Иррационализм и «Философия жизни»

Тема: Философия ІІ пол. ХІХ – начала ХХІ вв.

План

1.Ведущие философские тенденции: сциентизм и антисциентизм.

2.Философия марксизма.

3.Позитивизм.

4.Иррационализм и «Философия жизни».

5.Экзистенциализм.

6.Психоанализ.

 

Ведущие философские тенденции: сциентизм и антисциентизм.

К постклассической философии относят ряд философских учений XIX - начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на "переходность", не следует преуменьшать ценности постклассических философских концепций. Представителями этой "переходной" философии являются Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассической философии считаются философия воли и философия жизни, неокантиантство, марксизм, позитивизм и прагматизм. Общей характеристикой философских учений этого периода (пожалуй, за исключением марксизма) является иррационализм, связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие перестает отождествляться с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта и т. п. Постепенно происходит трансформация взглядов на природу человека, который более не рассматривается как существо, главной характеристикой которого является разумность, и предстает во всем богатстве своих жизненных воплощений. Постклассическая философия предлагает также новый взгляд на историю, отказываясь от квалификации ее как однозначно линейного процесса или переосмысливая исторический процесс на материалистических началах.

Философия конца XIX – начала XXI вв. – сложное духовное образование. На её становление оказали существенное влияние особенности развития:

а) политических систем;

б) науки и техники;

в) искусства и культуры;

г) взаимопереплетение культурных традиций и взаимообогащение духовного опыта народов и т.д.

Философия предстаёт в различных направлениях: идеализм и материализм; антропологизм и натурализм; рационализм и иррационализм; сциентизм и антисциентизм и др.

Иррационализм (от лат. – неразумный, бессознательный) противопоставляет рациональному познанию созерцание, интуицию, инстинкт, веру. Он обращается к иррациональным силам, таящимся якобы в самом человеке. Иррационализм пытается доказать, что в человеческом сознании под тонким слоем логического мышления дремлют иррациональные, тёмные силы, определяющие это мышление.

Сциентизм (от лат. scientia – наука) – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы.

Антисциентизм – течение, которое не отрицая силы воздействия науки на общественную жизнь и человека, но это влияние истолковывает, как негативное, разрушительное.

 

Философия марксизма.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широко учения – марксизма, который включает в себя, кроме философии, политэкономию (экономическую теорию) и научный коммунизм (теорию революционного преобразования общества).

Критикуя немецких философов – классиков за то, что они «лишь различным образом объясняли мир», Маркс утверждает, что задача заключается в том, чтобы «изменить мир», т.е. преобразовать его на практике, используя выводы теоретической мысли. По словам видного современного французского философа и социолога Р. Арона, философия Маркса неоднозначна и неисчерпаема. Она стремится слиться с жизнью, стать самой жизнью. Она не хочет довольствоваться ролью совы, вылетающей в полночь и толкующей уже прошедшее, а возвещает новую эру, активно вторгается в жизнь, создает планы социального переустройства.

Марксистская философия материалистична по своему характеру состоит из двух больших разделов: диалектического материализма и исторического материализма.

Философия марксизма – диалектико – материалистическая. Материалистическая потому, что утверждает о первичности материи и вторичности сознания. Она признает материальность мира и его познаваемость. Диалектическая потому, что рассматривает материальный мир в постоянном движении, развитии, обновлении.

Маркс и Энгельс утверждают что:

во-первых, в мире нет ничего кроме материи, которая находится в постоянном движении и развитии. Она вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования.

во-вторых, сознание не есть самостоятельная сущность, а свойство материи отражать саму себя; «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»;

в-третьих, субстанцией единства мира выступает движущаяся материя. Ф.Энгельс детально (в рамках развития научного знания той эпохи) рассмотрел и выявил основные формы ее движения и их взаимосвязь. На этой основе была разработана единая систематическая картина мира, соответствующая научным представлениям конца XIX века;

в-четвертых, человек есть часть природы и одновременно результат развития общества;

в-пятых, диалектика Гегеля (по выражению Энгельса) была ими спасена и поставлена с «головы на ноги», т.е. с идеалистических принципов на материалистические;

Материалистическая диалектика:

а) есть учение о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Движение понимается как процесс единства и борьбы противоположностей, обуславливающих скачкообразный переход от одной формы движения материи в другую;

б) есть метод – раздвоение единого и познание противоречивых его частей. Таким образом, налицо органическое единство теории и метода;

в-шестых, Маркс и Энгельс различали два вида диалектики:

а) объективная – царит во всей природе;

б) субъективная – диалектика мышления, т.е. отражение господствующего во всей природе движения в сознании человека;

в-седьмых, предметом материалистической диалектики является изучение наиболее общих, т.е. диалектических законов природы, истории (общества) и познания, в первую очередь – мышления.

Они также выделили главный закон диалектикиЗакон единства и борьбы противоположностей; соглашаются с Гегелем, что выражением противоречивого характера развития является Закон превращения количественных изменения в качественные, а также Закон отрицания отрицания, который раскрывает механизм появления нового из старого путем диалектического отрицания предшествующего этапа развития, указывает на общее направление развития природных и общественных систем.

    Важнейшим своим достижением в философии К. Маркс считал материалистическое понимание истории. Он утверждает, что прежде чем заниматься наукой, политикой, религией и т.д. люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище. Все это достигается в результате труда, а труд невозможен без изготовления, применения орудий труда и средств производства. Поэтому из многообразных общественных связей и отношений Маркс считал, что основными являются материальные производственные отношения.

1. На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, распределение произведенного продукта и др.)

2. Производственные отношения, уровень развития производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений.

3. Государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису.

4. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга.

5. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки складывается особое образование, которое Маркс назвал общественно-экономической формацией. Она есть живой социальный организм, имеющий определенную социальную структуру, многообразие функций.

6. Анализируя общественно-экономические формации, Маркс научно обосновал периодизацию истории, выделив в ней периоды, исторические эпохи. Их пять: первобытнообщинный строй; рабовладельческий строй; феодализм; капитализм; социализм (коммунизм).

7. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных общественных отношений и смене общественно-экономических формаций, и общественно-политического строя;

8. Уровень развития материального производства, производственных отношений определяет ход истории.

9. Маркс и Энгельс сформировали новый взгляд на проблему человека, который есть совокупность всех общественных отношений. Каждый человек есть явление, в котором выражается сущность. «Люди – не винтики… Каждый из них неповторим в своей индивидуальности».

10. Главный признак понятия «Человек»:

а)способность осмысленно и целесообразно трудиться, создавать орудия труда;

б) активное существо, способное творчески преобразовывать действительность.

11. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

12. Общество развивается закономерно. Законы общественного развития:

- носят объективный характер:

- действуют независимо от сознания конкретного индивида;

- действуют с принудительной необходимостью, их нельзя отменить;

б) они естественно – исторические, т.е. воплощаются в жизнь только через деятельность людей. Поэтому люди сами творят свою историю, выступая как режиссеры и актеры собственной драмы.

Таким образом, познав сущность социальных законов, люди могут влиять на развитие общества. Сформулировав свое учение, Маркс и Энгельс неоднократно предупреждали об опасности догматизма. По их мнению, никакое учение нельзя использовать как шаблон, нужно обязательно считаться с конкретно – историческими условиями, анализировать и всесторонне исследовать исторические факты. Сформировавшаяся под большим влиянием Фейербаха марксистская философия вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно в конце XIX – первой половины XX вв. В странах, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки) материалистическая философия (выросшая на основе марксизма) стала официальной и общеобязательной.

Позитивизм.

  Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление философии, сутью которого яв­ляется стремление поставить философию на твердую научную основу, освободить от ненаучных черт и сделать в качестве опоры только достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), осво­бодиться от любой оценочной роли, руководствоваться в иссле­дованиях именно научным арсеналом средств (как и любая дру­гая наука) и опираться на научный метод.

Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е – 40-е гг. XIX столетия. Позитивизм прошел большую эволюцию и является широко распро­страненным и популярным в современную эпоху.

В своем развитии позитивизм прошелчетыре основные стадии:

1) классический позитивизм (О. Конт и Г. Спенсер);

2) эмпириокритицизм (махизм) (Э. Мах и Р. Авенариус);

3) неопозитивизм (философы «Венского-кружка», Львовско-Варшавской школы, Б. Рассел и Л. Витгенштейн);

4) постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун).

По мнению Огюста Конта (1798 – 1857), философский спор между материализ­мом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.

Это значит, что:

- философское знание должно быть абсолютно точным и дос­товерным;

- для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

- основной путь для получения научного знания в философии – эмпирическое наблюдение;

- философия должна исследовать лишь факты, а не их причи­ны, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие да­лекие от науки проблемы;

- философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

- философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением, она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсе­нал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и за­нять свое место среди других наук.

Конт также выдвинул закон двойственной эволюции – интеллек­туальной и технической. В этой связи философом были выделены: три стадии интеллектуального развития и три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся: теологическая (мировоззрение основано на религии), метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании) и позитивная (основана на науке).

К стадии технического развития относятся: традиционное, доиндустриальное и индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу: теологическая – традиционному обществу, метафизическая – доиндустриальному, а позитивная (научная) – индустриальному. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В даль­нейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская филосо­фия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

Иррационализм и «Философия жизни».

Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, осо­бенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали мате­риалисты и позитивисты), а старые. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.

Двумя основными направлениями неклассической идеали­стической философии XIX в. являлись иррационализм и "фило­софия жизни" и были, главным образом, представлены творчест­вом Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

Иррационализм отвергал логические связи в природе, вос­приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис­темы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

Основная идея иррационализма заключается в том, что ок­ружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро­лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шо­пенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии про­возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире является воля.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли­ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

Воля:

• лежит в основе сознания;

• является всеобщей сущностью вещей.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шо­пенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").

Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

• сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;

• мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;

• точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля пред­метов и явлений вызывает внешние события в мире, движе­ние предметов, возникновение явлений;

• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.

Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные "насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве­щей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Философия Шопенгауэра сыграла большую роль в разви­тии неклассической идеалистической философии (иррациона­лизма, символизма, "философии жизни") и позитивизма.

        Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше

  Ницше считается основополож­ником родственной иррационализму "философии жизни". Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности по­знающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

  Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

• "воля к жизни";

• воля внутри самого человека ("внутренний стержень");

• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;

• "воля к власти".

Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступ­ков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расшире­нию своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".

Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, "воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма.

Философия жизни - направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Философия жизни возникает в 60-70-х годах XIX века, наибольшего влияния достигает в первой четверти XX века.

Главное понятие философии жизни - "жизнь" - неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически - как живой организм, и психологически - как поток переживаний, и культурно-исторически - как "живой дух", и метафизически - как исходное начало всего мироздания. Хотя у каждого представителя этого направления понятие жизни употребляется почти во всех этих значениях, однако преобладающим оказывается, как правило, или биологическая, или психологическая, или культурно-историческая трактовка жизни.

Экзистенциализм.

Экзистенциализм (лат. еxsistentia – существование) – философия существования. Он представляет собой одну из современных разновидностей иррационализма. Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами, как ответная реакция на хрупкость человеческого существования в критических и кризисных ситуациях.

Родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1888 – 1976) и Карл Ясперс (1883 – 1969); французские философы и писатели Жан Поль Сартр (1905 – 1980), Гобриэль Марсель (1889 – 1973), Альберт Камю (1913 – 1960).

Главными темами исследований, размышлений являются:

а) человеческое существование;

б) судьба личности в современном мире;

в) проблема веры и неверия;

г) утраты и поиска смысла жизни.

Эти вопросы всегда привлекали писателей, поэтов, художников, поэтому экзистенциализм приобрел популярность в среде творческой интеллигенции. Мыслители стремятся “вглядеться” в человеческую жизнь, дать предельно искренний “самоотчёт” мыслящего индивида, оказавшегося в эпицентре кризисных процессов.

Экзистенциалисты обращают внимание на то, что:

1) катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия;

2) чтобы выстоять, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности;

3) важную роль в проблеме выживаемости играет духовная выдержка человека;

4) человека нельзя превращать в инструмент, которым можно манипулировать (инструмент познания или производства). Человек это не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие.

Отсюда призыв: “Человек, пробудись!”, т.е. займи активную жизненную позицию, действуй в этом мире и научись противостоять ему всеми своими силами;

5) человек не только полномочный представитель человеческого рода и суверенная личность, но это качественная специфичность и индивидуальная неповторимость. Отсюда объектом философского осмысления выступает бытие индивидуальности, его смысл, знания, ценности, которые образуют “жизненный мир” личности, т.е. мир духовности, субъективности, а не материальный;

6) важной проблемой является соотношение социального и индивидуального бытия. Подчёркивая разорванность этих двух сфер человеческого бытия, экзистенциалисты исследуют вопросы: сущности и существования, бытия и обладания, познания и понимания и др. Они утверждают, что главное не сущность, а существование, т.к. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нём, а уж потом определяется как личность, т.е. сущность;

7) человек – это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Зная это, он должен высоко ценить всё то, что напоминает ему о сущности. Понять это можно, находясь в “пограничных ситуациях” т.е. перед лицом смерти;

8) пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора той или иной формы поведения, ориентируясь на те или иные ценности и идеалы;

9) выбирая идеалы и действуя сообразуясь с ними, индивид формирует себя как личность;

10) способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира – это есть фундаментальная характеристика человеческого существования – его свобода. Она сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности делать свой выбор любой формы поведения, духовно-нравственной позиции.

Подытоживая, можно сказать: в экзистенциализме подчеркивается что деятельность людей направляется прежде всего не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в одинаковых обстоятельствах реагирует не одинаково. В экзистенциализме содержится трагизм современной эпохи, её противоречия, опасность угрозы сохранения жизни на Земле, а также ярко выраженный нравственно-этический компонент, который мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.

Психоанализ.

Психоанализ- направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и других психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В ходе практической деятельности, анализируя психику, Фрейд сделал два главных открытия:

во-первых, бессознательного - особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и, в значительной степени, контролирует его;

во-вторых, реакции вытеснения (из сознания в бессознательное) отрицательных эмоций и всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики. Отрицательные эмоции, нереализованные желания вытесненные в бессознательное рано или поздно проявляют себя в виде «случайных» спонтанных действий, поступков, оговорок, ошибок и иных «странностей».

Фрейд утверждает, что сны являются проявлением жизни бессознательного. В снах реализуются скрытые стремления человека (то, что не реализовалось в реальной действительности, и тем самым, наступает психическое равновесие.

Он схематично представляет психику как совокупность трех слоев: Оно; Я; сверх-Я.

1. «Оно» -мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.

2. «Я» - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.

3. «Сверх-Я» -давящая и влияющая на человека внешняя реальность (цензура общества): законы, запреты, мораль, культурные традиции и др.

«Я» пытается подчинить себе «Оно». Это ему практически никогда не удается, а как правило, случается наоборот.

Фрейд образно иллюстрирует это, сравнивая всадника и лошадь, где всадник это «Я», а лошадь-«Оно». С первого взгляда кажется, что всадник «Я» контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь «Оно» в действительности сильнее всадника, так как несет его на себе. В некоторых случаях она вообще не подчиняется всаднику и везет его куда заблагорассудится.

«Сверх-Я» (нормы и запреты действующие в обществе) так же подчиняют себе «Я». Таким образом, утверждает Фрейд, «несчастное человеческое «Я»» испытывает мощное давление с трех сторон: во-первых, бессознательного «Оно»; во-вторых, внешнего мира; в-третьих, норм и запретов «сверх-Я».

Быть здоровым в этой ситуации «Я» просто не может.

Главными факторами, которые управляют психикой являются:

а) удовольствие (психика всегда стремиться к удовольствию);

б) вытеснение (психика всегда вытесняет в бессознательное те желания и идеи, которые невозможно реализовать).

Вытесненные в бессознательное мысли и желания сублимируются - преобразуются в разрешенные виды деятельности (искусство, творчество и т.п.).

Отвечая на вопрос, что является «ядром», двигательной силой бессознательного Фрейд сформулировал две точки знания: первая - господствовала до 1920г.; вторая - после 1920г..

Согласно первой - в основе бессознательного находится «либидо»-сексуальный инстинкт, который ищет выхода в трех возможных проявлениях: во-первых, он может реализоваться в сексуальных действиях любого проявления; во-вторых, он может быть вытеснен из бессознательного через сублимацию, т.е. преобразован в несексуальную энергию; в-третьих, он может быть подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Следовательно, психическая деятельность человека есть процесс превращения его сексуального инстинкта.

Согласно второй - в основе бессознательного находятся Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни) обеспечивает конструктивное поведение человека, направленное на созидание. Благодаря ему человек удовлетворяет свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушении всего того, что кажется ему чужим и опасным.

Жизнь человека есть постоянная борьба Эроса и Танатоса.

 

Герменевтика.

Герменевтика (от греч. germeneutikos – разъясняю, истолковываю) – искусство и теория истолкования текста. К сути, заложенной в этом понятии, обращались уже философы древности: истолковывали мифы, философские тексты, афоризмы, символы и иносказания. (Эзоп, разъяснение произведений Гомера и др.)

     С возникновением христианства, интерпретация текста Библии рассматривалась как искусство, инструмент правильного её понимания. Ещё Отцы церкви обнаружили в Cвященном тексте несколько смысловых уровней: за первым, буквальным смыслом был обнаружен более глубокий, духовный смысл Евангелия.

    Как философская проблема,герменевтика была поставлена и разработана немецким протестантским теологом Фридрихом Шлейермахером (1768 – 1834). Для него герменевтика стала способом понимания характера и психологии автора текста.

     Следующий этап в развитии герменевтики связан с именем немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833 – 1911). Он утверждает, что для правильного толкования текста обязательно необходимо понять психологию автора, его мотивы, менталитет, образ жизни и мысли. Исследователь не в состоянии адекватно воспроизвести прошлые события, факты, если не сможет принять во внимание психологию создателя документа. Необходимо отыскать и понять индивидуальные особенности, главные жизненные моменты автора.

     Следующий шаг в развитии герменевтики был сделан в XX веке.Видными представителями являются немецкий философ Х.– Г. Гадамер (1900), французский философ Поль Рикер (1913), американский философ Томас Кун (1922) и др.

1. Герменевтика из метода познания социально-гуманитарных наук превратилась в учение о бытии. “Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании.” Следовательно, понимание является не только способом познания, но испособом существования человека.

2. Интерпретация (толкование) является процессом проникновения в глубь смысловой структуры текста, т.е. движение от явного смысла к скрытому.

3. Интерпретация подчинена достижению понимания – это главная цель герменевтики.

4. В этом процессе всегда просматривается так называемый герменевтический круг, сутью которого является взаимосвязь части и целого:

а) понимание целого складывается из понимания отдельных частей;

б) для понимания частей необходимо понимание целого.

Идея герменевтического круга предполагает, что беспредпосылочного понимания не существует. Для того, чтобы начать понимать какой-либо текст, необходимо иметь некоторое представление о том, что предстоит понять. Разработка предварительного наброска смысла текста и его последовательный пересмотр и являются процессом понимания смысла текста.

5. Для этого необходимо проникнуть (понять) внутренний мир человека, писавшего данный текст, дух иной культуры, т.е. перенестись в жизнь автора текста.

6. Герменевтика рассматривает сквозь призму понимания весь объём человеческих взаимоотношений, самые разнообразные формы общения и приходит к выводу:

во-первых, что человек очень сложное существо и представлен не только лишь сознанием. Сознание есть лишь тонкая оболочка, покрывающая глубинные пласты непознанной субъективности;

во-вторых, противопоставление человека и мира оправдано только для методологических потребностей естествознания. В действительности же человек является неотъемлемой частью мира. Бытие человека - есть составная часть мирового бытия;

в-третьих, чтобы понять и освоить мировое бытие необходимо углублённое познание человеческого бытия, его субъективного мира.

 

Задания

1.Заполнить текстовую таблицу «Основные направления постклассической философии».

Направление философии Представители Основные идеи, фундаментальные понятия 
Марксизм    
Позитивизм    
Иррационализм    
«Философия жизни»    
Экзистенциализм    
Герменевтика    

2. Дайте интерпретацию одного из афоризмов:

· «Это не нравится мне». — Почему? — «Я не дорос до этого». — Ответил ли так когда-нибудь хоть один человек? Ф. Ницше

· Что не убивает меня, то делает меня сильнее. Ф. Ницше

· Единственный человек, с кем вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, этот тот, кто вы есть сейчас… З. Фрейд

· Воспитатель сам должен быть воспитан. К. Маркс

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: