Методические рекомендации

 

Интерес современной философии к науке и технике обусловлен, с одной стороны, превращением их в главный источник роста материального благосостояния общества, открывающий новые невиданные горизонты, а с другой, − осознанием негативных последствий этого влияния: научно-технический прогресс «ответственен» за экологическую проблему и отчасти за утрату духовности. Философские проблемы науки изучает раздел философии, именуемый эпистемологией.

От других форм познания и деятельности наука отличается спецификой целей, средств и конечных результатов. Предельно абстрактно место науки в системе знания определяют два философских подхода – сциентизм (сайентизм, симентизм) и антисциентизм. Сциентизм – мировоззренческая установка о приоритете науки перед другими формами знания. Практические результаты научно-технического прогресса – главный аргумент сторонников сциентизма. Антисциентизм считает решающей иррациональную составляющую человека: бессознательное, свободу и интуицию, которым подчинена упорядочивающая деятельность рассудка. Аргументов у его сторонников также достаточно, начиная с неудачи Платона в построении идеального государства с философами во главе. Как всегда, истина оказывается где-то посередине, но ее-то и труднее всего определить и достигнуть.

Становление науки в современном смысле слова,как системы теоретически обобщенных знаний, вида деятельности по их приобретению и особого социального института, начавшись еще в 3-м тыс. до н.э., завершилось в ХVII столетии. При ознакомлении с методами научного познания на эмпирическом и теоретическом уровнях науки (наблюдением, экспериментом, индукцией, дедукцией, моделированием, идеализацией…) следует обратить внимание на исходный материал и средства проверки научных знаний – научные факты. Для понимания их смысла уместно поразмышлять над двумя высказываниями: 1) «Факты не требуют доказательств и смеются над неверующими»;  и 2) «Если факты не соответствуют теории – тем хуже для фактов».

На основании происшедших субъектных, объектных, мировоззренческих и методологических трансформаций в эволюции науки выделяют два этапа (периода) – классический и неклассический. Эпистемология особое внимание обращает на мировоззренческое их отличие – присутствие в неклассической науке значительной доли неопределенности и плюрализма. Основатель синергетики (с греч. сотрудничество) − теории развития сложных систем − нобелевской лауреат И. Пригожин образно представил классическую модель науки в виде маятника, оба конца которого соединены жестким стержнем, один конец жестко закреплен, а второй может совершать колебания с произвольной амплитудой. Если вывести такой маятник из состояния покоя, то можно предсказать его дальнейшее движение (траекторию, расстояние…). «Неклассический маятник» перевернутый: груз движется вверх. Достигнув верхней точки, груз упадет от малейшей вибрации, причем неизвестно куда: вправо, влево, вперед или назад. Вопреки закону классической физики – чем больше приложенная сила, тем ощутимее результат – в неклассическом подходе «мышь может сдвинуть гору».

Таким образом, в эпистемологии, как и в философии в целом, прослеживаются все те же две тенденции – центробежная, постмодернистская и центростремительная, неоклассическая (позитивизм…). Сторонники первой (П. Фейерабенд и др.), вдохновленные открытием парадигмальной структуры науки Т. Куном, И. Лакатосом, представляют движение науки некумулятивистски и анархистстки. Они обосновывают тезисы о несопоставимости методологий и неопределенности векторов научных изменений, заявляют о «равновесии» истинности различных видов познания, например, науки и религии, отрицают присущий ранее ученым и философам кумулятивизм – веру в преемственность, в постепенное накопление научных знаний по принципу субординации: каждый новый этап включает достижения предшествующих и добавляет к ним свои. Но ведь, действительно, без предшествующих знаний невозможны бы были последующие. Кроме того, нельзя признать одинаково равными претензии на истину религиозных и научных знаний хотя бы потому, что два этих вида знания (это вытекает из того же парадигмального подхода) пользуются разными средствами и имеют разные объекты исследования.

Завершить рассмотрение темы следует вопросом о философских проблемах техники и технологий, их взаимовлиянии, связи с наукой и с жизнью. Решение большинства из них видится в постепенном осознании обществом того факта, что техника должна быть дополнена гуманитарной составляющей – заботой о физическом и духовном здоровье, экологической безопасности и т.п. Не случайно, в некоторых странах появилась новая дисциплина, техноэтика. В США христианские заповеди включены в «Кодекс технолога», а в Германии новые технологии должны отвечать критерию роста общественного благосостояния.

 

 

Т е м а  12

АКСИОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ

 

Семинар 14

ФИЛОСОФСКОЕ  УЧЕНИЕ  О  ЦЕННОСТЯХ

 

План

 

1. Философия как аксиология.

2. Понятие ценностей и оценки. Оценка и норма.

3. Ценностные ориентации, их социальная обусловленность.

4. Соотношение цели и средств как аксиологическая проблема.

 

Эссе и сообщения:

1. Свобода в кн. Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», гл. «Великий инквизитор». // Ф.М. Достоевский. Собр. соч. в 12 т. - М., 1982. – Т. 11. – С. 290 - 312.

2. Духовный мир личности и ценностные ориентации.

3. Ценности «общества потребления» в философии Ж. Бодрийяра.

4. Идеалы и ценности современной молодежи.

5. Ф. Фукуяма о ценностях восточной цивилизации в кн. «Доверие».

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Ценности объективны или субъективны?

2. По своей сущности ценности материальны или идеальны?

3. Какие ценности присущи западной цивилизации?

4. Как ценности влияют на поведение человека, общества?

5. Что такое гедонизм?

6. Достижимо ли счастье?

7. Что такое свобода?

8. Утилитаризм – это здорово?

9. Говорят, что о вкусах не спорят. Так ли это?

 

Основные понятия:

Аксиология – учение о ценностях, развитое на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Благо – все то, что заключает в себе положительный смысл.

Гедонизм (греч. наслаждение) – учение, согласно которому высшим благом является наслаждение.

Гуманизм – система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности.

Идеал – совершенство или высшая цель стремлений.

Прекрасное – явления, обладающие для человека высшей эстетической ценностью.

Утилитаризм – система воззрений, высшим благом признающая пользу, выгоду.

Ценность – специфическое отношение людей к природным, социальным и духовным феноменам с точки зрения их положительной или отрицательной значимости.

Эвдемонизм – этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.

 

Список рекомендуемой литературы:

1.Философия: учебник для студентов вузов по всем направлениям подготовки бакалавриата / под ред. В.П. Кохановского. - 23-е изд., стереотип. – М., 2014.

2. Канке В.А. Философия: учебник для вузов / В.А. Канке. - Гл. 2.2. - М., 2003.

3. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000.

4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский // Соч. в 12 т. – Т. 11. – М., 1982.

5. Каган М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. - СПб., 1997.

6. Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде. - М., 1994.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: