Конфликты развиваются в несколько этапов:
а) Возникновение разногласий
б) Возрастание напряженности в отношениях
в)Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников
г)Собственно конфликтное взаимодействие
д) Исход (разрешение) конфликта
Разрешение конфликта — это устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию, и восстановление нормальных отношений между людьми
Рекомендации по разрешению конфликта:
1.Проблема.
Определите проблему в категориях целей, а не решений, проанализируйте не только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.
2.Интересы
Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позиция х. Наша позиция — это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Интересы это желания и заботы, в них ключ к решению проблемы.
3.Претензии.
Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.
4.«Эмоциональная выдержка».
Контролируйте свои чувства. Учитывайте эмоциональное состояние и индивидуальные особенности участников конфликта.
Конфликты разделены на две группы:
В первую группу входят конфликты, происходящие от непонимания ситуаций и неумения себя вест.Это конфликты, возникающие неосознанно.
Ко второй группе относятся такие конфликты, которые возникают осознанно, по воле, одной из конфликтующих сторон с целью «выплеснуть» на собеседника свою агрессию и тем самым снизить напряжение.
Агрессивностью называется устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессивному поведению. В истории развития человечества агрессивность играла важную роль для выживания.
Если такого выхода нет, у человека могут развиться психосоматические заболевания (гипертония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрит, колит, инсульт, ишемия, инфаркт)
Способы с нятия агрессивности стресса:
Аутогенная тренировка
Внушение и самовнушение на спокойствие, и хорошее самочувствие
Поноценный отдых и смехотерапия
Глубокий, спокойный сон не менее 8 часов в день, смехотерапия не требует объяснений - улыбайтесь!
3.Пассивный способ
Слезы снимают внутреннее напряжение, так как с ними из организма выводятся вредные ферменты — спутники стресса (например, адреналин). в том, чтобы пожаловаться, просто выговориться.
Активные способы
Двигательная активность, адреналин — спутник напряженности — «сгорает» во время физической работы
5.Логический способ
Аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным делом, мыслительной работой. В результате такой работы эмоции притупляются.
Благоприятный социально-психологический климат на рабочем месте и в семье
Основные правила бесконфликтного общения
Способы урегулирования конфликтов руководителем:
1.Раздельные беседы с оппонентами
2.Принятие решений одной из сторон
3.Совместное обсуждение проблемы
4.Фиксация окончания конфликта
5.Нахождение компромисса
Т ехнология управления конфликтами
1. Вознаграждение
Метод управления конфликтными ситуациями, оказывая влияние на поведение. Система вознаграждений предусматривает поощрение лиц, которые стремятся решать проблемы комплексно, в интересах всей организации.
Смена стиля руководства
Применяется с целью предотвращения напряжения, стрессов, конфликтов.
Типы сотрудников организации:
Агрессивные — лица, которые говорят гадости, сплетничают, задирают других и раздражаются, если их не слушают.
Жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются, но ничего не делают для решения проблемы, не хотят брать на себя ответственность.
Молчуны — Трудно понять, чего они хотят и о чем думают в действительности, спокойны, немногословны и невозмутимы
Покладистые — всегда говорят «да», по любому поводу обещают поддержку, но их слова расходятся с делом, не оправдывают ожиданий.
Пессимисты — они всегда и во всем предвидят неудачи.
Всезнайки — мнимое превосходство дополняется сознанием собственной важности, на самом деле они лишь играют роль, считают себя выше других.
Нерешительные — лица, которые не могут принять то или иное решение, поскольку боятся ошибиться.
Максималисты — те, кто хочет чего-то прямо сейчас, хотя в этом нет необходимости.
Лгуны — те, кто заметает следы серий обманов, так что невозможно понять, во что верить, а во что нет.
Ложные альтруисты — делают «добро», а в глубине души сожалеют об этом.
9.4. Фазы конфликта:
1) конфронтационная
Обеспечение интереса сторон, которые стремятся обеспечить свой интерес путем полной ликвидации чужих интересов любыми возможными способами
2) компромиссная
Достичь своих целей путем переговоров, в ходе которых изменяют свои личные интересы на общие, устраивающие обе стороны
3) коммуникативная выстраивая определенные коммуникативные взаимосвязи, стороны достигают согласия, основанного на том, что интересы противоположных сторон учитываются
Управление конфликтами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.
Управление конфликтами связано с тремя видами действий.
1. Предупреждение конфликтной ситуации.
2. Разрешение конфликтной ситуации.
3. Урегулирование конфликта.
Методы ухода от конфликта:
-Метод бездействия.
При этом методе развитие событий отдается на время, все происходит стихийно.
-Метода уступки, или приспособление.
Руководство соглашается с предложениями работников за счет собственных требований.
-Метод сглаживания
Коллективные методы трудового процесса. Данный подход основан на убеждении, что различия между сталкивающимися сторонами не столь значительны.