Тема 6. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И ПУТИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Дискуссии вокруг естественных монополий не утихают в последнее время. Это связано и с ростом цен на их услуги, и с увеличивающейся сырьевой специализацией страны. Однако в этих дискуссиях, как это часто бывает, очень много дилетантизма.
Нельзя сказать, что проблемы естественных монополий совсем не анализируются в отечественной и зарубежной литературе. Как правило, им посвящены главы и разделы в курсах по микроэкономике и теории отраслевых рынков. Интерес к этой проблеме возрос в 70—80-е гг. XX в., когда за рубежом начались реформы в газовой отрасли и электроэнергетике. Успех этих реформ вдохновил и отечественных реформаторов, однако здесь, как это часто бывает, возникло множество проблем.
6.1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Понятие естественной монополии
Определение естественной монополии и условия ее существования. В целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно. Нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т.д. В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование.
|
|
В качестве примера естественных монополий можно назвать транспортировку газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической почтовой связи.
В 1930-40-е гг. в США активно обсуждался вопрос об уровне цен в условиях естественной монополии. При совершенной конкуренции; такая цена (Рс) оптимальна с точки зрения общества, так как обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов. Однако при такой цене у ряда производителей производство может оказаться убыточным. Поскольку у разных производителей различны издержки, то и цены тоже были разными. В этих условиях потребитель беззащитен перед шантажом производителя, который может завышать цену под самыми различными (реальными или надуманными) предлогами. Поскольку государство стремится умерить «аппетит» естественных монополий, оно устанавливает равную для всех цену на уровне средних издержек.
Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляемых благ в сравнении с оптимальным случаем, потребители получают все же больше в сравнении со случаем нерегулируемой естественной монополии. Цену, устанавливаемую на уровне средних издержек, называют «ценой, обеспечивающей справедливую прибыль». За соблюдением «справедливости» следят в США многочисленные федеральные регулирующие комиссии (по торговле между штатами, по управлению энергетикой, по связи и др.). Их деятельность давно служит излюбленным объектом критики для представителей классического либерализма.
|
|
Организация комиссий, направленных против монополий, таит в себе элементы монополизма. Ответственными работниками этих комиссий становятся представители компаний-монополистов, которые, конечно, стремятся контролировать самих себя на самых выгодных условиях. Часто крупные фирмы выступают инициаторами внедрения государственного регулирования в ранее конкурентные отрасли, обеспечивая себе тем самым надежную защиту от конкурентов и потребителей. Подобное «регулирование» саркастически называют «легальным картелем», который защищен государственной властью. Политика дерегулирования 1970—90-х гг. в ряде случаев привела к разрушению таких «легальных картелей» и снижению потребительских цен.
Технологической причиной естественной монополии является положительный эффект масштаба и глобальная субаддитивность затрат производства1.
Решение в пользу естественной монополии часто возникает тогда, когда имеют место высокие трансакционные издержки, которые могут быть устранены с развитием технологий и социальных институтов. Кроме того, при увеличении объема спроса может потребоваться большее число фирм, чтобы расширить выпуск.
При определении естественной монополии используются следующие предпосылки:
а) известны функции издержек, которые могут быть у фирм в данной отрасли;
б) фиксированное предложение и постоянный спрос.
В действительности эти предпосылки могут не выполняться; таким образом, большая эффективность одной фирмы, чем нескольких, ставится под сомнение.
Итак, подведем некоторые итоги.
Для естественных монополий характерны:
сильная вертикальная интеграция;
неэластичность спроса на товары (услуги) при отсутствии товаров-заменителей;
высокие барьеры для входа в отрасль и высокие невозвратные издержки;
длительный срок окупаемости инвестиций;
физические ограничения среды, лимитирующие число компаний на одной территории.
Регулирование естественных монополий
Разберем более подробно традиционные и современные механизмы регулирования естественных монополий.
К традиционным механизмам регулирования относятся:
Норма отдачи на капитал:
Норма прибыли в зависимости от объема выпуска:
Норма прибыли в зависимости от объема продаж (дохода):
Норма прибыли в зависимости от издержек
Этот способ регулирования направлен на извлечение справедливой прибыли на инвестированный предприятием капитал. Основной проблемой при подобном регулировании является недостаточное стимулирование сокращения издержек. Напротив, они ведут к увеличению капиталоемкости производства. Поэтому в 1970-80-е гг. широко разрабатываются модели стимулирующего регулирования.
Как правило, у регулируемых естественных монополий нет стимула улучшать качество товара или предоставляемой услуги. Это вызывает необходимость устанавливать стандарты качества или же начинать систему регулярных проверок.
В рамках законодательно-правового контроля можно принять следующие две меры:
прямое регулирование цен, предоставляемых услуг и уровня прибыльности;
косвенное регулирование посредством налога на сверхприбыль. Налог на сверхприбыль оставляет неизменными максимизирующие прибыль цену и выработку, а налоговые поступления используются правительством, в то время как прямое регулирование позволяет получать прямую выгоду потребителям монополиста посредством потребления больших количеств продукции по меньшим ценам.
|
|
Традиционные методы страдают существенными недостатками, так как не способствуют сокращению издержек. Наоборот, они объективно ведут к увеличению затрат капитала, капиталоемкости производства. Поэтому в 1970—80-е гг. широко разрабатываются модели стимулирующего регулирования.
Целями стимулирующего регулирования являются:
минимизация издержек, связанных с процессом регулирования;
предоставление регулируемой фирме стимулов к снижению издержек:
эффективное использование ресурсов и имеющихся мощностей;
заинтересованность в инновациях.
расширение конкуренции как средства роста эффективности. Среди моделей стимулирующего регулирования выделяют:
Ценовые лимиты. Их суть заключается в установке фиксированного потолка цены, назначаемой регулируемой фирмой. Цель этой операции — заставить фирму сократить издержки (b = 0). В качестве примера ценовых лимитов можно представить деятельность American Telephone and Telegraph Company. AT&Tустанавливает три корзины услуг: одну для индивидуальных потребителей и две для компаний и бизнеса. При этом ценовой лимит индексируется в соответствии с темпом прироста ВНП за минусом 3% (что составляет средний темп прироста производительности труда в США).
1.«Ярдстик»-конкуренция. По этому методу организовано регулирование водоснабжения и электроэнергетики в Англии, где подобные компании являются региональными монополиями. В качестве ограничения используется оценка, основанная на уровне издержек других фирм, действующих в сходных условиях. Однако возникает проблема сопоставимости.
2.Схемы участия в прибыли. Этот метод заинтересовывает компании в повышении нормы прибыли. Однако государство заинтересовано, чтобы норма прибыли не превышала определенных пределов. Приведем в качестве примера электроэнергетику Индианы. Если доходы компании не превышают 10,6%, их получает компания. Если норма прибыли оказывается свыше 12,3%, то компания должна снизить цены и выгода достается потребителям. Доходы в промежутке от 10,6 до 12,3% делятся между компанией и потребителями.
|
|
3.Тарифы по выбору. Фирма должна предоставить определенный набор услуг по регулируемым ценам. Однако она может сама предложить потребителю альтернативную структуру тарифов.
4.Гибридные механизмы. Они могут использовать предыдущие формы в определенном сочетании. Примерами гибридного механизма являются регулирование телекоммуникаций и транспортировка газа в США в начале 1990-х гг. Компания устанавливает общий лимит на доход, производит индексирование ставок и осуществляет пере- смотр ставок на базе издержек. Достоинством гибридных механизмов является большая гибкость в отношении цен.
Особенности ценообразования в условиях естественных монополий
Идея была сформулирована в работе Франка П. Рамсея «Проблема оптимального налогообложения двухпродуктовой фирмы» (1927). Для однопродуктовой фирмы цена равняется средним издержкам (Р = АС).
Для двухпродуктовой фирмы максимизация прибыли возможна при различных ценах. Цена может быть повышена на ту продукцию, спрос на которую менее эластичен, и понижена на ту, спрос на которую более эластичен, таким образом, что общая сумма прибыли останется неизменной. В 1970г. У. Баумоль и Д. Брадфорд применили эту концепцию к многопродуктовым естественным монополиям.
При ценах Рамсея объем выпуска сокращается на каждом рынке в одинаковой пропорции (по сравнению с объемом выпуска при Р= МС):
Действует «обратное правило эластичности»: процентное превышение цены над предельными издержками больше для продуктов с менее эластичным спросом.
Цены Рамсея обеспечивают максимальный совокупный потребительский излишек, но его распределение никак не регулируется. Потом одна из предпосылок построения модели заключается в том, что нам известны спрос и функция издержек, поэтому цены Рамсея редко применяются на практике.
Этот метод ценообразования применяется при наличии следующих двух условий:
а) на рынке сильные колебания спроса
во времени;
б) невозможно хранить выпуск продукции (обычно это услуги).
Когда нет пиковой нагрузки, потребители платят Р = AVC, а постоянные издержки (b) доплачиваются в период пиковой нагрузки, т.е. Р = AVC + Ь. Таким образом, одновременно осуществляется и ценовая дискриминация по отношению к тем потребителям, которые увеличивают спрос в это время.
Тарифы
В 1980—90-е гг. более широко используются разнообразные тарифы, прежде всего двухкомпонентные и блоковые тарифы.
Тариф доступ/пользование — двухкомпонентный тариф — состоит из фиксированной платы (платы за доступ), величина которой не зависит от уровня потребления, и платы за пользование каждой единицей продукции (услуги).
Блоковые тарифы устроены таким образом, что цена единицы продукции или услуги изменяется в зависимости от объема потребления. При этом ставки могут как повышаться, так и понижаться в зависимости от потребления.
Рассмотрим теперь, как применяются эти формы регулирования естественных монополий в газовом секторе России.
В СССР лимиты и тарифы определялись Госпланом. В настоящее время «Газпром» устанавливает лимиты потребления газа, а тарифы — Федеральная служба по тарифам. На первый взгляд, это парадоксальная ситуация. Но, поскольку «Газпром» обладает монопольной властью на экспорт, более того, самые длительные контракты на поставки газа заключены на сроки около 15—20 лет, внутренний спрос рассматривается как остаточный. Поэтому подобная ситуация является следствием монопольной власти «Газпрома», а не его причиной.
В цепочке добычи газа и последующей его доставки конечным потребителям отдельное место занимают строительство и эксплуатация трубопроводов. Как правило, именно это звено подлежит регулированию, для того чтобы избежать растрат на дублирование трубопроводов, что может быть проделано конкурентными фирмами. По сравнению с нефтепродуктами при траспортировке газа экономия от масштаба гораздо больше. Кроме того, газопроводы практически не испытывают влияния интер модальной конкуренции. Еще одной причиной образования естественной монополии в этой отрасли являются высокие входные барьеры.
Познакомимся подробнее с особенностями регулирования естественных монополий на примере газовой отрасли и электроэнергетики.
6.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ