речи у младших школьников с интеллектуальными
нарушениями
Экспериментальное исследование грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями проводилось на базе Государственного казённого образовательного учреждения Краснодарского края школы-интерната станицы Шкуринской, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями. Всего в исследовании приняло участие 10 младших школьников из коррекционной школы (таблица 1).
Таблица 1 – Список учащихся ГКОУ КК школы-интерната станицы
Шкуринской, принимающих участие в экспериментальном
исследовании
Испытуемый | Легкая умственная отсталость | Умеренная умственная отсталость |
Виктор Т. | + | |
Дарья Б. | + | |
Валентина Г. | + | |
Александр С. | + | |
Алина С. | + | |
Андрей Ж. | + | |
Адам Х. | + | |
Ирина С. | + | |
Жанна С. | + | |
Владимир С. | + |
Дети, участвующие в эксперименте, являются учащимися одного класса, спокойны и хорошо идут на контакт. Исследование проводилось на уроках русского языка и речевой практики.
|
|
Целью экспериментального исследования выступало изучение особенностей грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Реализация поставленной цели осуществлялась путем решения следующих задач:
1) экспериментальное изучение особенностей понимания и усвоения навыков словообразования у младших школьников с интеллектуальными нарушениями,
2) экспериментальное изучение особенностей понимания и усвоения грамматических форм у младших школьников с интеллектуальными нарушениями,
3) экспериментальное изучение особенностей понимания предложения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Были выбраны методы исследования, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Методы исследования грамматического строя речи у младших
школьников с интеллектуальными нарушениями
С целью исследования словообразовательных умений учащихся в речи было проведено наблюдение за свободным общением школьников с интеллектуальными нарушениями во время режимных моментов, за речью во время игр, прогулок. В результате выяснилось, что дети в процессе деятельности словообразовательные нормы русского языка используют редко или с нарушениями. У некоторых учащихся (Александра С., Адама Х., Ирины С.) в разговорной речи содержится «словотворчество», которое применяют дети дошкольного возраста.
При проверке уровня грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями использовались разработки и методические рекомендации таких авторов как З.А. Репина, Т.А. Фотекова, Г.В. Чиркина и др. Предлагаемый ими материал был соотнесён с возможностями учащихся коррекционной школы, были учтены индивидуальные особенности развития данных учащихся. Задания использованные в данном экспериментальном исследовании грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями представлены в таблицах 2-4.
|
|
Таблица 2 – Задания для экспериментального изучения особенностей
понимания и усвоения навыков словообразования у младших
школьников с интеллектуальными нарушениями
Словообразование | Инструкция | Предлагаемый материал |
Образование названий детенышей животных. | «У белки – бельчата, а у …» | У козы /У лошади/У лисы /У свиньи /У курицы |
Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме | «Это предмет- стул, его можно назвать ласково, если он маленький – стульчик. Я называю большой предмет, а ты соответствующий ему маленький.» | Зонт /Ключ /Яблоко /Огурец /Носок |
Образование относительных прилагательных | Ложка сделана из меди, значит она медная. Скажи, какой (какая)... | Батончик из шоколада/ Варенье из земляники/ Гвоздь из железа / |
Продолжение Таблицы 2
Словообразование | Инструкция | Предлагаемый материал |
Образование притяжательных прилагательных | «У собаки хвост собачий, а у …» | Коня/Лисы /Волка/ Медведя |
Образование глаголов с помощью приставки | Посмотрите на изображение и скажите, что делает девочка | Девочка идет / Девочка подходит к дому/ Девочка выходит из дома/ Девочка переходит улицу |
Образование сравнительной степени прилагательных | Осенью холодно, а зимой еще холоднее | Это здание высокое, а то ещё …/Сгущенка сладкая, а мёд ещё … /Тесьма широкая, а лента ещё …/ Альбом тонкий, а тетрадь ещё … |
Критерии оценки результатов в таблице 2:
5 баллов – все упражнения ребёнок выполнил верно и самостоятельно.
4 балла – большинство упражнений ребёнок выполнил верно, были допущены единичные ошибки, которые исправились самостоятельно или при помощи наводящего вопроса.
3 балла – большинство упражнений были выполнены с помощью уточняющих вопросов педагога, применяя контекстные подсказки, некоторые подсказки для ребенка были не доступны.
2 балла – при выполнении заданий ребёнку нужна значительная помощь, большинство упражнений недоступны.
1 балл – упражнения выполнены не были, не использует помощь.
Таблица 3 – Задания для экспериментального изучение особенностей
понимания и усвоения грамматических форм у младших
школьников с интеллектуальными нарушениями
Грамматические формы | Инструкция | Предлагаемый материал |
Употребление существительных множественного числа в именительном и родительном пад. | «Если предмет один скажем – тарелка, если много – тарелки, а если их не стало, то скажем, нет тарелок». Эта диагностика проходит с использованием картинок | Одно яблоко, а если много, то это -…/Не стало –…./ Один стол, а если много, то это-…/Не стало – / Одна конфета, а если много, то это - …/ Не стало -…/ Одна ручка, а если много, то это -… |
Продолжение таблицы 3
Грамматические формы | Инструкция | Предлагаемый материал |
Употребление существительных в косвенных падежах | Диагностика проходит с демонстрацией. | Где лежат продукты? (в холодильнике)/ Где лежит мяч (в коробке)/ Откуда девочка достает тетрадь? (из портфеля)/Куда мальчик поставил вазу?(на стол)/ С чем бывает пирожок? (С капустой, с картофелем) |
Согласование прилагательных с существительными в роде числе, падеже | Посмотри на изображение, скажи какой предмет, пример: жёлтое платье | Синяя куртка/ Зеленое яблоко/ Оранжевый апельсин/Красная машина/ Коричневый портфель |
|
|
Критерии оценки результатов таблицы 3:
5 баллов – все упражнения ребёнок выполнил верно и самостоятельно.
4 балла – большинство упражнений ребёнок выполнил верно, были допущены единичные ошибки, которые исправились самостоятельно или при помощи наводящего вопроса.
3 балла – большинство упражнений были выполнены с помощью уточняющих вопросов педагога, некоторые ошибки не были исправлены даже с помощью контекстных подсказок, но у ребёнка есть понимание.
2 балла – при выполнении заданий большинство ответов ребёнка неверны, коррекция с помощью наводящих вопросов отсутствует;
1 балл – упражнения выполнены не были.
Таблица 4 – Задания для экспериментального изучение понимания
предложения у младших школьников с интеллектуальными
нарушениями
Предложение | Инструкция | Предлагаемый материал |
Конструирование предложений | Из предложенных слов необходимо составить предложение | Девочка, сорвать, цветок. Мама, мыть, посуда. Дедушка, читать, газета. |
Критерии оценки результатов таблицы 4:
5 баллов – ребёнок составил все предложения верно и без какой-либо помощи.
4 балла – большинство предложений ребёнок составил верно, иногда требовалась небольшая уточняющая помощь.
3 балла – предложения были составлены в замедленной форме, ребёнок пользовался уточняющими вопросами педагога, иногда требовалось повторное воспроизведение слов.
2 балла – при выполнении задания требовалось повторное воспроизведение слов, частое использование подсказок и стимулирующих вопросов педагога, в составленных предложениях прослеживается нарушение порядка, замена слов и искажение смысла.
1 балл – упражнения выполнены не были.
Таким образом, экспериментальное исследование проводилось с каждым испытуемым индивидуально, исследовалось понимание и усвоение навыков словообразования, грамматических форм и предложений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. На основании сложения полученных результатов был выведен уровень грамматического строя речи каждого испытуемого школьника с интеллектуальными нарушениями.
|
|