Основные понятия темы:
Типы системных представлений. История развития системных представлений.
Понятия системы. Классификация систем. Понятия система управления, объект управления, субъект управления. Виды систем управления. Понятие ИСУ, категории ИСУ: структура, информация, связи, системообразующие факторы, функции. Классификация связей в системах. Системный анализ. Системный подход. Функциональная роль исследования в развитии систем управления. Методы системного анализа.
1. Типы системных представлений [48]: микроскопическое; функциональное; иерархическое; процессуальное; макроскопическое.
Микроскопическое представление системы - понимание системы как множества наблюдаемых и неделимых величин.
Функциональное представление системы - совокупность действий, которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.
Иерархическое представление - рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных последовательно между собой.
|
|
Процессуальное представление - характеризует систему как совокупность действий, необходимых для реализации целей функционирования системы.
Макроскопическое представление - характеризует систему как единое целое, находящееся в внешнем окружении.
2. Эволюция систем управления [49] (основные этапы развития):
· управление на основе контроля за исполнением (постфактум);
· управление на основе применения методов экстраполяции – при использовании которых можно прогнозировать с учетом ранее достигнутых результатов;
· управление на основе предвидения изменений, обусловленного возникновением неожиданных явлений и ускорения темпа изменений. Позволяет своевременно оценить будущие тенденции и определить реакцию на них;
· управление на основе гибких экстренных решений, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.
3. Система, ее элементы и состояние
Система [50] (от греч. systema — соединение, целое) — упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство; порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий; принятый установившийся порядок чего-либо; совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое.
Подсистема [51] – выделенное по определенным правилам и признакам целенаправленное подмножество взаимосвязанных элементов любой природы.
Элемент - составная часть сложного целого[52]; неделимая часть системы; часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей[53].
|
|
Вход системы [54] (поступающие компоненты) — сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, оборудование, кадры, документы, информация и т. п.
Выход системы [55] - выпускаемый системой в соответствии с планом товар (продукция, услуги, новшества и т. п.).
Состояние системы [56] – характеристика системы на определенный момент ее функционирования. Состояние системы в конкретный момент времени описывается комплексом фактических значений существенных переменных и параметров.
Функционирование системы [57] - организация взаимодействия энергии и вещества системы по достижению запланированных целей; координация, учет и контроль,мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы.
Развитие системы [58] - процесс совершенствования на основе изучения механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития потребностей, экономии времени и др., обеспечивающий выживание системы.
Активаторы системы [59] - операторы или факторы позитивного действия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать.
Дезактиваторы системы [60] - операторы или факторы негативного действия на систему (например, угрозы), способствующие ее разрушению.
Классификация видов систем [61]:
· по способу образования - естественные (созданные природой); искусственные (технические, социальные), созданные человеком для получения определенного результата;
· по сущности – космические, биологические, технические, социальные (неорганизованные — толпа и пр.; организованные или организационные — организация), экономические (организованная система для производства товаров и услуг, потребления материальных благ — производственные, технологические, транспортные), экологические, политические, другие, в том числе, взаимно сочетающиеся (в частности, социально-экономические могут одновременно являться организационными);
· по отношению к целевому назначению - целенаправленные, достигающие определенной цели на основе выполнения заранее запрограммированных работ, целеустремленные, достигающие удовлетворение целевых потребностей на основе выбора альтернативных способов;
· по наличию ведущего элемента - централизованные, в которых определенный элемент играет ведущую роль в процессах функционирования; децентрализованные, в которых все элементы играют примерно равноценные роли;
· по размеру - малые (содержат менее 30 элементов), средние (содержат до 300 элементов), большие (содержащие более 300 элементов);
· по продолжительности функционирования – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
· по режиму функционирования - кратковременные, разовые, дискретные, непрерывные;
· по специализации – специализированные (специализирующиеся на выполнении одной функции), комплексные (выполняющие весь комплекс функций по созданию продукции, услуги);
· по предсказуемости поведения - детерминированные (результаты функционирования предсказуемы), стохастические (результаты функционирования носят вероятностный характер;
· по отношению к изменениям во времени - относительно статичные, не изменяющиеся во времени; динамические, изменяющиеся во времени;
· по взаимодействию с внешней средой - изолированные (не имеющие связей с внешней средой), закрытые (имеющие одностороннюю связь с внешней средой), открытые (взаимодействующие с внешней средой на основе прямых и обратных связей и зависящие от нее.
4. Система управления, объект и субъект
Система управления [62] - совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой и участвующих в процессе функционирования по достижению установленных целей.
|
|
Объект управления [63] - управляемая подсистема, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы.
Субъект управления [64] - управляющая подсистема, совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения целей системы.
Виды систем управления [65]: стратегическое планирование деятельности организации; управление управленческой деятельностью; управление человеческими ресурсами; управление производственной и обслуживающей деятельностью; управленческое консультирование; управление внутренними или внешними коммуникациями.
5. Категории дисциплины «Исследование систем управления»
Исследование систем управления [66] – научное изучение исследователями соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получение и применение новых знаний в теории и практике.
Исследование систем управления [67] – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т.е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.
Структура [68] (от лат. structura — строение, расположение, порядок) —Расположение и связь частей, составляющих целое; внутреннее строение чего-либо.
Структуры различают:по сфере существования — материальные (физические, биологические, химические) и идеальные (психические, познавательные, логические); по характеру связи — порядковые, композиционные, топологические; по направленности — субстанциальные и функциональные; по разнообразию связей — простые и сложные.
|
|
Информация - знания, сведения, данные, полученные в результате развития научной и практической деятельности людей и передаваемые одними людьми другим людям.
Связи – 1. процесс обмена информацией, регулирующий поведение системы; 2. взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени; 3. то, что объединяет объекты и свойства в системном подходе в целое; 4. процесс обмена информацией и материально – техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функционирование систем по достижению установленных целей.
Классификация связей в системах [69]:
по направлению действия – прямые, обратные (осуществляется на основе воздействия выходной величины системы на вход этой системы);
по отношению к детерминизму – однозначные, вероятностные, корреляционные;
по типу процесса, определяемого связью – функционирование, развитие, управление;
по силе воздействия – порождение, преобразование;
по предмету связи - материальные (в том числе энергетические), информационные;
по уровню порядка - первого порядка (связи, функционально необходимые друг другу), второго порядка (дополнительные связи, функционально не являющиеся необходимыми);
по уровню изменчивости - жесткая (в технике), гибкая (изменяющаяся во времени);
по расположению в пространстве - вертикальная (субординационная, соподчиненная - связь по отношению к определенной системе между вышестоящими и подчиненными ей системами), горизонтальная (между системами одного уровня), диагональная (разновидность вертикальной, но не относящаяся к субординационной);
по отношению к иерархическому уровню системы - внутренние (для каждой системы действующие в рамках своих подчиненных подсистем), внешние (действующие между системами одного уровня или со стороны системы более высокого уровня);
по направлению передаваемого воздействия - положительные (рост одной переменной ведет к росту другой), отрицательное (рост одной переменной ведет к снижению другой), синергетическая (увеличивающая общий эффект), рекурсивная (позволяет определить какое явление причина, а какое следствие, какая величина аргумент, а какая - функция).
Типы познавательных связей [70]: логическая (соотносят познание с самим собой); эпистемологические (соотносят познание с реальностью); историко-генетические (соотносят познание с прошлым познавателным и социокультурным контекстом); социокультурные (соотносят познание с современной социокультурной средой); коммуникативно – диалогические связи самих исследователей – ученых.
6. Системный подход [71] — направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение любого объекта как сложного, состоящего из целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.
7. Системный анализ [72] - взаимосвязанное логико-математическое и комплексное рассмотрение всех вопросов, относящихся к методам руководства всеми этапами жизненного цикла с учетом всех аспектов. Особенности системного анализа в том, что альтернативы оцениваются с позиции длительной перспективы, отсутствуют стандартные решения, особое внимание уделяется факторам риска и неопределенности, их учету и оценке при выборе наиболее оптимальных решений среди возможных вариантов.
8. Функциональная роль исследований в развитии систем управления
Функция [73] - свойство системы, которое с помощью связи воздействует на объект управления для достижения цели; работа, осуществляемая системой (ее компонентом) для достижения цели.
Функции основные – направлены на достижение главной, определенной цели.
Функции обеспечивающие – направлены на выполнение вспомогательных функций.
Основные функции управления – прогнозирование, планирование, организация, координация, выполнение, мотивация, регулирование, контроль, учет, анализ.
Функциональная роль [74] - конкретный результат, который рассчитывают получить от исследования систем управления, при выполнении функций управления государством, социальной группой, организацией, индивидуумом и их совершенствовании. Функциональная роль исследования системы управления зависит от цикла развития организации.
Функциональная роль исследования системы управления [75] – мера результата, получаемого за счет выполнения исследовательских функций при изучении систем управления, зависящего от их научного и практического целевого использования.
Функциональная роль на этапе прогнозирования и планирования параметров деятельности заключается в исследовании гипотез, моделей, процессов моделирования, устойчивости результатов к ошибкам в исходных данных и др[76].
Функциональная роль на этапе принятия решения определяется необходимостью проведения исследования полноты информации, на основе которой принимается решение, полноты перечня параметров оценки эффективности решения, реализуемости различных вариантов решений и др[77].
Функциональная роль на этапе передачи решения заключается в исследовании возможности искажений времени прохождения решения до исполнителей, формы фиксации передачи решения и др[78].
Функциональная роль на этапе восприятия и исполнения решения заключается в исследовании правильности понимания решения, достаточность мотивации исполнителей, влиянии на эффективность и результаты исполнения изменений в среде и др[79].