Процесс планирования и организации начинается с ясного понимания того, что же нужно делать для ее эффективного развития и функционирования.
Планирование начинается с постановки общих целей, что дает возможность выбрать ориентиры в направлении работы всей организации и ее маркетингового отдела. Как уже было сказано, цели относят к категории долгосрочного планирования, которые получают свою конкретизацию в постановке краткосрочных задач.
Успех любого плана зависит от:
1) качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации (на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде);
2) качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и пр.;
3) правильной оценки конкурентоспособности организации;
4) выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конку- рентоспособность организации.
|
|
Основное содержание внутрифирменного планирования как функции управления организации состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и дальнейшего развития предприятия с учетом материальных источников и спроса рынка.
Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого из ее подразделений (например, маркетинговой службы) в отдельности на установленный период времени; определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом и ее маркетинговой службы.
Внутрифирменное планирование маркетинговой деятельности организации охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования.
В зависимости от содержания целей и задач, а также длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования:
- стратегическое или перспективное планирование (прогнозирование);
- среднесрочное планирование;
- текущее (часто называемое тактическим, бюджетным, оперативным) планирование.
Уровень и качество планирования маркетинговой деятельности определяются следующими важнейшими условиями:
- компетентностью руководства организации на всех уровнях управления (и маркетинговой службы, в частности);
- квалификацией персонала, работающего в функциональных
|
|
подразделениях;
- наличием достоверной информационной базы и обеспеченностью
необходимой техникой.
Планирование – это начальный этап управления маркетинговой деятельностью для достижения поставленных целей, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до получения планируемого результата.
Этапы разработки маркетингового плана.
Рис. 11. Основные этапы разработки маркетингового плана.
Маркетинговое планирование включает в себя определение:
- конечных и промежуточных целей;
- задач, решение которых необходимо для достижения целей;
- средств и способов их решения;
- требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
Стратегическое маркетинговое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации на рынке и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.
Стратегическое планирование охватывает период в 10 – 15 лет и влияет на функционирование всей системы управления организацией и основывается на значительных ее ресурсах.
Развитие перспективного маркетингового планирования предусматривает разработку общих принципов ориентации организации на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Вообще перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности всей организации, в т.ч. в международном масштабе:
- определяя направления и размеры капиталовложений и источников их финансирования;
- внедряя технические новшества и прогрессивные технологии;
- осуществляя диверсификацию производства и обновление продукции;
- определяя формы осуществления заграничных инвестиций;
- совершенствуя организацию управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.
Текущее (или среднесрочное) маркетинговое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрения новой технологии.
Большую роль в современном планировании играют грамотно разработанные бизнес-планы. Бизнес-план – это руководство и обоснование стратегических (или текущих) планов развития организации в будущем, которое может быть совершенно отличным от деятельности организации в настоящий момент. Польза плана состоит в предпринятых анализах, прогнозах и определении различных тактик действий, которые показывают, как организация будет действовать в неосвоенных условиях для достижения своих целей. Его разработка дает возможность:
- определить цель деятельности организации;
- довести эти цели до всех потенциальных партнеров и акционеров;
- обеспечить координацией, связью и интеграцией действий всю
организацию в процессе достижения конечных целей;
- сократить расходы и удвоить усилия;
- установить стандарты, которые облегчат контроль;
- оценить деятельность каждого человека и группы в целом;
- предвидеть изменения;
- учитывать непредвиденные обстоятельства и создавать структуры
по разработке, выполнению и оценке программ действий.