Теоретические сведения

Подвеска – это ряд узлов и агрегатов автомобиля, обеспечивающих упругую связь между несущей системой и мостами (колесами) автомобиля.

Особенностью зависимой подвески является передача перемещения одного из колес в поперечной плоскости другому колесу (зависимость колес).

Основным недостатком зависимой подвески на продольных рессорах является слабое противодействие боковым и продольным силам на больших скоростях, что приводит к смещению (уводу) моста и потере управляемости, а также большая неподрессоренная масса автомобиля (в сравнении с независимой подвеской).

Передняя рессорная подвеска автомобиля ГАЗ - 53 - 12(А). У автомобиля ГАЗ – 53 - 12(А) зависимая передняя подвеска (рис. 1) состоит из двух продольных полуэллиптических рессор, расположенных под лонжеронами рамы вдоль автомобиля. Концы сдвоенного коренного листа 11 рессоры закреплены при помощи резиновых опор в прикрепленных к лонжерону кронштейнах 1 и 6. Концы одного коренного листа отогнуты вверх, а другого вниз, вследствие чего образуется торцовая упорная поверхность. Концы листов охвачены обоймами 7 и 12, увеличивающими площадь давления рессоры на резиновые опоры, что уменьшает их износ. Для смены резиновых опор и демонтажа рессор кронштейны 7 и 6 имеют установленные на болтах съемные крышки.

Рессора собрана из стальных листов разной длины, которые стянуты вместе хомутами и прикреплены к переднему мосту двумя стремянками 10. С помощью этих же стремянок к верхней части рессоры крепят резиновый буфер 9, смягчающий удары при максимальных прогибах рессоры. Рессора при прогибе перемещается в продольном направлении в сторону ее заднего конца. В переднюю подвеску входит также двухтрубный гидравлический телескопический амортизатор 5 двухстороннего действия, который при помощи резинометаллических шарниров 4 соединяет передний мост и кронштейн 3 лонжерона 2.

Рисунок 1 – Передняя рессорная подвеска автомобиля ГАЗ - 53 - 12(А)

1, 3 и 6 - кронштейны; 2 - лонжерон; 4 - шарнир; 5 - амортизатор; 7 и 12 - обоймы концов коренных рессорных листов; 8 и 13 - верхние и нижние опоры; 9 - буфер; 10 - стремянка; 11-двойной коренной лист; 14 - торцовый упор.

Задняя подвеска автомобиля КамАЗ (рис. 2). Каждая рессора 5 средней частью прикреплена стремянками 7 к качающейся опоре 12 балансирного устройства. Концы рессор опираются на опоры. При прогибе рессор концы их скользят в опорах. Поскольку продольное перемещение концов рессоры в кронштейнах не ограничено, она разгружена от передачи продольных усилий и моментов, действующих в продольной плоскости, но воспринимает боковые усилия.

Для ограничения хода мостов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжероне установлены буфера. Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму шестью реактивными штангами (четыре штанги нижние 11, 14 и две верхние 10).

Рисунок 2 - Задняя подвеска автомобиля КамАЗ.

1 - средний мост; 2 - кронштейн верхней реактивной штанги; 3 - кронштейн нижней реактивной штанги; 4, 8 - кронштейны установки рессоры; 5-рессора; 6 - кронштейн подвески; 7 - стремянка рессоры; 9 - задний мост; 10 - верхняя реактивная штанга; 11, 14 - нижние реактивные штанги; 12 - качающаяся опора; 13 - ось опоры.

Рисунок 3 - Реактивная штанга.

1 - масленка; 2 - гайка; 3 - шайба пружинная; 4 - сальник; 5 - штанга; 6 - заклепка; 7 - вкладыш внутренний; 8 - палец; 9 - вкладыш наружный; 10 - пружина; 11 - прокладка; 12 – крышка.

Шарниры реактивных штанг (рис. 3) самоподжимные (состоят из шаровых пальцев, внутренних и наружных вкладышей и поджимающих их пружин). Крышки крепятся

болтами, что позволяет легко разбирать и собирать шарниры. Для защиты шарниров от воды и грязи установлены резиновые сальники. Для смазки имеются масленки, размещенные в

крышке реактивных штанг.

Балансирное устройство (рис. 4) состоит из двух осей 31, запрессованных в кронштейны качающихся опор 33, башмаков 19 с втулками 25 из антифрикционного материала. Кронштейны 33 балансирного устройства соединены на автомобилях КамАЗ стяжкой 34.

Рисунок 4 - Балансирное устройство.

19 - башмак рессоры; 20 - прокладка крышки башмака; 21 - гайка крепления башмака; 22 - пробка заливная; 23 - крышка башмака; 24 - болт стяжной гайки крепления башмака; 25 - втулка башмака; 26 - кольцо уплотнительное; 27 - кольцо упорное; 28 - манжета; 29 - гайка крепления стяжки кронштейнов; 30 - обойма манжеты; 31 - ось башмака; 32 - гайка крепления шарового пальца; 33 - кронштейн балансира; 34 - стяжка кронштейнов балансира.

Амортизатор передней подвески автомобиля КамАЗ - 5320. Гидравлический, телескопический, двустороннего действия амортизатор предназначен для гашения колебаний полуэллиптических рессор переднего моста, возникающих при движении автомобиля. Устройство амортизатора представлено на рисунке 5.

Рисунок 5 – Устройство амортизатора автомобиля КамАЗ – 5320.

10 - нижняя проушина; 11 – корпус цилиндра; 12 - кожух; 13 - рабочий цилиндр; 14 - направляющая штока; 15 - пружина сальника; 16 - обойма сальника; 17 - сальник штока; 18 - войлочный сальник штока; 19 - гайка корпуса; 20 - обойма верхнего сальника; 21 - верхний сальник штока; 22 - шток; 23 - втулка головки амортизатора; 24 - верхняя проушина; 25 - ограничительная тарелка; 26 - пружина перепускного клапана; 27 - тарелка перепускного клапана; 28 - поршневое кольцо; 29 - поршень; 30, 42 - дроссельные диски; 31 - диск клапана отбоя; 32 - шайба клапана отбоя; 33 - тарелка клапана отбоя 34 - пружина клапана отбоя; 35, 47 - регулировочные шайбы; 36 - гайка клапана отбоя; 37 - стержень клапана сжатии; 38 - ограничительная тарелка; 39 - пружина впускного клапана; 40 - тарелка впускного клапана; 41 - корпус клапана сжатия; 43 - диск клапана сжатия; 44 - шайба клапана сжатия; 45 - тарелка клапана сжатия; 46 - пружина клапана сжатия; 48 - гайка клапана сжатия.

Основными, частями амортизатора являются корпус 11, рабочий цилиндр 13, кожух 12, поршень 29 со штоком 22, клапан сжатия, клапан отбоя, перепускной клапан, впускной клапан. Рабочий цилиндр размешен внутри корпуса, снизу к нему приварено основание, а сверху цилиндр закрывается направляющей штока 14. Внутри цилиндра перемещается поршень, соединенный со штоком. В поршне имеется два ряда отверстий, расположенных по окружностям. Отверстия на большом диаметре закрываются тарелкой перепускного пластинчатого клапана 27, отверстия на меньшем диаметре перекрыты снизу диском клапана отбоя 31. В основании цилиндра имеется один ряд отверстий по окружности, которые закрываются сверху тарелкой впускного клапана 40. В центре основания расположен клапан сжатия (поз. 41 – 48).

Пространство между рабочим цилиндром и корпусом называется компенсационной полостью, вместе с рабочим цилиндром она наполовину заполнена жидкостью, вторая половина заполнена воздухом.

Выход штока из цилиндра уплотняется резиновым сальником 21. Между обоймой сальника 16 и направляющей штока 14 установлен сальник 17, уплотняющий резервную полость.

Работа амортизатора. При плавном ходе сжатия поршень перемешается вниз, под ним создается давление, за счет чего открывается перепускной клапан на поршне, и жидкость перетекает в пространство над поршнем. Вся жидкость из-под поршня не может перетечь в пространство над поршнем, так как часть объема занимает шток. Поэтому часть жидкости через приоткрывающийся клапан сжатия перетекает в компенсационную полость.

При резком сжатии под поршнем создается большое давление, клапан сжатия открывается на большую величину. Жидкость перетекает через перепускной клапан в пространство над поршнем и через клапан сжатия в резервную полость.

При плавном ходе отбоя давление создается в пространстве над поршнем. Жидкость перетекает через отверстия, расположенные на меньшем диаметре в поршне, и щели в клапане отбоя в пространство под поршнем. Одновременно в это же пространство поступает жидкость из резервной полости через впускной клапан.

При резком ходе отбоя давление над поршнем возрастает быстро. Жидкость, преодолевая усилие пружины, открывает клапан отбоя и проходит в пространство под поршнем. Одновременно часть жидкости из резервной полости проходит через впускной клапан в пространство под поршнем.

Во всех случаях при перетекании жидкости через узкие отверстия клапанов создается трение жидкости о стенки отверстий и между ее слоями. За счет этого трения и гасятся колебания рамы. Сопротивление амортизатора при ходе сжатия меньше, чем при ходе отбоя. При трении выделяется теплота, поэтому исправно работающий амортизатор должен быть теплым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: