гг. ХХ в. сторонники "китайского" вектора развития имели явное превосходство. В известной мере это происходило из-за внешне эффектной, но бесплодной геополитической концепции создания стратегического союза "Москва-Пекин-Дели" в противовес расширению НАТО на Восток. Однако постепенно прояснялось, что помимо несомненных экономических выгод ускоренное сближение с Китаем несет в себе ряд серьезных потенциальных угроз национальным интересам РФ – негативные изменения демографической ситуации, попадание дальневосточных краев и областей в экономическую зависимость от КНР, невыгодная для нас структура двустороннего торгового баланса, рост поощряемых Китаем экономических преступлений.

Перспективы "тихоокеанского" вектора развития для России выглядят более оптимистичными. Во-первых, строить долгосрочные взаимовыгодные отношения легче и надежнее с партнерами, которые придерживаются аналогичных принципов и подходов к строительству государства и общества – реальной демократии, либеральной рыночной экономики, "гражданского общества", приоритета законности и прав человека. В этом отношении США, Япония и Республика Корея принципиально отличаются от КНР.

Во-вторых, объективная логика экономического и научно-технического развития приводит к безусловной необходимости ускорения изучения и экономического освоения континентального шельфа, исключительной экономической зоны дальневосточных морей и Мирового океана.

Примерами могут служить: успешное освоение нефтегазовых месторождений на шельфе о.Сахалин; колоссальные потенциальные запасы углеводородного сырья имеются на принадлежащем России шельфе Берингова, Чукотского и Восточно-Сибирского морей (по прогнозам ученых, основывающимся на изучении геологического строения этих районов и сопоставлении их с разведанными о месторождениях арктического побережья Северной Америки, в нашем секторе нефти находится больше, чем в Персидском заливе); возобновляемые запасы морских биоресурсов в ИЭЗ РФ на порядок выше, чем во всех других водных бассейнах России.

Сейчас только "теневой" российский экспорт морепродуктов в Японию и РК оценивается приблизительно в 3 млрд. долл. в год; наведение в этой отрасли элементарного порядка, контроля и учета позволит без ущерба для биосферы и экологии дальневосточных морей обеспечить ежегодное поступление в наш бюджет 4 – 6 млрд. долл.

В-третьих, имеются очень неплохие перспективы превращения ДВ региона РФ в стратегический мировой транспортный коридор. Восстановление сквозного движения по транскорейской железнодорожной магистрали и сопряжение ее с Транссибом позволит втрое сократить сроки доставки контейнеров с экспортными грузами из Японии и РК в Европу и загрузить работой порты юга Приморья.

В-четвертых, уникальная природа Дальнего Востока, минимально затронутая негативными последствиями человеческой цивилизации, имеет огромный потенциал в плане экологического туризма, рекреации, отработки новых форм управления окружающей средой.

Все эти факторы объективно способствуют постепенной переориентации стратегических устремлений и приоритетов России с "китайского" на "тихоокеанское" направление. Однако и здесь не все просто. В частности, источником серьезных противоречий при развитии отношений по "тихоокеанскому" направлению могут стать – и уже становятся! – расхождения во взглядах на пути построения гражданского общества, допустимого уровня вмешательства государства в экономику и другие аспекты, в которых Запад очень любит навязывать исключительно свое видение проблем.

И конечно, нельзя ограничиваться выбором из двух приоритетных направлений. Ведь АТР – это еще и страны АСЕАН, Индия, Пакистан, Австралия и многие другие государства, не занимающиеся сложным комбинированием стратегических пасьянсов, но заинтересованные в развитии отношений с новой Россией и высоко оценивающие ее стабилизирующий и миротворческий потенциал в регионе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: