Отработка навыка конструктивной критики

1. Познакомиться с правилами конструктивной критики.

2. Отрабатывать этот навык в собственной коммуникации, как в деловой, так и в личностной.

 

Правила конструктивной критики.

Конструктивная критика – указывающие на недостатки в действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюдении этических норм.

1. имеете ли вы право критиковать? Нет – откажитесь от критики;

2. не начинайте разговор при свидетелях; в некоторых случаях – можно;

3. сохраняйте ровный тон;

4. найдите повод для похвалы;

5. не выносите поспешных обвинений, выслушайте объяснения другой стороны;

6. признайте собственные ошибки в рассматриваемой ситуации, расскажите об опыте собственных неудач;

7. критикуйте поступки, а не способности и свойства другого человека;

8. обратитесь к объективным нормам критической оценки;

9. помогите найти решение по выходу из сложившейся ситуации, поддержите престиж человека, дайте возможность критикуемой стороне реабилитироваться

 

Принципы восприятия критики:

1. абстрагирование от того, кто критикует и в какой форме;

2. выделить в критических замечаниях их деловую сущность и рациональное зерно;

3. отказ от стереотипа – считать все то, что мы делаем, нормальным и не нуждающимся в совершенствовании;

4. воспринимайте любую критику с благодарностью;

5. проявляйте взаимное уважение, учитывайте психологическую реакцию людей.

Критерии полезной обратной связи.

1. Она должна носить скорее описательный, чем оценочный характер, так как оценочная обратная связь усиливает защитное поведение.

2. Она не должна носить обобщающий характер: «Ты склонен доминировать» (-) - «В течение последних пяти минут ТЫ никому не дал высказаться до конца» (+).

3. Она должна относиться к такому поведению, которое ее получатель может изменить. Она бесполезна, если относится к тому, на что получатель повлиять не может (имя, возраст, прошлое и т.д.).

4. Она приносит больше пользы в тех случаях, когда обращаются с просьбой о ней, чем тогда, когда ее навязывают.

5. Важна своевременность обратной связи: она должна относится к поведению, которое имело место в данный момент.

6. При передаче обратной связи следует избегать укоризненных жестов, качаний головой и т.д.

 

Обратная связь

 

Вы предоставляете обратную связь

Открывающиеся возможности: За счет чего:
Обеспечить наиболее полное восприятие информации собеседником   Избежать ошибок в предоставленной собеседнику информации   Снять эмоциональную нагрузку у собеседника   Поддержать общение   Подтвердить, что вы получили информацию от собеседника   Получить от собеседника новую информацию Повторно проговариваете, полученную от собеседника информацию   Сообщаете собеседнику Вашу реакцию на полученную от него информацию   Акцентируете внимание собеседника на ключевых моментах сообщенной им информации

Вы получаете обратную связь

 

Открывающиеся возможности: За счет чего:
Убедиться в том, что Вас правильно поняли   Убедится в том, что Вы сказали все, что хотели   Получить возможность для продолжения более открытого контакта   Общение стало более непринужденным Задаете уточняющие вопросы   Интересуетесь мнением собеседника   Обращаете внимание на интонации собеседника, сообщающего информацию   Следите за акцентами, которые расставляет собеседник, сообщая информацию   Выделяете позитивную, негативную или информативную реакцию собеседника на Ваше сообщение

 

 

а) Предложите обратную связь

Предоставить обратную связь в ответ на полученное сообщение можно и без просьбы сделать это. Предоставление обратной связи может быть удобным инструментом в том случае, если собеседник не очень разговорчив или наоборот, чересчур болтлив. Также, это может быть удобно в случае сумбурного диалога.

Примеры:

Если Вы не возражаете, я уточню?...

Я хотел бы проверить, правильно ли я Вас понял?...

У меня есть некоторые соображения по поводу того, что вы мне сообщили...

б) Попросите об обратной связи

Профессиональные коммуникаторы часто предоставляют обратную связь. Но если ее нет, или она недостаточна для Вас, о ней можно попросить.

Примеры:

Вы не могли бы повторить адрес и все координаты, я бы хотел убедиться, что я не ошибся...

Мне интересна Ваша реакция на мое сообщение.

А какова Ваша точка зрения по этому вопросу?

Могу ли я узнать, что будет с той информацией, которую я Вам передал?

Давайте подведем итоги нашего обсуждения.

Практическая работа 13.

Противостояние манипуляциям во взаимодействии.

 

1. Сравнить модели поведения актуализатора и манипулятора в конфликте, отметить позитивное и негативное в моделях поведения манипулятора и актуализатора по работе Эверетта Шострома «Анти- Карнеги или человек – манипулятор»

2. Выявить манипулятивное поведение учителей и учеников; обозначить актуализированные подходы в работе учителя; формы школьного ловкачества учеников, систему манипуляций учителей, с помощью которых они защищаются, (по работе Эверетта Шострома» Анти- Карнеги или человек – манипулятор»).

3.Изучить авторскую концепцию “цивилизованного” поведения цивилизованно противостоять нападению и манипуляции, представленную в книге Е.В. Сидоренко “Тренинг влияние и противостояния влиянию”, СПБ, 2001

4. Отработать в коммуникации цивилизованные способы противостояния манипуляциям.

 

       Практическая работа 14.

Организация переговорного процесса как метод разрешения конфликтов.

1.Исследуйте собственную тактику ведения переговоров с помощью теста.

2.Познакомиться с методом организации переговоров.

3.Проанализировать реальный собственный переговорный процесс по следующим аспектам: изложение своей позиции, насколько было конструктивно было собственное позиционирование, соотнести собственные переговорные процессов с содержанием представленных таблиц.

4. Познакомиться с содержанием деятельности и принципами посредничества. Соотнести собственный опыт (если таковой имеется) с содержанием деятельности и принципами посредничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: