Ходовая часть гусеничных тракторов

Подготовка ходовой части трактора

Общее устройство ходовой части тракторов и автомобилей.

Ходовая часть объединяет все сборочные единицы в одно целое и служит для перемещения трактора по опорной поверхности. В состав ходовой части входят остов (рама), подвеска и движитель, включающий в себя ведущие колеса 4 (звездочки), направляющие колеса 11, поддерживающие ролики и гусеничные цепи 10. Движитель взаимодействует с опорной поверхностью (почвой) и преобразует подведенное трансмиссией вращательное движение в поступательное движение трактора.

Механизмы управления, воздействуя на ходовую часть, изменяют траекторию движения трактора, останавливают и удерживают его неподвижно.

Остов — основание, к которому крепят все агрегаты и механизмы автомобиля (трактора). У грузовых автомобилей и большинства гусеничных тракторов роль остова выполняет рама. В передней части рамы расположены бампер, предохраняющий раму и кузов от повреждений, и крюки доя буксировки автомобиля, а в задней — буксирный прибор для буксировки прицепов.

Задний мост

Задний мост обычно ведущий. Он служит для восприятия части массы автомобиля (трактора), приходящейся на ведущие колеса, и для передачи от колес на раму толкающих усилий..

Задний мост трактора представляет собой коробчатую чугунную отливку, в которой размещены коническая и бортовая передачи, дифференциал и полуоси.

Передний мост

Передние мосты в зависимости от назначения изготовляют управляемыми или комбинированными.

Передний управляемый мост служит для поворота автомобиля (трактора) и восприятия части массы машины, приходящейся на передние управляемые колеса.

Передний комбинированный мост обеспечивает одновременно поворот автомобиля (трактора) и передачу тягового усилия на колеса. Такой мост повышает проходимость автомобиля или трактора.

Подвеска

Подвеска служит для упругого соединения остова с мостами, обеспечения плавного хода автомобиля (трактора) и гашения колебаний остова. Подвеска состоит из упругого элемента, направляющего устройства и устройства, гасящего колебания (амортизатора).

Подвески разделяют на два основных типа: зависимые и независимые. При зависимой подвеске оба колеса моста смонтированы на одной оси, соединенной рессорами с рамой. При независимой подвеске каждое колесо моста подвешено к раме самостоятельно с помощью рычагов и пружины.

Колёса

Автомобильные и тракторные колеса выполняют как дисковыми, так и бездисковыми. На большинстве грузовых автомобилей и на тракторах устанавливают дисковые колеса. Дисковое колесо состоит из диска обода и пневматической шины.

Диск изготовляется с вырезами для уменьшения массы, удобства монтажа и облегчения доступа к вентилю камеры. Диски укрепляют на ступицах, устанавливаемых по направляющим колес на поворотных кулаках и у ведущих колес на кожухах полуосей.

Пневматическая шина служит для смягчения толчков и ударов при движении машины по неровной дороге, а также для лучшего сцепления колес с поверхностью дороги. Шины по конструкции разделяются на камерные, бескамерные и арочные, а по величине внутреннего давления воздуха — на высокого давления(490 — 690 кПа), низкого давления (145 ~ 190 кПа) и сверхнизкого давления (50 — 175 кПа).

Камерная шина состоит из покрышки, резиновой камеры и ободной ленты

Ходовая часть гусеничных тракторов

Общие сведения. Гусеничный механизм работает в очень тяжелых условиях и, если не поддерживать его в нормальном техническом состоянии, то он может быстро выйти из строя.

В гусеничном механизме регулируют: натяжение гусениц, предварительно^ сжатие амортизационной пружины натяжного колеса, зазоры в подшипниках и продольные перемещения осей различных узлов механизма (например, кривошипной оси натяжного колеса трактора ДТ-75, осей поддерживающих роликов гусениц и др.).

При регулировке натяжения гусениц устраняют излишнее провисание свободной (верхней) ветви гусеницы. В процессе работы провисание гусеницы постепенно увеличивается из-за износа соединительных пальцев, проушин звеньев и звездочки. Большое провисание гусеницы приводит к ее раскачиванию во время движения трактора и еще большему износу шарниров. Кроме того, при расслабленной гусенице возникает опасность соскакивания ее, особенно на поворотах трактора.

Но чрезмерно большое натяжение гусеницы недопустимо, так как это вызывает рост нагрузок на детали всего механизма, а значит, и увеличение мощности на трение в подшипниках и шарнирах, котброе, в свою очередь, ведет к преждевременному выходу механизма из строя из-за износа и поломок.

Чтобы замерить величину провисания верхней свободной ветви между двумя соседними поддерживающими роликами, трактор устанавливают так, чтобы верхняя ветвь гусеницы не была натянутой (для этого трактор надо поставить на горизонтальном ровном и жестком участке после движения его передним ходом). Затем накладывают ровную планку на соединительные пальцы звеньев, расположенных над осями двух поддерживающих роликов, и замеряют линейкой наибольшее расстояние между нижней стороной планки и низшим соединительным пальцем верхней ветви гусеницы под планкой. У трактора Т-100М верхнюю ветвь поднимают ломом и замеряют наибольшую величину подъема.

Натяжение гусеницы изменяют перемещением натяжного колеса вЦеред (для увеличения натяжения) или назад (для уменьшения натяжения) по направлению продольной оси трактора. Для этой цели натяжное колесо снабжают устройством кривошипного (тракторы с эластичной подвеской) или ползункового (трактор с полу-жесткой подвеской) типа.

Регулировка предварительного сжатия амортизационной пружины имеет следующее назначение. При наезде на жесткий предмет остов трактора, а особенно натяжное колесо, испытывает удар, способный вызвать поломку. Для смягчения ударов натяжное колесо снабжейо амортизационной пружиной, при помощи которой усилие от колеса передается на остов. При столкновении с препятствием пружина сжимается, позволяя натяжному колесу несколько отодвинуться назад и смягчить тем самым удар. То же происходит и при попадании жесткого предмета между гусеницей и катками. В этом случае натяжное колесо также сдвигается назад, ослабляя натяжение гусеницы, а предмет проскакивает между гусеницей и катком.

Предварительное сжатие амортизационной пружины должно быть таким, чтобы обеспечить необходимое смягчение ударов, но не допустить большого ослабления натяжения гусеницы. Предварительное сжатие характеризуется длиной пружины в нормально сжатом состоянии. Длину замеряют на тракторе линейкой или рулеткой.

Для изменения сжатия служит регулировочная гайка или винт, вращением которых сжимают или разжимают пружину.

При движении трактора задним ходом натягивается верхняя ветвь гусеницы, передавая усилие натяжения колесу и амортизационной пружине. Под действием этого усилия пружина может сжиматься до соприкосновения ее витков. Для ограничения чрезмерно большого сжатия служит жесткий упор оси натяжного колеса, представляющий собой прилив на кривошипной оси и уголок, приклепанный к раме трактора (кривошипное натяжное устройство), или дистанционную трубу в механизме натяжения большинства ползунковых натяжных устройств. Помимо регулирования амортизационной пружины, необходимо регулярно проверять состояние ограничительного упора и очищать его от грязи. Надо следить за тем, чтобы как в устройстве для ограничения сжатия пружины, так и между витками самой пружины не застревали жесткие посторонние предметы.

Гусеничный механизм тракторов ДТ-75, Т-74, ДТ-54А. Расстояние между гусеничным полотном ‘и нижним краем планки, установленной на пальцах гусеницы над поддерживающими роликами, должно быть: для тракторов ДТ-75 и ДТ-54А: 30—50 мм; для Т-74: 40—80.

Это расстояние следует регулировать поворотом кривошипной оси натяжного колеса в такой последовательности.

Отпустить контргайку 22 (рис. 74), а гайку 23 вращать до установления нормального провисания верхней свободной ветви гусеницы. После регулирования надо проехать на тракторе несколько ^>аз назад и вперед и еще раз проверить правильность регулировки и, если потребуется, отрегулировать натяжение. Левая и правая гусеницы должны быть натянуты одинаково. Если во время регулирования окажется, что натяжное колесо занимает крайнее переднее положение и нельзя далее уменьшать провисание гусеницы, то следует удалить одно звено из гусеничной цепи и после этого установить ее нормальное натяжение.

Длина предварительно сжатой амортизационной пружины 20 у трактора ДТ-75 равна 640 мм, у Т-74 — 470— 475 мм, а у ДТ-54А — 260 мм. Для регулирования сжатия пружины вращают в соответствующую сторону гайку 21. Перед регулированием резьбовую часть винта тщательно очищают от грязи, промывают керосином и смазывают универсальной смазкой (солидолом). После регулирования рекомендуется резьбовую часть винта обмотать брезентом и закрепить сверху мягкой проволокой.

Ось кривошипа натяжного колеса должна свободно, без заеданий, поворачиваться вместе с натяжным колесом в своих подшипниках, что обеспечивается нормальным зазором 0,25—1,0 мм между втулкой 18 и шайбой 19. Чтобы проверить этот зазор, надо при снятой с колеса гусенице отодвинуть ломом натяжное колесо вместе с осью в сторону рамы трактора п щупом проверить зазор. Замерять его надо по окружности шайбы в трехчетырех точках.

Осевое перемещение натяжного колеса относительно кривошипа равно 0,3— 0,5 мм. Этот размер проверяют при снятой гусенице на ощупь, перемещая колесо по кривошипу ломиком. Для установления нормального осевого перемещения снимают крышку 3 с уплотнительной прокладкой, ослабляют контргайку 6 (у трактора ДТ-54А расшплинтовывают гайку) и затягивают гайку 5 до тугого вращения колеса, а затем отвертывают ее на Уз—У6 оборота и фиксируют в этом положении.

В гусеничном механизме, кроме того, регулируют осевое перемещение опорных катков. Проверка правильности регулировки заключается в следующем. Трактор приподнимают домкратом, чтобы освободить каретку от веса, затем, проворачивая каток, проверяют, нет ли заеданий в подшипниках (при необходимости каток разбирают, промывают и собирают вновь). Продольным перемещением катка проверяют осевой зазор в подшипниках, который не должен превышать 0,5 мм. Если потребуется отрегулировать продольное перемещение, каток подвергают неполной разборке для того, чтобы иметь доступ к неразъемным регулировочным прокладкам. Этой операции должно предшествовать снятие каретки с трактора. Для этого, например, у трактора ДТ-75 после разъединения гусеницы и постановки остова трактора на домкрат снимают крышку цапфы балансирной каретки, ослабляют конус в цанговой гайке, вывертывают гайку и снимают каретку с цапфы. У тракторов Т-74 и ДТ-54А в устройстве шарнира балансирной каретки нет цанговой гайки. Поэтому для снятия каретки отгибают замковую пластину с граней болтов, которыми упорная шайба прикреплена к торцу цапфы, отвертывают болты, снимают упорную шайбу, а затем и каретку.

Чтобы снять каток (рис. 75), достаточно отогнуть замковую пластину 8 с гайки 7, отвернуть гайку 7 и съемником снять каток. Для доступа к регулировочным прокладкам 4 нужно снять корпус уплотнителя 5, отвернуть болты крепления его к балансиру 3 и подобрать комплект прокладок. Вначале весь комплект удаляют и корпус уплотнителя прикрепляют к балансиру без прокладок, благодаря чему обоймы подшипника 2 сближены настолько, что между ними нет зазора. Корпус уплотнителя обычно прикрепляют двумя диаметрально противоположными болтами, ось катков легким постукиванием медным молотком осаживают и после этого замеряют щупом зазор между корпусами балансира 3 и уплотнителя 5 в трехчетырех местах по окружности в месте расположения прокладок. Толщина этого зазора должна быть равна 1,5 мм. Если зазор меньше 1,5 мм (что бывает при изношенных подшипниках), то между корпусом уплотнителя и наружной обоймой подшипника помещают дополнительную шайбу с наружным дргаметром 100 мм, внутренним 85 мм и толщиной 1,5 мм (для тракторов Т-74 и ДТ-54А). Теперь зазор будет больше 1,5 мм, что позволяет приступить к подбору комплекта прокладок. Набор прокладок должен быть такой толщины, чтобы собранный каток при затянутых его креплениях можно было прокрутить от руки с трудом. Наибольший зазор допускается до 0,5 мм. По окончании регулировки все детали ставят на место. В такой последовательности регулируют каждый каток.

Осевое перемещение балансирной каретки у трактора Т-74 регулируют с помощью прокладок, помещенных под упорной шайбой цапфы. Осевое перемещение не должно превышать 0,5 мм. У остальных тракторов при износе кромки упорнохг шайбы до 1 мм ее можно установить другой стороной к балансиру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: