Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 306.8). 7 страница

В соответствии со ст. 40 БК РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами.

Государственные и муниципальные доходы можно классифицировать по следующим основаниям:

- в зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений, среди доходов государства и муниципальных образований, можно подразделить на налоговые и неналоговые доходы. Основной источник налоговой части доходов государства - вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыли, заработной платы, добавленной стоимости, ссудного процента, ренты, дивиденда). Неналоговые доходы государства образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы;

- основываясь на порядке образования и использования государственных доходов, их подразделяют на централизованные и нецентрализованные доходы. К первой категории по большому счету можно было отнести доходы бюджета (ст. 47, п. 1 ст. 51 БК РФ), ко второй - самостоятельно зарабатываемые предприятиями и организациями средства при осуществлении экономических взаимоотношений с иными субъектами, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды;

- в зависимости от метода аккумуляции среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить обязательные и добровольные платежи. Первые поступают в распоряжение государства и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины, штрафы, финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д.;

- с учетом отношений собственности можно говорить о доходах государства в собственном смысле слова и о финансовых ресурсах, которые используются им временно и подлежат возврату. В первом случае это платежи, которые на основании законодательства переходят в государственную или муниципальную (местную) собственность, т.е. становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или муниципальной собственностью районов, городов и входящих в них административно-территориальных единиц с соответствующим правовым режимом. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования государственных и местных имуществ и угодий, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвования. Так, к источникам внебюджетного фонда, помимо установленных обязательных платежей, также устанавливаются и добровольные взносы граждан и организаций.

К финансовым ресурсам государства и муниципальных образований, не являющимися их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций государственных и местных займов, кредиты, выданные Центральным банком России или другими банками для пополнения средств бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов.

В качестве кредитных ресурсов широко используются временно свободные средства юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке РФ. Такие средства подлежат возврату и потому не могут считаться доходами государства (административно-территориальной единицы) в собственном смысле слова, однако это позволяет снять напряженность финансового положения в государстве при недостаточности поступления государственных доходов;

- по территориальному уровню доходы подразделяются на: федеральные, доходы субъектов Федерации, местные доходы (городов, районов и входящих в них административно-территориальных образований);

- классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства выделяются поступления:

а) от государственного и муниципального хозяйства, образующиеся в результате производственной деятельности государственных и муниципальных предприятий, а также от использования имуществ и угодий государства, муниципальных образований (например, лесов, других природных ресурсов, от приватизации государственной собственности);

б) от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);

в) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;

г) от личных доходов граждан.

Источники государственных доходов подразделяют на две группы:

1) внутренние - национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения его функций;

2) внешние - национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Существуют различные методы извлечения государством внутренних источников, к которым относят - налоги, государственный кредит и эмиссионные доходы. Среди них важнейшим методом аккумуляции государством является налоговый, поскольку налоги обеспечивают основную часть государственных доходов.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги - основной доход государственной казны, они составляют от 80 до 97% доходной части государственного бюджета.

Государство привлекает государственные ресурсы также кредитным методом. Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, которые возникают между государством как заемщиком и кредиторами - физическими или юридическими лицами (частными лицами, финансово-кредитными учреждениями, корпорациями, правительством иностранных государств и международными финансовыми организациями) в процессе формирования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Кредитный метод также позволяет привлекать ресурсы иностранных государств и организаций.

Эмиссионный доход является денежными отношениями между государством и физическими и юридическими лицами, в процессе функционирования которых государство получает доход от эмиссии в оборот излишек денег.

 

§ 2. Правовое регулирование государственных доходов

 

Государственные доходы формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах, ежегодно принимаемыми федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации о бюджете, правовыми актами муниципальных образований о бюджете на текущий финансовый год и законодательством об иных обязательных платежах.

Бюджетный кодекс РФ и НК РФ определяют полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по формированию доходов, необходимых для реализации стоящих перед субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями задач. Правовой режим доходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований регулируется также большим количеством нормативных актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с положениями БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства;

- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении, включаются в состав доходов бюджета.

Федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Законы субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до внесения проекта закона субъекта Российской Федерации, муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в представительный орган муниципального образования.

 

§ 3. Понятие неналоговых доходов.

Основания отграничения неналоговых доходов от налогов

 

Неналоговые платежи являются одним из источников денежных поступлений в доходную часть бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. К числу неналоговых доходов могут быть отнесены обязательные и добровольные платежи. Среди обязательных платежей - по своей правовой природе близкие к налогам и сборам таможенная пошлина, таможенные сборы, сбор за выдачу лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом алкогольной продукции, плата за загрязнение окружающей среды и др. На добровольных началах формируются доходы, получаемые от размещения государственных и муниципальных ценных бумаг, от проведения государственных и муниципальных лотерей.

Необходимость в установлении отличительных признаков налоговых и неналоговых сборов продиктована правильностью квалификации возникающих в судебной практике ситуаций, а также для определения их места и значения в системе источников доходов различных бюджетов Российской Федерации и муниципальных образований. Конституционный Суд РФ, рассмотрев правовую природу квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, установил, что продажа указанных квот является гражданско-правовой сделкой, предмет которой составляет купля-продажа имущественного права. Поэтому такие платежи не являются налогами или сборами. Заключение сделки купли-продажи имущественных прав на вылов (добычу) водных биологических ресурсов и определение покупателя происходит в результате проведения аукционных торгов, что предусмотрено ст. ст. 447 - 449 ГК РФ. Платежи, которые уплачивают победители аукционных торгов, имеют частноправовой характер и являются неналоговыми доходами Российской Федерации, которые она извлекает путем распоряжения своими исключительными правами <1>. В данном случае мы видим пример неналогового платежа. В связи с этим неналоговые доходы можно определить следующим образом.

--------------------------------

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2001 года N 151-О // СПС "КонсультантПлюс".

 

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований представляют собой поступающие в распоряжение государства и муниципальных образований доходы от использования государственного и муниципального имущества, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлекаемые на добровольных началах <1>.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 366.

 

Как было отмечено Конституционным Судом РФ, вопрос о правовой природе обязательных платежей как налоговых или неналоговых - в отсутствие их полного нормативного перечня - приобретает характер конституционного, поскольку он связан с понятием законно установленных налогов и сборов и разграничением компетенции между органами законодательной и исполнительной власти. Конституционный Суд РФ указал, что налог можно считать законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в законе определены все перечисленные в Налоговом кодексе элементы налогового обязательства, включая налоговую ставку; вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе, решает сам законодатель, исходя из характера конкретного сбора. То есть, в отличие от налогов, сборы могут рассматриваться как законно установленные не только в том случае, когда ставки платежей предусмотрены непосредственно законом, но, в частности, и тогда, когда такие ставки на основании указания закона устанавливаются органами исполнительной власти <1>.

--------------------------------

<1> Определения от 10 декабря 2002 года N 283-О и N 284-О // СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5289, 5290.

 

В отличие от налоговых доходов, имеющих только обязательный характер, неналоговые доходы могут носить добровольный и обязательный характер. Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получение услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользование государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, связанных с платежами. Данные платежи могут иметь целевой характер (платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Также следует отметить, что обязательные неналоговые доходы от налоговых отличаются нормативным регулированием. Налоговые доходы формируются в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в то время как нормативное регулирование обязательных неналоговых доходов может осуществляться комплексом нормативных правовых актов различной отраслевой принадлежности.

Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей. В совокупности с доходами, получаемыми от исполнения денежных обязанностей, доходы от денежных взысканий составляют доходную основу публичных финансов. В п. 1 ст. 46 БК РФ определено, что суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Кучеров И.И. Денежные взыскания: проблемы правовой идентификации // Журнал российского права. 2013. N 5. С. 22 - 36.

 

§ 4. Виды неналоговых доходов,

поступающих в бюджеты различных уровней

 

Неналоговые доходы бюджетов можно классифицировать на две группы в зависимости от их правовой природы: а) частноправовые неналоговые доходы - доходы, которые получает государство от использования своей собственности по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (доходы от использования государственного имущества, включая платежи за пользование природными ресурсами); б) публично-правовые неналоговые доходы - доходы, получение которых связано с исполнением государством своих функций, направленных на удовлетворение публичных интересов (средства, полученные от применения мер штрафного характера, прибыль Банка России, доходы от предоставления бюджетных средств в кредит, доходы от внешнеэкономической деятельности) <1>.

--------------------------------

<1> Батяева А.Р. Неналоговые доходы государственного бюджета в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. 2008.

 

Неналоговые доходы, в соответствии с нормами бюджетного законодательства, определяются по территориальному уровню.

К общим неналоговым доходам бюджетов относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со ст. ст. 41, 42 и 46 БК РФ, в том числе за счет:

- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства;

- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства;

- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- лицензионных сборов;

- таможенных пошлин и таможенных сборов;

- платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности;

- платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

- платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

- платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- консульских сборов;

- патентных пошлин;

- платы за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями;

- сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий;

- утилизационных сборов;

- разовых платежей за пользование недрами при наступлении событий, предусмотренных в лицензии (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения);

- регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами на территории Российской Федерации;

- регулярных платежей за пользование недрами, взимаемых с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;

- платы, полученной по результатам конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, состоящего из акватории водного объекта, находящегося в федеральной собственности, или ее части;

- платы от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в федеральной собственности;

- сборов за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр (кроме участков недр местного значения);

- платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации);

- платы по соглашениям об установлении сервитута, заключенным федеральными органами исполнительной власти, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

- прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- средства, полученные организациями от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей;

- средства, полученные от выпуска материальных ценностей из государственного запаса специального сырья и делящихся материалов после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со ст. ст. 41, 42 и 46 БК РФ, в том числе за счет:

- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных;

- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных;

- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Российской Федерации;

- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

- платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

- декларационного платежа;

- доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;

- доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов;

- доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;

- доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

- платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

- разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов;

- регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами на территории Российской Федерации;

- разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации по участкам недр местного значения;

- платы от продажи на аукционе права на заключение договора пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации;

- платы, полученной по результатам конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, состоящего из акватории водного объекта, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, или ее части;

- платы за предоставление государственными органами субъектов Российской Федерации, казенными учреждениями субъектов Российской Федерации сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: