Иоган Генрих Песталоцци о роли природы в воспитании детей

Швейцарский педагог-демократ И. Г. Песталоцци (1746–1827), поставивший целью своей жизни улучшить положение народа путем правильного воспитания и обучения подрастающего поколения, считал, что обучение должно быть подчинено целям воспитания. Он писал, что обучение должно иметь развивающий характер, то есть воздействовать не только на ум, но и оказывать влияние на чувство, волю, характер, вооружать ребенка необходимыми для жизни умениями, навыками. «В качестве образовательного средства надо пользоваться не искусственными вспомогательными средствами, а только природой, окружающей детей, повседневными их потребностями и их постоянно живой действительностью». «Большинство современников, – писал он, – не придают никакого значения громадному влиянию природы на наше воспитание. Одна только природа и делает нам добро, она одна неподкупно и бестрепетно ведет нас к истине и мудрости».

Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо И. Г. Песталоцци признавал необходимым «учить и воспитывать детей под руководством природы», то есть в соответствии с принципом природосообразности. Педагог создал новые методы воспитания, помогающие развивать силы ребенка в соответствии с природой. «Воспитание ребенка, – говорил он, – должно начаться с первого дня его появления на свет». И. Г. Песталоцци относил принцип природосообразности к развитию умственной, моральной и физической природы ребенка. Он исходил из предпосылки: человек рождается способным развиваться умственно и нравственно: «Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога ходить, рука хватать, сердце хочет верить и любить, ум мыслить». Важнейшую цель природосообразного воспитания великий педагог усматривал в гармоническом развитии заложенных природой сил и способностей, то есть физически он должен стать здоровым и сильным, умственно-разумным, душевно-нравственным.

И. Г. Песталоцци высказал положение о единстве обучения и воспитания, умственного и нравственного становления личности. Природа человека представляет единое целое, поэтому развитие ума и формирование нравственных качеств совершается в органическом единстве.

 «Правило наблюдения» Я. А. Коменского и «Азбука наблюдения» И. Г. Песталоцци не потеряли своего значения и в настоящее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: