6.1. Порядок получения разрешения на строительство
Строительство может осуществляться только при наличии разрешения на строительство.
Разрешение на строительство – это документ, подтверждающий соответствие ПД требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство и реконструкцию объектов.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (Инспекция архстройконтроля администрации г. Твери – ГАСК).
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
строительства гаража, предоставленному физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства[2];
строительства вспомогательных строений;
изменения объектов или их частей, если не затрагиваются конструкции, обеспечивающие безопасность объекта.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства зданий вспомогательного использования. Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.
|
|
Для получения разрешения на строительство заказчик передает в указанный орган документы, определяющие порядок землепользования, материалы ПД, в том числе ПОС, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и др.
ГАСК в течение десяти дней рассматривает представленные документы и выдает разрешение на строительство или отказывает в нем.
В течение трёх дней со дня выдачи разрешения заказчик направляет копию разрешения в орган, уполномоченный осуществлять государственный строительный надзор (Инспекция государственного строительного надзора по Тверской области).
Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный ПОС (календарным планом), с возможностью его продления; для объектов индивидуального жилищного строительства – сроком на десять лет.
6.2. Организационно-техническая подготовка строительства
Продолжительность подготовительного периода от общего объёма строительства составляет 10...20% от общей продолжительности строительства, около 16% от сметной стоимости и 18% от общей трудоёмкости.
Объём подготовительных работ в значительной степени зависит от степени освоения района, наличия в нем производственных баз, развитости дорожной сети, природно-климатических факторов. Характер и порядок проведения подготовки меняется в особых природно-климатических условиях: в зоне вечной мерзлоты, горных и высокогорных районах, пустынях и полупустынях.
|
|
Организация строительства включает два периода: период подготовки к строительству и период основных работ.
Организационно-техническая подготовка представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий организационного, технического, технологического характера, направленных на своевременное развертывание строительства. Она ведётся в три этапа.
За первый этап (организационная подготовка) отвечает заказчик. В это время в соответствии с регламентирующими документами выполняются общие организационно-технические мероприятия, которые проводятся до начала основного строительства:
отвод земельного участка под строительство;
открытие заказчиком финансирования строительства, а при недостатке собственных средств заключение договора между заказчиком и кредитным учреждением на кредитование строительства;
заключение договора заказчика с изыскательской организацией на проведение изыскательских работ;
заключение договора заказчика с генеральной проектной организацией на разработку ПД;
организация государственной (или негосударственной) экспертиз результатов инженерных изысканий и ПД и получение положительных заключений экспертиз;
заключение договоров на поставку строительных материалов, изделий и конструкций, поставку и монтаж технологического оборудования;
получение разрешения на строительство;
организация авторского надзора (при необходимости);
обеспечение государственного строительного надзора;
проведение тендерных торгов и заключение договора (контракта) подряда;
переселение лиц и организаций из зданий, подлежащих сносу;
снос существующих строений, находящихся на территории будущего строительства, перенос коммуникаций;
обеспечение строительства подъездными путями, инженерными коммуникациями и др.
При подготовке к ведению СМР на территории действующих производственных объектов администрация предприятия-застройщика и исполнитель работ назначают ответственное лицо за оперативное руководство работами и определяют порядок согласованных действий:
объемы, технологическую последовательность, сроки выполнения СМР, а также условия их совмещения с работой производственных цехов и участков реконструируемого предприятия;
порядок оперативного руководства, включая действия строителей и эксплуатационников, при возникновении аварийных ситуаций;
последовательность разборки конструкций, а также разборки или переноса инженерных сетей, места и условия подключения временных сетей водоснабжения, электроснабжения, места выполнения исполнительных съемок;
порядок использования строителями услуг предприятия и его технических средств;
условия организации комплектной и первоочередной поставки оборудования и материалов, перевозок, складирования грузов и передвижения строительной техники по территории предприятия, а также размещения временных зданий и сооружений и использования для нужд строительства зданий, сооружений и помещений действующего производственного предприятия.
Участники строительства своими распорядительными документами (приказами) назначают ответственных за объект должностных лиц: ответственного представителя технадзора застройщика (заказчика) – должностное лицо, отвечающее за ведение технического надзора; ответственного производителя работ – должностное лицо, отвечающее за выполнение и качество работ; ответственного представителя проектировщика – должностное лицо, отвечающее за ведение авторского надзора, в случаях, когда авторский надзор выполняется.
|
|
Указанные должностные лица должны иметь соответствующую квалификацию. Для объекта, возводимого организацией, выполняющей функции застройщика (заказчика) и исполнителя работ (подрядчика), указанные должностные лица назначает руководитель этой организации.
Второй этап организационно-технической подготовки – это время от начала подготовительных работ на строительной площадке до начала периода СМР.
Проведение второго этапа определяется СНиП 12-01-2004 «Организация строительства».
Подготовка к строительству включает внеплощадочные и внутриплощадочные работы, проводимые на территории строительства, а его продолжительность регламентируется СНиП 1.04.03-85* «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений» или региональными нормами продолжительности.
До начала любых работ строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами ограждают в соответствии с требованиями нормативных документов.
При въезде на площадку устанавливают информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту и представителя органа госархстройнадзора или местного самоуправления, курирующего строительство, сроков начала и окончания работ, схемы объекта.
По требованию органа местного самоуправления строительная площадка может быть оборудована устройствами или бункерами для сбора мусора, а также пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах.
Исполнитель работ должен обеспечивать доступ на территорию стройплощадки и возводимого объекта представителям застройщика (заказчика), органам государственного контроля (надзора), авторского надзора и местного самоуправления; предоставлять им необходимую документацию.
В случае обнаружения в ходе работ объектов, имеющих историческую, культурную или иную ценность, исполнитель работ приостанавливает ведущиеся работы и извещает об обнаруженных объектах органы, уполномоченные принимать решения по данному вопросу.
|
|
Временные здания и сооружения для нужд строительства устанавливаются на строительной площадке специально для обеспечения строительства и после его окончания подлежат ликвидации. Объекты временного хозяйства должны соответствовать требованиям технических регламентов и строительных, пожарных, санитарно-эпидемиологических норм. Состав временных объектов, размещаемых на территории строительной площадки, определяется стройгенпланами, разрабатываемыми в составе ПОС и ППР.
Внеплощадочные подготовительные работы должны включать строительство подъездных путей и причалов, линий электропередач с трансформаторными подстанциями, сетей водоснабжения с водозаборными сооружениями, канализационных коллекторов с очистными сооружениями, жилых поселков для строителей, необходимых сооружений по развитию производственной базы строительной организации.
Внутриплощадочные подготовительные работы включают:
перенос и закрепление репера;
сдачу-приёмку геодезической разбивочной основы для прокладки инженерных сетей, дорог и строительства объектов;
планировку, водоотвод и водопонижение;
устройство постоянных и временных дорог, инвентарных временных ограждений строительной площадки;
размещение мобильных временных зданий и сооружений производственного, административного и санитарно-хозяйственного назначения;
устройство складских площадок и помещений для хранения материалов, изделий и конструкций, разгрузочных площадок, иногда стендов для укрупненной сборки конструкций и технологического оборудования.
Подготовка к строительству каждого объекта должна предусматривать изучение инженерно-техническим персоналом ПД (включая документацию по результатам технического обследования конструкций при реконструкции действующего предприятия), детальное изучений условий строительства, разработку проектов производства работ на вне- и внутриплощадочные подготовительные работы, возведение зданий, сооружений и их частей, а также выполнение самих работ подготовительного периода с учетом природоохранных требований и требований по безопасности труда.
При строительстве комплекса объектов подготовительные работы делят на собственно подготовительные работы и работы по строительству постоянных объектов. Эти объекты в последующем используются для производственных нужд с целью сокращения стоимости строительства комплекса.
При строительстве в две и более очереди в подготовительный период выполняют только те работы, которые необходимы для строительства объектов первой очереди. Подготовка строительства объектов второй очереди осуществляется одновременно с основным строительством объектов первой очереди. Такая организация позволяет значительно сократить продолжительность и стоимость возведения комплекса.
Третий этап включает объектную подготовку при строительстве комплексов (проводит генподрядчик) и подготовку к производству СМР, которую проводит производитель работ.
При подготовке к производству СМР необходимо:
разработать ППР;
подготовить строительные машины, укомплектованные сменным оборудованием;
подготовить технологическую оснастку, такелажные средства;
заготовить построечный инвентарь – леса, подмости, бункеры и ящики для раствора, бетона, кондукторы для монтажных работ;
создать необходимый запас строительных материалов, изделий и конструкций.
К подготовительным работам для специализированных потоков относятся те, которые необходимы для своевременного начала определённого вида СМР.
Для подготовки монтажа сборных железобетонных конструкций выполняется:
устройство подкрановых путей и монтаж башенного крана;
подготовка технологического нормокомплекта;
подготовительный запас ж/б элементов;
размещение оборудования для сварки и заделки стыков конструкций;
комплектация рабочих бригад.
Продолжительность этого этапа не регламентируется нормативными документами.