Автомобиль МАЗ – 5335 оснащен винтовым рулевым механизмом (передаточное число 23,6) представляющий из себя винт 12, который проходит внутри гайки - рейки 6, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 7 (рис. 2). В винтовые канавки между гайкой - рейкой 6 и винтом 12 при сборке заложено два ряда шариков. Движение шариков в винтовых канавках ограничено направляющими 13 и 15. Высокая точность деталей механизма обеспечивает легкое и плавное вращение винта в гайке - рейке.
Сектор 7 рулевого механизма, изготовленный как одно целое с валом сошки, установлен на игольчатых подшипниках 4. Зубья сектора выполнены с переменной по длине толщиной, что позволяет регулировать зазор в зацеплении с рейкой, перемещая в осевом направлении сектор регулировочным винтом 22. Винт в сборе с валом сектора ввертывают в боковую крышку 20 картера и крепят контргайкой 21. Регулировочный винт упирается в опорную пластину 18 и удерживается гайкой 19. Контргайка 21 фиксирует положение винта после регулировки.
Для правильной установки сошки на торце вала сектора нанесена метка, которую при сборке совмещают с меткой на сошке. Винт 12 вращается в двух роликоподшипниках 11 и соединяется с рулевым валом карданным шарниром. Картер рулевого механизма закрыт крышками 10 и 20 и уплотнен резиновыми сальниками 2 и 17. Отверстие для заливки масла закрыто пробкой 16.
|
|
Рисунок 2 - Рулевой механизм автомобиля МАЗ – 5335.
1 - сошка; 2 и 17 - сальники; 3 - упорное кольцо; 4 - подшипник вала сектора; 5 - картер; 6 - гайка - рейка; 7 - зубчатый сектор; 8 - регулировочные прокладки; 9 - болт крепления крышки; 10 - нижняя крышка; 11 - подшипник винта; 12 - винт; 13 и 15 - направляющие шариков; 14 - шарики; 16 - пробка отверстия для заливки масла; 18 - опорная пластина; 19 - гайка регулировочного винта; 20 - боковая крышка картера; 21 - контргайка; 22 - регулировочный винт.
Вопросы для самопроверки:
1. Объясните назначение рулевого механизма;
2. Перечислите типы рулевых механизмов, на каких изучаемых автомобилях они применяются;
3. Объясните устройство и принцип работы реечного рулевого механизма автомобиля ВАЗ - 2108;
4. Объясните устройство червячного рулевого механизма автомобиля ГАЗ – 24 «Волга»;
5. Объясните устройство червячного рулевого механизма автомобиля ВАЗ – 2101;
6. Объясните устройство винтового рулевого механизма автомобиля МАЗ – 5335;
7. Объясните устройство рулевых механизмов со встроенным гидроусилителем рулевого управления автомобилей ЗИЛ – 130, КамАЗ – 5320.
Литература:
1. Тур Е.Я. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1990.
2. Михайловский Е.В. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1985.
3. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. – М.: Транспорт, 1989.
|
|
4. Пехальский А.П. Устройство автомобилей. – М.: «Академия», 2005.
Лекция
Рулевой привод. Назначение, типы и устройство
(2 часа)
План лекции
1. Общее устройство и типы рулевого привода.
2. Устройство рулевого привода легкового автомобиля ГАЗ - 24.
3. Устройство рулевого привода легкового автомобиля ВАЗ - 2108.
4. Устройство рулевого привода грузового автомобиля ЗИЛ – 130.