Цель, задачи и методика исследования грамматического строя

речи у младших школьников с интеллектуальными

нарушениями

 

Экспериментальное исследование грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями проводилось на базе Государственного казённого образовательного учреждения Краснодарского края школы-интерната станицы Шкуринской, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями. Всего в исследовании приняло участие 10 младших школьников из коррекционной школы (таблица 1).

 

Таблица 1 –  Список учащихся ГКОУ КК школы-интерната станицы

Шкуринской, принимающих участие в экспериментальном

исследовании

 

Испытуемый Легкая умственная отсталость Умеренная умственная отсталость
Виктор Т. +  
Дарья Б. +  
Валентина Г. +  
Александр С.   +
Алина С. +  
Андрей Ж. +  
Адам Х.   +
Ирина С. +  
Жанна С. +  
Владимир С.   +

 

Дети, участвующие в эксперименте, являются учащимися одного класса, спокойны и хорошо идут на контакт. Исследование проводилось на уроках русского языка и речевой практики.

Целью экспериментального исследования выступало изучение особенностей грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

 Реализация поставленной цели осуществлялась путем решения следующих задач:

1) экспериментальное изучение особенностей понимания и усвоения навыков словообразования у младших школьников с интеллектуальными нарушениями,

2) экспериментальное изучение особенностей понимания и усвоения грамматических форм у младших школьников с интеллектуальными нарушениями,

3) экспериментальное изучение особенностей понимания предложения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Были выбраны методы исследования, представленные на рисунке 2.


 

Рисунок 2 – Методы исследования грамматического строя речи у младших

школьников с интеллектуальными нарушениями

С целью исследования словообразовательных умений учащихся в речи было проведено наблюдение за свободным общением школьников с интеллектуальными нарушениями во время режимных моментов, за речью во время игр, прогулок. В результате выяснилось, что дети в процессе деятельности словообразовательные нормы русского языка используют редко или с нарушениями. У некоторых учащихся (Александра С., Адама Х., Ирины С.) в разговорной речи содержится «словотворчество», которое применяют дети дошкольного возраста.

При проверке уровня грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями использовались разработки и методические рекомендации таких авторов как З.А. Репина, Т.А. Фотекова, Г.В. Чиркина и др. Предлагаемый ими материал был соотнесён с возможностями учащихся коррекционной школы, были учтены индивидуальные особенности развития данных учащихся. Задания использованные в данном экспериментальном исследовании грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями представлены в таблицах 2-4.

 

Таблица 2 –  Задания для экспериментального изучения особенностей

понимания и усвоения навыков словообразования у младших

школьников с интеллектуальными нарушениями

 

Словообразование Инструкция Предлагаемый материал
Образование названий детенышей животных. «У белки – бельчата, а у …» У козы /У лошади/У лисы /У свиньи /У курицы
Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме «Это предмет- стул, его можно назвать ласково, если он маленький – стульчик. Я называю большой предмет, а ты соответствующий ему маленький.» Зонт /Ключ /Яблоко /Огурец /Носок
Образование относительных прилагательных Ложка сделана из меди, значит она медная. Скажи, какой (какая)... Батончик из шоколада/ Варенье из земляники/ Гвоздь из железа /

 

 

Продолжение Таблицы 2

 

Словообразование Инструкция Предлагаемый материал
Образование притяжательных прилагательных «У собаки хвост собачий, а у …» Коня/Лисы /Волка/ Медведя
Образование глаголов с помощью приставки Посмотрите на изображение и скажите, что делает девочка Девочка идет / Девочка подходит к дому/ Девочка выходит из дома/ Девочка переходит улицу
Образование сравнительной степени прилагательных Осенью холодно, а зимой еще холоднее Это здание высокое, а то ещё …/Сгущенка сладкая, а мёд ещё … /Тесьма широкая, а лента ещё …/ Альбом тонкий, а тетрадь ещё …

 

Критерии оценки результатов в таблице 2:

5 баллов – все упражнения ребёнок выполнил верно и самостоятельно.

4 балла – большинство упражнений ребёнок выполнил верно, были допущены единичные ошибки, которые исправились самостоятельно или при помощи наводящего вопроса.

3 балла – большинство упражнений были выполнены с помощью уточняющих вопросов педагога, применяя контекстные подсказки, некоторые подсказки для ребенка были не доступны.

2 балла – при выполнении заданий ребёнку нужна значительная помощь, большинство упражнений недоступны.

1 балл – упражнения выполнены не были, не использует помощь.

 

Таблица 3 –  Задания для экспериментального изучение особенностей

понимания и усвоения грамматических форм у младших

школьников с интеллектуальными нарушениями

 

Грамматические формы Инструкция Предлагаемый материал
Употребление существительных множественного числа в именительном и родительном пад. «Если предмет один скажем – тарелка, если много – тарелки, а если их не стало, то скажем, нет тарелок». Эта диагностика проходит с использованием картинок Одно яблоко, а если много, то это -…/Не стало –…./ Один стол, а если много, то это-…/Не стало – / Одна конфета, а если много, то это - …/ Не стало -…/ Одна ручка, а если много, то это -…

 

 

Продолжение таблицы 3

 

Грамматические формы Инструкция Предлагаемый материал
Употребление существительных в косвенных падежах Диагностика проходит с демонстрацией. Где лежат продукты? (в холодильнике)/ Где лежит мяч (в коробке)/ Откуда девочка достает тетрадь? (из портфеля)/Куда мальчик поставил вазу?(на стол)/ С чем бывает пирожок? (С капустой, с картофелем)
Согласование прилагательных с существительными в роде числе, падеже Посмотри на изображение, скажи какой предмет, пример: жёлтое платье   Синяя куртка/ Зеленое яблоко/ Оранжевый апельсин/Красная машина/ Коричневый портфель

 

Критерии оценки результатов таблицы 3:

5 баллов – все упражнения ребёнок выполнил верно и самостоятельно.

4 балла – большинство упражнений ребёнок выполнил верно, были допущены единичные ошибки, которые исправились самостоятельно или при помощи наводящего вопроса.

3 балла – большинство упражнений были выполнены с помощью уточняющих вопросов педагога, некоторые ошибки не были исправлены даже с помощью контекстных подсказок, но у ребёнка есть понимание.

2 балла – при выполнении заданий большинство ответов ребёнка неверны, коррекция с помощью наводящих вопросов отсутствует;

1 балл – упражнения выполнены не были.

 

Таблица 4 –  Задания для экспериментального изучение понимания

предложения у младших школьников с интеллектуальными

нарушениями

 

Предложение Инструкция Предлагаемый материал
Конструирование предложений Из предложенных слов необходимо составить предложение Девочка, сорвать, цветок. Мама, мыть, посуда. Дедушка, читать, газета.

 

Критерии оценки результатов таблицы 4:

5 баллов – ребёнок составил все предложения верно и без какой-либо помощи.

4 балла – большинство предложений ребёнок составил верно, иногда требовалась небольшая уточняющая помощь.

3 балла – предложения были составлены в замедленной форме, ребёнок пользовался уточняющими вопросами педагога, иногда требовалось повторное воспроизведение слов.

2 балла – при выполнении задания требовалось повторное воспроизведение слов, частое использование подсказок и стимулирующих вопросов педагога, в составленных предложениях прослеживается нарушение порядка, замена слов и искажение смысла.

1 балл – упражнения выполнены не были.

Таким образом, экспериментальное исследование проводилось с каждым испытуемым индивидуально, исследовалось понимание и усвоение навыков словообразования, грамматических форм и предложений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. На основании сложения полученных результатов был выведен уровень грамматического строя речи каждого испытуемого школьника с интеллектуальными нарушениями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: