Метод налогообложения

Метод налогообложения — это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения:

· равный — для каждого налогоплательщика применяется равная сумма налога. Например, подушный налог (в конце XVIII в. был главным доходом Российского государства);

· пропорциональный — для каждого налогоплательщика устанавливается равная ставка налога. Ставка налога не зависит от базы налогообложения. С ростом налоговой базы пропорционально возрастает и налог. Примером пропорционального налогообложения являются НДФЛ, налог на прибыль организаций;

· прогрессивный — с ростом налоговой базы растет ставка налога;

· регрессивный — с ростом налоговой базы ставка налога уменьшается.

До сих пор ведется спор о справедливости применения пропорциональной или прогрессивной ставки. Метод пропорционального налогообложения некоторыми финансистами и политиками считается более справедливым. При этом методе ослабляется налоговое бремя налогоплательщика по мере роста дохода. В настоящее время по пропорциональному методу построено подавляющее большинство налогов.

В настоящее время известно три формы прогрессии:

· простая поразрядная. Доходы делятся на разряды. Для каждого разряда указывается «вилка» (максимум и минимум) доходов и твердая сумма налогового оклада. При этом ставка и налоговый оклад совпадают. Например, доход: 0 -10000 руб. ставка налога 1200 руб.; доход 10001 - 20000 руб. ставка налога 2 500 руб.; доход 20001 - 30000 руб. ставка налога 4800 руб.; доход свыше 30000 руб.- 5600 руб.;

· относительная поразрядная. Налоговая база делится на разряды. Каждому разряду присваивается своя ставка налога в процентах. Например, доход 0 - 10000 руб. ставка налога 12 %; доход - 10001 - 20000 руб. ставка 14 %; доход 20001 - 30000руб. ставка - 16 %; доход более 30000 руб. ставка 18 %;

· сложная прогрессия. При сложной прогрессии возросшая налоговая ставка применяется не ко всей налоговой базе, а лишь к той ее части, которая превышает предыдущий разряд.

Налоговый и       

Отчетный периоды

Налоговый период — срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Значимость данного элемента объясняется тем, что многим объектам налогообложения (получение дохода, реализация товаров) свойственны повторяемость, протяженность во времени.

Согласно ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Следует различать понятия «налоговый период» и «отчетный период», т.е. срок подведения итогов (окончательных или промежуточных), составления отчетности и представления ее в налоговый орган.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Кроме того, авансовые платежи по ряду налогов уплачиваются неоднократно в течение отчетного периода.

Например, по налогу на прибыль, налоговый период составляет календарный год, а отчетных периодов в общем случае - три: I квартал, полугодие, девять месяцев. При этом в течение отчетного периода налогоплательщики в установленном порядке исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа.

Если организация была создана после начала календарного года, то первым налоговым периодом для нее является период со дня государственной регистрации до конца года. При создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее будет период со дня создания до конца следующего календарного года. Эти правила действуют для налогов, по которым налоговый период - календарный год.

Если налоговый период - один месяц, то при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета. Например, если при создании организации еще нет выручки, значит, отсутствует источник уплаты налога.

Налоговые  льготы

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

· необлагаемый минимум. Например, по налогу на доходы физических лиц предусмотрены стандартные налоговые вычеты;

· освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;

· снижение налоговых ставок. Например, по НДС - основная ставка 20 %, но на некоторые виды продукции по перечню, утвержденному Правительством РФ, НДС начисляется по ставке 10 %;

· изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога. Изъятия представляют собой налоговую льготу, которая направлена на выведение из - под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В частности, в отношении налогов на имущество изъятия сводятся к освобождению от налогообложения отдельных видов имущества;

· другие льготы.

Налоговые льготы могут устанавливаться только законодательством о налогах и сборах, поэтому нормы иных «неналоговых» законов, предоставляющие какие-либо налоговые преимущества отдельным субъектам, не имеют юридической силы и, следовательно, применению не подлежат.

По федеральным налогам льготы устанавливаются НК РФ (а до вступления в силу соответствующих глав Кодекса – законами РФ). Дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам могут быть установлены региональным или местным законодательством лишь в отношении сумм, зачисляемых в региональный или местный бюджет, и только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.

По региональным и местным налогам льготы устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Основанием для предоставления льгот могут быть:

· материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика;

· особые заслуги граждан перед Отечеством;

· необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны;

· социальное, семейное положение граждан;

· охрана окружающей среды и пр

Налоговая льгота не может иметь индивидуальный характер.

Пункт 2 ст. 56 НК РФ закрепляет, что налоговые льготы являются правом, а не обязанностью налогоплательщика. Это означает, что в ряде случаев налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговых льгот на законном основании, равно как и приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: