Социально-культурной деятельности

Международно-правовые документы по вопросам культуры:

· Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.)

В статье 27 Всеобщей декларации прав человека говорится, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года; вступил в силу 3 января 1976 года).

В статье 3 провозглашает равное для мужчин и женщин всеми экономическими, социальными и культурными правами.

В статья 15 Пакта признается право каждого человека на:

a) участие в культурной жизни;

b) пользование результатами научного прогресса и их практического применения;

c) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.

В этой же статье участвующие в настоящем Пакте государства:

обязуются уважать свободу, безусловно необходимую для научных исследований и творческой деятельности;

признают пользу, извлекаемую из поощрения и развития международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях.

· Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; вступила в силу 2 сентября 1990 года).

44. Влияние глобализационных процессов на социально-культурную сферу

Глобализация – процесс всемирной интеграции культур, религий и даже рынка. Что это значит? За счет того, что появляются огромные корпорации вроде Макдональдса или Кока-Колы, которые есть в каждой точке мира, стираются границы между государствами. Роль суверенитета государства снижается, все становится взаимозависимым. Появление биржи, интернета и прочих вещей, которые работают вне границ, способствует тому, что мир превращается в «огромную деревню». Процесс сложный и противоречивый.

Французский социолог Б. Бади отмечает наличие двух измерений глобализации: 1. Глобализация как универсализация мира. 2. Глобализация как размывание национальных границ.Зачастую, размывание границ вызывает отторжение и страх у многих жителей отдельных государств и приводит к национализму и фундаментализму. Кто был у Томина, тот с легкостью расскажет об этих процессах, кто нет – кладите болт, двигаемся дальше.

Два уровня глобализации: Естественный; Искусственный. Естественная глобализация – это эволюционный процесс восприятия различными социокультурными традициями достижений других социокультурных традиций. Под искусственной глобализацией понимается насильственное навязывание тех или иных представлений о мире. США действует по этому принципу. А как все-таки влияет глобализация на СКС? Вопрос из сектора Друзя, отвечает господин Макашенец: 1. Приводит к снижению роли фольклора и национальной культуры. Многие традиции отмирают, так как в мире развивается одна большая культура; 2. Глобализация возможна, только если информационные каналы по миру работают быстро и исправно. С интернетом это возможно, так что люди всегда находятся под потоком информации: реклама на улице, новости по ТВ, паблики в ВК и радио в машине. Вот, что такое постиндустриальное общество. 3.Развиваются транснациональные корпорации, годовой доход которых соответствует ВВП многих государств. Это значит, что ТНК – отдельная сила в мире. Они влияют на моду (Найк, Адик и пр. это доказывают регулярно); они выступают спонсорами всего на свете (Рэд Булл тому живой пример); они оказывают влияние даже на образование (в США есть школы, у которых контракт с Пепси. Пепси предоставляет оборудование, например, телевизоры. Во время перемены по этим теликам крутят рекламу, естественно, Пепси).

Сейчас серьезно растет движение антиглобалистов, которые выступают, прежде всего, против транснациональных корпораций. Как многим известно, ТНК постоянно бьют азиатов на фабриках, выбрасывают ртуть в воду, срубают леса и ходят зимой без шапки. Все это создает угрозу экологии и идет в разрез с правами человека. Отсюда вывод: глобализация предоставляет нам возможность легко и быстро взаимодействовать с другими культурами, получать их знания и опыт. НО, унификация культуры приводит к отмиранию многих традиций, а влияние ТНК – на переход этих традиций на поверхностный уровень. Процесс непростой, но он неизбежен, так же, как неизбежна научно-техническая революция или появление геев на улице. Кстати, тоже признак глобализации.


 

45. Законодательная база культурной политики РФ

СКД – деятельность по созданию, сохранению, развитию ценностей культуры.

В организационно-технологическом контексте СКД - способ организации ресурсов для достижения определенной цели. РЕСУРСНАЯ БАЗА – это совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ услуг. Нормативно-правовой ресурс - массив правовых и организационных документов, инструктивной инф, определяющий определенный порядок и проведение СКД. Действие ресурса происходит в нормативно-правовом поле (вся деятельность). Нормативно-правовое поле – совокупность действующих нормативных и правовых документов закрепляющих, охраняющих и регулирующих права граждан на участии в процессах СКД на международном, федеральном и региональном, местном уровне.

Классификация нормативно-правовых актов производится: по юридической силе – законные; – подзаконные. по содержанию: отраслевые (в рамках определенной отрасли); межотраслевые (комплексные). по объему и характеру действия: а) общего действия (охватывающие всю совокупность отношений на определенной территории); б) акты ограниченного действия (на часть территории или на группу людей на территории); в) акты исключительно чрезвычайного действия (военные действия, стихийные) по субъектам, их издающих: а) акты законодательной власти-законы; б) акты исполнительной власти - подзаконные акты; в) акты судебной власти.

Конституция по отношению к другим правовым актам имеет высшую юридическую силу. Законы бывают: КОНСТИТУЦИОННЫЙ зак. – вносящее изменение и дополнения в конституцию, а так же законы, необходимость издания которых предусмотрено конституцией; ОБЫКНОВЕННЫЕ зак. – акты текущего законодательства:- кодификационные - кодексы (гражданские, трудовые); - основы («основ. законод. о культуре»).- текущие – федеральные; - отраслевые; - комплексные.

Подзаконные нормативно правовые акты – правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему; подзаконные акты - обладают меньшей юридич. силой, они базируются на юр. силе законов, не могут противоречить им.

По своему составу подзаконные акты – являются актами различных органов исполнительной власти.

Подразделяются: общие; местные; ведомственные; внутри организационные. Общие – нормативно-правовые акты – общей компитен. действие которой распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе действуют вслед за законам: а. нормативные указы президента; б. постановления правительства. Местные – нормативно-правовые акты – органов представительной и исполнительной власти на местах, действия которых ограничено подвластной им территории и обязательно для всех лиц, проживающих на данной территории. Ведомственные – нормативно-правовые акты – приказы, инструкция, акты, распространяющие свое действия на конкретную организацию, издаются федеральными агентствами, министерствами, ведомствами. Внутри организационные – нормативно-правовые акты – которые издаются различными организациями для рекомендации своих внутренних вопросов и распрост. только на сотрудников организации. Акты каждой "ниже расположенной" подчиняются законом всех высших в государственной иерархии.

46. Технология проектирования деятельности общественного объединения

Технология проектирования деятельности общественных объединений, как и проектирования вообще, заключается в многоуровневом алгоритме, включающем в себя ценности, цели, средства, методы, материалы и объекты проектирования. Чтобы понять сущность проектирования, раскроем их содержание.

1. Ценности. Деятельность общественных объединений базируется на определенной системе идеалов и ценностей, которые определяют индивидуальную и социальную значимость результата этой деятельности, набор ис-пользуемых средств и характер возможных последствий.

2. Цели и задачи. Определение целей в проектной деятельности общественных объединений всегда обусловлено – мировоззренчески, нравственно, культурно. Постановка цели основывается на анализе проблем, выявлении ресурсов, нормативном состоянии объекта проектирования, а задачи представляют собой фиксацию определенных процедур и требований, гарантирующих получение необходимого результата с использованием соответствующих воз-можностей, средств и методов.

3. Средства проектирования. В эти средства включаются:

а) специальный научный язык с набором понятий и их значений;

б) знание нормативного и проблемного состояния области и объекта проектирования;

в) операции мышления: анализ, понимание, прогноз (с его помощью анализируется каждый проектировочный шаг, его результаты, возможные успехи и затруднения), логика и речемыслительная деятельность в процессе коммуни-кации (доказательство, комментарии, интерпретация, выдвижение и защита тезисов, а также сама техника владения словом).

4. Методы. В проектировании деятельности общественных объединений используются различные методы науч-ного познания, такие как анализ, синтез, обобщение, сравнение, идеализация и др., а так же специфические мето-ды: диагностические (проблематизация ситуации, сегментирование социальной среды), прогностические (целепола-гание, просчет социальных последствий) и конструктивные (например, технология выстраивания отношения лич-ности или общности к предмету проекта). В первой группе методов отражается то, с помощью чего создается проект, а во второй – то, что может менять ситуацию в соответствии с представлением проектировщика о ее нормативных характеристиках.

5. Материал проектирования. В качестве материалов проектирования деятельности общественных объединений могут рассматриваться наработанные в практике проектирования типовые модели ситуаций и их анализ, описа-ния проектного потенциала различных видов общественной коммуникации, разнообразные проектные решения.

6. Объекты проектирования. Это те феномены и жизненные ситуации, внутри или вокруг которых предполага-ется осуществить изменения. В качестве таковых могут рассматриваться социальные группы и общности; собы-тия; услуги; территориальные образования, в которых будет осуществляться проект; социально-психологическая и социокультурная среда; сфера жизнедеятельности и образ жизни человека.

Проект деятельности общественного объединения представляет из себя последовательность действий, меро-приятий и акций, которая нацелена на предупреждение, сокращение или решение проблем, обусловленных дефици-том социальной или социально-культурной реабилитации, адаптации, социализации, самореализации личности. Базируясь на анализе ситуации, эта последовательность должна обеспечить создание условий, способствующих разрешению противоречий и проблем личностного и общественного развития, оптимизации социальной и культур-ной среды обитания человека.

47. Региональные и местные органы власти как субъекты культурной политики

Анализируя культурную политику государства на федеральном и региональном уровнях, следует признать, что пока она остается пассивной, имеет зачастую весьма опосредованное отношение к процессам самообновления социокультурных сторон локального развития.

Одни ученые и эксперты, разрабатывая технологии государства в культурной политике, говорят о необходимости перехода от политики сглаживания региональной дифференциации к стратегии выравнивания, стимулирующей региональное развитие с опорой преимущественно на собственный инновационный потенциал. Другие же говорят о необходимости сохранения единого социального культурного пространства страны с сильным центром и развитыми регионами, сравниваемыми по качеству и уровню жизни.

Эти два направления региональной культурной политики - сохранение механизма выборочной помощи центра, с одной стороны, и формирование структур самостоятельного локального развития с упором на активизацию своего внутреннего потенциала - другой, должны объединяться в рамках общих усилиями той и другой стороны по умножению региональных ресурсов, взаимно дополняя, а не конфликтуя друг с другом. Центру предстоит разработать единую политику распределения полномочий в социокультурной сфере и перераспределения трансфертов при одновременном углублении практики выполнения целевых федеральных программ социокультурного развития регионов и государства.

Особенности локальной культурной политики отличаются большей конкретностью и многообразием форм решения жизненных и культурных проблем населения, нежели политика центра.

Перечисляя важнейшие направления культурной политики региональных властей, в качестве главных следует выделить следующие:

- регулирование занятости населения и снижения уровня безработицы;

- налаживание социального партнерства между разными субъектами культурно-досуговой деятельности;

- политика в области охраны семьи, материнства и детства;

- принятие мер по социальной защите населения;

- развитие системы культурно-досуговых учреждений;

- политика в области градостроительства, современной инфраструктуры, решение задач архитектурно-планировочного характера, постройка жилья, совершенствование дорожно-транспортных сетей, сетей связи, бытовое обслуживание, торговля, центр досуга;

- политика в области воспитания и общего образования детей, молодежи, профессиональной подготовки и переподготовки молодежи и взрослого населения;

- эстетическое воспитание подрастающего поколения, стимулирование художественно-творческих процессов;

- развитие инфраструктуры досуга; организация отдыха и свободного времени, проведение праздников, памятных дат;

- сохранность исторических памятников культурного наследия, поддержание культурной среды в целом.

Вместе с тем существует перечень ряда проблем, которые решаются в тех регионах, где они особенно актуальны, или для этого существуют объективные предпосылки, зачастую создаваемые в рамках процесса самоорганизации, а также там, где проявляется политическая воля местных властей. К таким проблемам следует отнести проблемы миграционной политики, межнациональных отношений и сохранение традиционных культур ряда этносов (например, народностей Северного Кавказа), проблемы социоэкологической политики. Целый ряд региональных администраций в условиях социальной нестабильности особое внимание уделяет массовому настроению и социальному самочувствию населения. Помимо этого местные власти некоторых регионов задаются вопросом повышения доходов, уровня и безопасности жизни населения, а также разрабатывают меры по устройству переселенцев и иностранных граждан. Весьма часто в регионах приходится вести борьбу с криминалом и распространением наркотиков, по-новому осмысливать вопросы поддержания здоровья и воспитания подрастающего поколения и организовывать досуг населения.

В регионах также идет широкий поиск направлений территориального развития, что стимулирует отработку новых целей, задач, методов культурной политики на местах. Культурные задачи декларируются политическими лидерами в период предвыборной кампании. Хотя чаще всего стратегические цели культурного развития региона и самого государства никак не связаны с целями политическими или хозяйственными. При этом цели регулирования культурной сферы либо размыты и в условиях кризиса невыполнимы, либо, по существу, являются лишь конкретными задачами.

В условиях нестабильности указанные альтернативные варианты формирования коллективного опыта должны привлечь внимание федеральных и региональных властей к развитию социокультурной базы местной практики, более последовательно нацеливать их на развитие конструктивного потенциала процессов самоорганизации. Перспективные цели федерального и регионального развития, увязанные с социокультурной практикой, невозможно получить в готовом виде извне. Они могут быть определены самим федеральным и региональным сообществом и отрефлексированы представителями власти, общественных организаций, интеллектуальной элитой. Важнейшие цели государственного и регионального развития могут быть найдены не в одночасье, не методом проб и ошибок. Какие бы трудности ни встречались при этом, они должны быть преодолены. Сам факт наличия у государства и региона стратегических целей следует оценить как позитивный фактор преодоления кризиса. Наиболее эффективным способом антикризисного управления является стратегическое управление.

Наличие стратегических целей развития благотворно отражается на управленческой деятельности: властные структуры государства и региона обретают видение состояния, в котором находится российское сообщество, понимают, какие направления социокультурного развития следует развивать в первую очередь, чего следует достичь к определенному моменту. В условиях выборной демократии степень достижения позитивных целей служит эффективным средством тестирования руководящих органов власти на предмет их профессиональной пригодности к управлению современной культурной политикой государства, региональных и муниципальных образований.

Большинство руководителей учреждений культуры, арт-менеджеров, продюсеров обоснованно считают, что сегодня творческий и коммерческий успех проектов в сфере культуры во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. А это полностью или частично входит в предметную деятельность маркетинга.

«Маркетинг» в - «философия» производства, совокупность приемов и методов, сложившихся в систему управления деятельностью фирм и объединений, функция менеджмента, направленная на изучение покупательского спроса (существующего и потенциального), организацию рекламы, проведение ценовой политики и т.д. на основе изучения рынка и применительно к его требованиям.

В социально-культурной сфере маркетинговые исследования составляют основу современного арт-менеджмента, ориентируют деятельность менеджера, продюсерской фирмы, учреждения культуры на проектирование и производство товаров (услуг), их сбыт, т.е. удовлетворение спроса потребителей на определенную услугу,

Маркетинг в сфере культуры, по своей сути маркетинг является разновидностью социально-культурной деятельности. Достаточно сказать, что многие маркетинговые акции (выставки, презентации, приемы, встречи, аукционы, лотереи и т.п.) - не что иное, как хорошо знакомые культ- работникам организационно-методические формы работы с населением».

Маркетинговая деятельность арт-менеджера по изучению зрителя-потребителя направлена на определение структуры потребительских предпочтений на рынке услуг, предлагаемых учреждением культуры и искусства. Целью такого исследования должно стать определение реальной и потенциальной аудитории, публики, ее стилей жизни, ценностей, интересов, уровень культурного развития. Основываясь на маркетинговых исследованиях, учреждения социокультурной сферы или отдельные его представители выпускают такую услугу, которая необходима на данном этапе потребителю..

Критерии, на которые должен ориентироваться арт-менеджер: надежность; доступность; безопасность; доверие; понимание клиента; ответная реакция; компетентность; вежливость; материальное окружение; коммуникации.

Исследование мотивов поведения посетителей культурных учреждений решает задачи прогнозирования поведения определенных групп посетителей для конкретного учреждения культуры. Исследуя мотивы посещения конкретных форм арт-проектов, менеджер по маркетингу выявляет индивидуальные и групповые мотивации, определяет их главные черты.

· Исследование востребованности зрителем конкретной формы, творчества отдельного артиста или коллектива позволяет определить степень насыщенности или потребности в них рынка и определить шаги по созданию новых форм деятельности, улучшения или модернизации хорошо себя зарекомендовавших.

· Наращивание площадок для концертных программ, планирование гастролей, организация обмена экспозициями и т. п. проводится при исследовании динамики продаж билетов, издержек при организации мероприятия и прибыли предприятия.

· Изучение конкурентов позволяет установить главных конкурентов на рынке культурной продукции, выявить их слабые и сильные стороны, получить информацию о финансовом положении конкурентов и особенностях их производственной деятельности и управлении.

· Исследование видов, типов рекламной продукции конкурентов помогает менеджеру по маркетингу определить наиболее эффективные способы воздействия на потребителя с использованием наиболее популярных СМИ.

· Маркетологи определяют и разрабатывают системы скидок и эффективные способы продвижения своего товара на рынке культурных услуг, чтобы заинтересовать как посетителей, так и распространителей билетов и организаторов услуг.

В современных условиях функционирования социально-культурной сферы учреждения культуры должны опираться на детальное изучение рынка товаров и услуг и их потребителей. Значительных успехов менеджер по маркетингу как профессионал достигает в том случае, когда учреждение культуры, в котором он работает, адекватно отражает ожидания реальных и потенциальных потребителей культурной продукции

48. Маркетинговые технологии в арт-менеджменте

Большинство руководителей учреждений культуры, арт-менеджеров, продюсеров обоснованно считают, что сегодня творческий и коммерческий успех проектов в сфере культуры во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. А это полностью или частично входит в предметную деятельность маркетинга.

«Маркетинг» в - «философия» производства, совокупность приемов и методов, сложившихся в систему управления деятельностью фирм и объединений, функция менеджмента, направленная на изучение покупательского спроса (существующего и потенциального), организацию рекламы, проведение ценовой политики и т.д. на основе изучения рынка и применительно к его требованиям.

В социально-культурной сфере маркетинговые исследования составляют основу современного арт-менеджмента, ориентируют деятельность менеджера, продюсерской фирмы, учреждения культуры на проектирование и производство товаров (услуг), их сбыт, т.е. удовлетворение спроса потребителей на определенную услугу,

Маркетинг в сфере культуры, по своей сути маркетинг является разновидностью социально-культурной деятельности. Достаточно сказать, что многие маркетинговые акции (выставки, презентации, приемы, встречи, аукционы, лотереи и т.п.) - не что иное, как хорошо знакомые культ- работникам организационно-методические формы работы с населением».

Маркетинговая деятельность арт-менеджера по изучению зрителя-потребителя направлена на определение структуры потребительских предпочтений на рынке услуг, предлагаемых учреждением культуры и искусства. Целью такого исследования должно стать определение реальной и потенциальной аудитории, публики, ее стилей жизни, ценностей, интересов, уровень культурного развития. Основываясь на маркетинговых исследованиях, учреждения социокультурной сферы или отдельные его представители выпускают такую услугу, которая необходима на данном этапе потребителю..

Критерии, на которые должен ориентироваться арт-менеджер: надежность; доступность; безопасность; доверие; понимание клиента; ответная реакция; компетентность; вежливость; материальное окружение; коммуникации.

Исследование мотивов поведения посетителей культурных учреждений решает задачи прогнозирования поведения определенных групп посетителей для конкретного учреждения культуры. Исследуя мотивы посещения конкретных форм арт-проектов, менеджер по маркетингу выявляет индивидуальные и групповые мотивации, определяет их главные черты.

· Исследование востребованности зрителем конкретной формы, творчества отдельного артиста или коллектива позволяет определить степень насыщенности или потребности в них рынка и определить шаги по созданию новых форм деятельности, улучшения или модернизации хорошо себя зарекомендовавших.

· Наращивание площадок для концертных программ, планирование гастролей, организация обмена экспозициями и т. п. проводится при исследовании динамики продаж билетов, издержек при организации мероприятия и прибыли предприятия.

· Изучение конкурентов позволяет установить главных конкурентов на рынке культурной продукции, выявить их слабые и сильные стороны, получить информацию о финансовом положении конкурентов и особенностях их производственной деятельности и управлении.

· Исследование видов, типов рекламной продукции конкурентов помогает менеджеру по маркетингу определить наиболее эффективные способы воздействия на потребителя с использованием наиболее популярных СМИ.

· Маркетологи определяют и разрабатывают системы скидок и эффективные способы продвижения своего товара на рынке культурных услуг, чтобы заинтересовать как посетителей, так и распространителей билетов и организаторов услуг.

В современных условиях функционирования социально-культурной сферы учреждения культуры должны опираться на детальное изучение рынка товаров и услуг и их потребителей. Значительных успехов менеджер по маркетингу как профессионал достигает в том случае, когда учреждение культуры, в котором он работает, адекватно отражает ожидания реальных и потенциальных потребителей культурной продукции.

49. Организация социально-культурной работы с различными категориями населения за рубежом

Как и социальная работа, культурно-досуговая деятельность на Западе организуется на трех уровнях: государственном (в масштабе страны), региональном (на уровне штата, провинции) и муниципальном (местном, будь то город или село, община и т.п.).

В большинстве стран Запада в настоящее время происходит так называемая децентрализация управления сферой культуры. Значительную часть своих управленческих функций государство передает на места.

Культурная политика имеет социальную направленность в зарубежных странах, стремится охватить культурным влиянием все без исключения слои общества.

Не менее важно и такое обстоятельство, как опора на общественность, передача ей части управленческих функций.

Поскольку отрасль культуры и культурно-досуговой деятельности достаточно четко разделяется на три основных сектора (государственно-бюджетный, общественно-добровольный и коммерческий), можно говорить о трех направлениях и трех уровнях управления и финансирования этой отрасли (соответственно).


СКР с инвалидами

В настоящее время на Западе, в частности в Великобритании и США, накоплен значительный опыт работы музеев с людьми с ограниченными возможностями (инвалидами). Так, общественность Великобритании, имеющая отношение к этому вопросу, обсуждает проблему облегчения доступа инвалидов к богатствам художественной культуры, в том числе находящимся в музеях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: