Семейно-бытовые обряды предопределены циклом человеческой жизни. Они подразделяются на родильные, свадебные, рекрутские и похоронные

Родильные обряды стремились оградить новорожденного от враждебных мистических сил, а также предполагали благополучие младенца в жизни. Совершалось ритуальное омовение новорожденного, здоровье младенца заговаривалось различными приговорами.

Свадьба – сложный ритуал, состоящий из обрядовых действий и обрядовой поэзии, выражающий хозяйственные, религиозно-магические и поэтические воззрения крестьян. Свадьба делится на три этапа: предсвадебный, собственно свадебный и послесвадебный. К предсвадебному относятся сватовство, смотрины, сговор, девичник. К собственно свадебному – приезд свадебного поезда в дом невесты, обряд отдавания жениху невесты, отъезд к венцу, венчание, свадебный пир.

Особую роль в свадебном фольклоре играл дружка 2 – самая яркая фигура на свадьбе. Многие русские писатели обращались к этому персонажу, описывая крестьянскую свадьбу (С.В. Максимов, А.Ф. Писемский и др.).

Дружка – мастер на все руки. В народе его величают "легкой ножкой", его "сердце с покором, голова с поклоном", голос приветливый. Речь его наполнена приговорками. Приговорки – это речения, с помощью которых высказываются рекомендации, ритуальные требования. В основе приговорок лежит особый вид рифмованной речи – сказовый стих. Они содержат поэтические образы (добрые кони, чистое поле, путь-дороженька, синее небо под звездами), шутки и каламбуры. Обрядовая сущность приговоров дружки объясняется его ролью на свадьбе. Он прекрасно знал все обычаи и был распорядителем свадебного ритуала. Дружка – это крестьянин. В его приговорах отражаются черты реального крестьянского быта.

На свадьбе звучали произведения различных фольклорных жанров: причитания, песни, приговоры и пр.

Среди обрядовых песен выделялись песни величальные и корильные. Величальные песни прославляют участников свадьбы: жениха, невесту, родителей, гостей и дружку. Они включают изображение внешности, одежды, богатства. В них идеализировался окружающий мир и отразилось представление крестьян об эстетическом и нравственном облике человека, мечты о счастливой, богатой жизни. Главным принципом изображения в этих песнях является принцип преувеличения. В величальных песнях даются своеобразные портреты участников свадьбы.

В песни вводились различные предметы из железа, золота и серебра, подчеркивающие неизменность величального мира. Композиция произведений этого жанра построена на описании. Во многих песнях используются монологи, для изображения воспеваемых героев привлекается символика (солнце, звезды, месяц, виноград, птицы).

Корильные песни противоположны величальным. Они "корили" участников обрядов за различные пороки: скупость, жадность, пьянство, глупость и т. д. В этих песнях главным принципом изображения является гротеск

43.Нормативно-правовые ресурсы социально-культурной деятельности

Нормативные ресурсы представляют собой массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подготовки и проведения социально-культурной деятельности;

Сущность понятия нормативно-правового поля, или правового пространства, состоит в наличии совокупности действующих нормативных и правовых документов, охраняющих, закрепляющих и регулирующих права граждан на участие в процессах социально-культурной деятельности на международном, федеральном, региональном (субъектно-федеративном) уровнях.

Международный уровень правового обеспечения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: